Шифрин, Лало
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдуа́р Виктуа́р Антуа́н Лало́ ( фр. Édouard-Victoire-Antoine Lalo ; 27 января 1823 , Лилль — 22 апреля 1892 , Париж ) — французский композитор .
Учился игре на скрипке в своём родном городе, а затем в Париже у Пьера Байо и Франсуа Антуана Абенека ; уроки композиции получил у Юлиуса Шульгофа . Играл на скрипке и альте в парижских оркестрах и в составе струнного квартета под руководством Жюля Арменго (с 1855 г.); для этого квартета написал свой струнный квартет. В раннем творчестве Лало преобладали камерные сочинения: два фортепианных трио, скрипичная соната ( 1856 ), цикл романсов на стихи Виктора Гюго . Две ранние симфонии были уничтожены автором.
Женитьба в 1865 г., после смерти первой жены, на одной из своих учениц, молодой певице Жюли Бернье-Малиньи, обратила помыслы Лало к опере, однако его первая работа в этом жанре, опера «Фиеско» ( фр. Fiesque ; 1866 , по пьесе Фридриха Шиллера « Заговор Фиеско в Генуе ») была отвергнута театрами и впервые исполнена целиком лишь в 2006 году . Это надолго отвратило Лало от работы для театра: только в 1875 г. он приступил к своей второй опере «Король города Ис» ( фр. Le Roi d'Ys , по бретонской легенде о затонувшем городе Ис ); в 1881 г. она была закончена и ещё семь лет ждала постановки, но зато премьера в 1888 г. в Опера-комик принесла композитору шумный успех. Работу над третьей оперой, «Жакерия», Лало завершить не успел. Кроме того, для сцены им был создан ещё балет «Намуна», поставленный в 1882 г. Люсьеном Петипа , но не завоевавший популярности.
Концертные сочинения Лало получили большее признание современников — начиная с Испанской симфонии для скрипки с оркестром ( 1874 ), премьера которой была с блеском исполнена другом Лало Пабло Сарасате . Популярностью пользовались и два последующих произведения Лало для скрипки с оркестром — ( 1878 ) и Русский концерт ( 1879 ; есть у Лало и «Русские песни» для виолончели и фортепиано). В стандартный репертуар виолончелистов по сей день входит Концерт для виолончели с оркестром ( 1877 ), в работе над которым Лало консультировался с его будущим первым исполнителем Адольфом Фишером . Последним крупным сочинением Лало стал фортепианный концерт (1889).
Творчество Лало высоко ценил Клод Дебюсси . Об оркестровой сюите из «Намуны» последний писал: «можно сказать, не ища других определений, что это шедевр по ритму и колоритности…» .