Interested Article - Терсит
- 2021-03-04
- 1
Терси́т или Ферси́т ( др.-греч. Θερσίτης , букв. «наглый, дерзкий» ) — персонаж древнегреческой мифологии. Сын Агрия (или потомок Агрия ), из рода этолийских царей. Сверг Ойнея , затем изгнан Диомедом и убил Ойнея в Аркадии .
Мифы
Происхождение
Терсит впервые упомянут во второй песне « Илиады » Гомера , где его конфликту с Одиссеем посвящено 65 строк . Историки отмечают, что, в отличие от других персонажей, которые играют сходную или даже менее значительную роль, в «Илиаде» отсутствует какая-либо информация об отце, предках и месте рождения Терсита . На этом основании его могут называть незнатным воином . Однако существуют и другие сведения о данном мифологическом персонаже. В одном из схолиев написано: « Ферекид говорил, что Терсит был среди тех, кто пошёл за калидонским вепрем , и пропустивший вепря в схватке Терсит был сброшен в обрыв Мелеагром . Поэтому его тело было изувечено. И он говорит, что Терсит вёл происхождение от Агрия , Дии и Порфея » .
Из этого схолия можно воссоздать генеалогическое древо, в котором Терсит — этолийский царевич, родственник нескольких героев древнегреческой мифологии . Псевдо-Аполлодор описывает миф, согласно которому Терсит с братьями свергли Ойнея и передали царскую власть над Этолией своему отцу Агрию. Впоследствии Диомед убил всех сыновей Агрия, кроме Терсита и Онхеста, которые бежали в Пелопоннес, и передал царскую власть Андремону .
|
|
|
|
|
|
Порфаон | |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
Агрий |
|
Мелас |
|
|
Ойней | ||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Терсит |
|
Мелеагр |
|
|
|
|
Тидей | ||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диомед | ||||||||||||||||||
Историки обсуждали вопрос, являются ли позднеантичные источники описанием лакуны гомеровского текста, либо это «Илиада» опускает данные традиционных мифов. По одной версии, в древнегреческой мифологии существовало два Терсита — благородный и знатный царевич, а также дерзкий уродливый простой воин, которые затем были отождествлены в единого персонажа
. По другой, знатность Терсита создавала бы проблемы для повествования «Илиады». Замалчивание генеалогии Терсита позволяло рассказчику представить персонажа злобным уродом, которого мог безнаказанно ударить Одиссей
.
Внешний вид, поведение
Муж безобразнейший, он меж данаев пришёл к Илиону;
Был косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади
Плечи на персях сходились; глава у него подымалась
Вверх остриём, и была лишь редким усеяна пухом.
Только Терсит меж безмолвными каркал один, празднословный;
В мыслях вращая всегда непристойные, дерзкие речи,
Вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность,
Все позволяя себе, что казалось смешно для народа.
…
Их он всегда порицал; но теперь скиптроносца
Атрида
С криком пронзительным он поносил
Описание внешнего вида Терсита предшествует его речи. Автор повествования стремится ещё до выступления вызвать у слушателя негативное отношение к данному персонажу . В «Илиаде» уродство Терсита подчёркивает низменность его поступков. Внешность служит формой, которая отражает суть его последующей речи . Гомер приписывает Терситу всё, что «отвергается героической этикой и эстетикой», — хромоногость, безобразие, косоглазие и горбатость .
Терсит в «Илиаде» является олицетворением пустословия и бессмысленной активности, символом «празднословного карканья» .
Участие в Троянской войне. Конфликт с Одиссеем
Появлению Терсита в «Илиаде» предшествовал ряд событий. Повествование включало ссору Агамемнона с Ахиллом, их взаимные оскорбления и отказ последнего участвовать в сражениях. Ахилл обратился к матери Фетиде , которая упросила Зевса наказать Агамемнона. Зевс навеял главнокомандующему греков ложный сон о том, что в следующем сражении он захватит Трою. Агамемнон созвал совет старейшин, где предложил испытать войска. Войску он сказал, что следует бежать домой. Агамемнон напрасно ожидал, что греки отвергнут предложение. Все бросились к кораблям, чем поставили под угрозу весь поход. Тогда Одиссей убеждая знатных военачальников и принуждая простолюдинов смог вернуть их на место проведения собрания, где, как ожидается, будет принято решение продолжить войну .
После завершения всех приготовлений к новому собранию и появляется Терсит. После соответствующего описания внешних и внутренних качеств оратора все его последующие слова должны выглядеть разочаровывающе. В своей речи Терсит критикует Агамемнона. Таким образом смутьян становится единственным препятствием для Одиссея, который всеми силами стремится восстановить порядок в войске. При этом Одиссей даже не думает опровергать аргументы Терсита. Он лишь подчёркивает отсутствие у Терсита права выступать на собраниях. Свой приказ Одиссей подкрепляет силой, ударив Терсита скипетром по спине. В данном случае скипетр представляет собой символ царской власти, который на время дал Одиссею Агамемнон при выполнении конкретного задания .
В противостоянии Одиссея с Терситом последнее слово остаётся за толпой. Как только Терсит заплакал от боли, тем самым показав отсутствие мужества, толпа разразилась смехом. В тот самый момент, когда Терсит заплакал, Одиссей победил .
При анализе критики Терсита в адрес Агамемнона исследователи «Илиады» не видят чего-либо экстраординарного. Ещё римский ритор Квинтилиан писал: « Часто одно и то же слово в устах у одного почитается откровенностью, у другого безрассудством, у третьего наглостью. То, например, что́ говорит Терсит Агамемнону, достойно смеха: те же слова вложи в уста Диомеду , или подобному ему, будут означать великое мужество » . При анализе упрёков в адрес Агамемнона со стороны Ахилла и Терсита прослеживается параллелизм. Оба, на первый взгляд противоположных, персонажа обвиняют царя в алчности, в том, что Агамемнон забирает добытую другими добычу и другом подобным. Две строки «Илиады» в первой и вторых песнях, где Ахилл и Терсит критикуют Агамемнона, повторяются дословно . Однако, если конфликт Агамемнона с Ахиллом не на шутку взволновал всё войско, то выступление Терсита стало лишь комическим эпизодом, на который никто не обратил особого внимания. Если возмущение Ахилла было воспринято как справедливое и обоснованное, то слова Терсита в глазах войска стали наглой выходкой недостойного выскочки. В научной литературе существует мнение, что Терсит являлся выразителем мнения «греческой черни», а его выступление стало отображением антиаристократического протеста .
Гибель
По одной из версий мифа, описанной в « Эфиопиде », был убит Ахиллом за надругательство над телом убитой царицы амазонок Пенфесилеи (или за то, что подозревал Ахилла в любви к Пенфесилее ). Однако Софокл считает, что Ферсит пережил Ахилла .
В изобразительном искусстве и литературе
Терсита рассматривают в качестве одного из первых трикстеров — героя, на фоне которого особо ярко проявляются достоинства главного персонажа .
Действующее лицо трагедии Херемона «Ахилл — убийца Ферсита». Похвальное слово ему произнёс Тимей .
К образу Терсита несколько раз обращался Платон . Античный философ отстаивал необходимость самосовершенствования, правления лучших — меритократию . Терсит для него был антигероем, персонажем, выбравшим путь морального и физического разложения, который превратился из знатного царевича в последнего из мерзавцев . Платон, который верил в переселение душ, писал, что «всеобщее посмешище» Терсит после смерти стал обезьяной .
В науке
В клинической психологии используют термин «комплекс Терсита», который подразумевает связанное с действительным или мнимым телесным несовершенством психопатологическое снижение самооценки. Наиболее часто встречается у подростков . Филолог Т. В. Тритенко подчёркивает, что в данном случае использован несоответствующий образ мифологического персонажа. Внешнее уродство мифологического Терсита не соответствует внутреннему у лиц с одноимённым комплексом. В мифах уродство Терсита носит не только внешний, но и внутренний характер .
Примечания
- , с. 20.
- Квинт Смирнский. После Гомера I 1047
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 6
- Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 212—277
- , с. 28—29.
- ↑ .
- ↑ , с. 29.
- , I, VIII, 6.
- .
- , с. 30.
- Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 216—219
- Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 215—222
- ↑ , с. 21.
- .
- , с. 41.
- , с. 17—20.
- , с. 22—25.
- , с. 25.
- , XI, I, 37.
- ↑ , с. 23.
- , с. 141.
- , с. 42—43.
- , Эпитома V, 1.
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 1; Квинт Смирнский. После Гомера I 1009—1016
- Арктин. Эфиопида, синопсис
- Софокл. Филоктет 442—445
- , с. 40.
- Полибий. Всеобщая история XII 26b, 5
- , Горгий 525 e, с. 572.
- , Государство 620 c, с. 492.
- , с. 41—42.
- , с. 97.
- , с. 11.
Литература
Источники
- Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
- Гомер . Илиада / пер. Н. И. Гнедича . Изд. подг. А. И. Зайцев . — Л. : Наука , 1990.
- Квинтилиан . Риторические наставления. — СПб. : Типография Императорской Российской Академии, 1834.
- Платон . Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, Л. Л. Τахо-Годи. Автор вступительной статьи и статей в примечаниях А. Ф. Лосев . — М. : Мысль, 1990. — Т. 1. — (Философское наследие). — ISBN 5-244-00451-4 .
- Платон. Часть 1 // Сочинения в четырёх томах / Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — Т. 3. — 752 с. — ISBN 978-5-288-04369-7 .
Исследования
- Ботвинник М. Н. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1980. — С. 974.
- Земцова Е. Е. // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. — Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2017. — Вып. 54 , № 1 . — ISSN .
- История греческой литературы / Под редакцией С. И. Соболевского , Б. В. Горнунга , З. Г. Гринберга , Ф. А. Петровского , С. И. Радцига . — М. — Л.: Издательство АН СССР, 1946. — Т. I. Эпос, лирика, драма классического периода.
- Карабущенко П. Л. // Вопросы элитологии. — 2021. — Т. 2 , № 1 . — С. 21—47 . — ISSN . — doi : .
- Линкольн Б. // Вестник древней истории . — 1994. — № 2 . — С. 17—33 .
- Романова К. С. // Дискурс-Пи. — Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2005. — Т. 5 , № 1 . — С. 96—99 . — ISSN .
- Тритенко Т. В. . — М. , 2011.
- Туманс Х. // Аристей. Aristeas: вестник классической филологии и античной истории. — 2011. — Т. 4 , № 4 . — С. 27—51 .
- . // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1916—1924. — Bd. V. — Kol. 665—675.
- 2021-03-04
- 1