Interested Article - Фелицитас
- 2020-08-05
- 1
В древнеримской культуре felicitas (от латинского прилагательного felix , переводимого как «плодотворный, благословенный, счастливый, удачливый») — это состояние божественного вдохновения, блаженства или счастья, которое могло отождествляться как с плодовитостью женщины, так и с удачей полководца . Оно персонифицировалось в виде культа богини Фелицитас . Хотя имя богини можно перевести как «удача», а сама она имела некоторые общие черты и атрибуты с Фортуной , в римской религии эти два понятия различались . Фортуна была непредсказуема, а последствия её вмешательства могли быть негативными, о чём свидетельствует существование алтаря Mala Fortuna («невезение») . Фелицитас, напротив, всегда ассоциировалась с положительной стороной удачи. Она упоминалась с несколькими эпитетами, которые подчёркивали её божественную силу.
Храм, посвящённый Фелицитас, существовал в Риме ещё в середине II века до нашей эры, а в эпоху Римской республики она чествовалась на двух официальных религиозных праздниках : 1 июня в праздник Юноны и 9 октября в праздник Fausta Felicitas . Фелицитас продолжала играть важную роль в и часто изображалась на монетах как символ богатства и процветания Римской империи. Её главные атрибуты — кадуцей и рог изобилия .
Как добродетель или качество
В своём религиозном значении felix переводится как «благословенный, находящийся под покровительством или милостью богов; счастливый». Посредством felix достигалось pax deorum , состояние гармонии с божественным миром . Это слово происходит от праиндоевропейского *dhe(i)l , переводимого как «счастливый, плодотворный, продуктивный, насыщенный». К родственным ему латинским словам относятся femina («женщина», которая обеспечивает питание или кормит грудью), felo (кормить грудью младенца), filius («сын») и, вероятно, fello, fellare («выполнять фелляцию», с первоначально несексуальным значением «сосать») . На связь культа богини с влиянием на половую потенцию, увеличением и общей удачей в плодородии указывает надпись Hic habitat Felicitas («Фелицитас обитает здесь») на апотропейном рельефе фаллоса в пекарне в Помпеях .
В архаичной римской культуре felicitas было свойством, выражающим тесную связь между религией и сельским хозяйством. Так, во время жертвоприношений , проведённых Катоном Старшим в качестве цензора в 184 году до н. э., нашли ритуальные ошибки . В последующие три года Рим был поражён множеством дурных предзнаменований и чудес (prodigia), таких как сильные бури, эпидемии и «ливни крови», которые потребовали ряда искуплений (просьб) . Речь, которую Катон произнёс в свое оправдание, известна как Oratio de lustri sui felicitate . По утверждению Катона, следовало считать, что люстр принёс felicitas , «если бы урожаи заполнили хранилища, если бы урожай был обильным, если бы оливковое масло в изобилии текло из рощ» , независимо от того, что ещё произошло бы. Действенность ритуала могла быть выражена, таким образом, через его felicitas .
Способность развивать felicitas служила доказательством своего превосходства и божественной милости. Felicitas была одновременно божественным даром, качеством, которое обитало внутри индивида, и заразительной способностью порождать благоприятные условия вне себя : это была форма « харизматического авторитета» . Цицерон называл felicitas одной из четырёх добродетелей образцового полководца, наряду со знанием военной науки ( scientia rei militaris ), доблестью ( virtus ) и авторитетом ( auctoritas ). Доблесть служила непременным дополнением к felicitas , которая не должна была привязываться к тем, кто был её недостоин . Цицерон приписывал felicitas , в частности, Помпею Великому и отличал эту felicitas даже от божественной удачи, которой пользовались успешные полководцы, такие как Фабий Максим , Марцелл , Сципион Младший и Гай Марий .
Изречения Публилия Сира часто были связаны с божественными качествами, включая felicitas .
Эпитеты
Эпитеты Фелицитас:
- Augusta , богиня в её связи с императором и .
- Fausta , государственное божество, почитаемое 9 октября совместно с Venus Victrix и Genius Populi Romani (« Гением » римского народа, также известным как Genius Publicus ).
- Publica , «общественная» Фелицитас, то есть аспект божественной силы, который был связан с res publica , обществом или с римским народом ( Populus Romanus ).
- Temporum , Фелицитас «времён», подчёркивающая состояние felicitas для временных обстоятельств.
В астрономии
В честь Фелицитас назван астероид (109) Фелица открытый 9 октября 1869 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Литчфилд ,
Примечания
- Anna Clark, Divine Qualities: Cult and Community in Republican Rome (Oxford University Press, 2007), p. 228, quoting G. Sauron, Quis deum? L’expression plastique des idéologies politiques et religieuses à Rome (École française de Rome, 1994), p. 287.
- , "The Theology of Victory at Rome: Approaches and Problem, " Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.17.2 (1981), pp. 747, 798.
- Lawrence Richardson, A New Topographical Dictionary of Ancient Rome (Johns Hopkins University Press, 1992), p. 156.
- Clark, Divine Qualities, pp. 142, 146; , Roman Republican Coinage (Cambridge University Press, 1974), vol. 2, p. 738.
- H. Fugier Recherches sur l’expression du sacre' dans la langue latine Paris, 1963
- W. W. Skeat Etymological Dictionary of the English Language New York 1963 sv felicity, feminine
- J.N. Adams, The Latin Sexual Vocabulary (Johns Hopkins University Press, 1982), pp. 130—131.
- CIL IV, 1454.
- Clark, Divine Qualities, p. 10.
- Brendon Reay, "Agriculture, Writing, and Cato’s Aristocratic Self-Fashioning, " in Classical Antiquity 24.2 (2005), p. 332.
- Тит Ливий 39.46.3-5; 40.2.1, 19.1, 36.14-37.3.
- H. Meyer, Oratorum Romanorum Fragmenta (Paris, 1837), p. 145.
- Si horrea messis implesset, si vindemia redundasset, if oliveta large fluxissent : H. Malcovati, Oratorum Romanorum Fragmenta Liberae Rei Publicae (Turin, 1976, 4th ed.), pp. 26-27
- Reay, "Agriculture, Writing, and Cato, " p. 332.
- H.S. Versnel, Triumphus: An Inquiry into the Origin, Development and Meaning of the Roman Triumph (Brill, 1970), pp. 343, 348, 361ff.
- Fears, "The Theology of Victory, " p. 746.
- Fears, "The Theology of Victory at Rome, " p. 747—748.
- Clark, Divine Qualities , p. 245; Fears, "The Theology of Victory at Rome, " pp. 798—799.
- Divinitus adiuncta fortuna , in his work De lege Manilia ; Fears, "The Theology of Victory at Rome, " pp. 797—798.
- Clark, Divine Qualities , p. 222.
Источники
- Champeaux, Jacqueline (1987). Fortuna. Recherches sur le culte de la Fortune à Rome et dans le monde romain des origines à la mort de César. II Les Transformations de Fortuna sous le République (pp. 216—236). Rome: Ecole Française de Rome. ISBN 2-7283-0041-0 .
- Hammond, N.G.L. & Scullard, H.H. (Eds.) (1970). The Oxford Classical Dictionary (p. 434). Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-869117-3 .
Ссылки
- Gallery of Roman Imperial coins featuring Felicitas at
- 2020-08-05
- 1