Interested Article - Перагалло, Марио
- 2021-03-04
- 1
Марио Перагалло ( итал. Mario Peragallo ; 25 марта 1910 — 23 ноября 1996 ) — итальянский композитор.
Жизнь и творчество
Родился и вырос в Риме. Композицию изучал под началом и Альфредо Казеллы . Параллельно занимался на фортепиано. Первые сочинения датированы 1920-ми годами. С самого начала тяготел к опере . В ранний период (до 1945 года) был близок традиции веризма в духе Риккардо Дзандонаи и позднего Пуччини . В послевоенные годы, испытав влияние музыки Шёнберга , начал использовать додекафонную технику , с первых своих опытов, впрочем, обозначив своеобразность подхода к трактовке серии и оставшись верным лиризму работ предыдущего периода. Типичным в этом смысле является драматический мадригал «Холм» (La collina, 1947). Широкая известность пришла к композитору с оперой «Загородная прогулка» (1953), в которой им контрастно и символически сталкивались тональное и додекафонное.
В последующие годы был художественным директором Римской филармонической академии (1950—53; сменил на этом посту Гоффредо Петрасси ), секретарём (1950—56) и президентом (1956—60 и 1963—85 гг.) итальянской секции Международного общества современной музыки .
В конце 1950-х, когда музыка Перагалло по своему языку приближалась к авангарду тех лет (в частности, исследуя возможность взаимодействия традиционных музыкальных инструментов и альтернативных источников звука) пережил глубокий творческий кризис и сочинять перестал.
Молчание композитора длилось более двадцати лет и было прервано лишь в 1980 году работой «Emircal» на смерть Луиджи Даллапикколы . Сохранилось письмо Даллапикколы к Перагалло от 1966 года , в котором тот выражает свою озабоченность затянувшимся перерывом в творчестве Перагалло и призывает его вновь взяться за работу. Однако лишь смерть Даллапикколы подтолкнула к началу работы, посвящённой его памяти. Состоящее из двенадцати сцен (как дань додекафонии Даллапикколы) сочинение для голосов, оркестра и магнитофонной ленты исходит из высказывания, приписываемого Блаженному Августину (как и текст оставленного на рояле Даллапикколы наброска в день его смерти) и заканчивающегося словом «lacrime» (ит. «слёзы»). В седьмой сцене, «Lied» (Песнь), текст псевдо-Августина обращается (аллюзия на структуру последнего законченного сочинения Даллапикколы, « Прощание ») и поётся задом наперёд, таким образом начинаясь буквами «emircal», что и дало работе название . Магнитофонная лента, задействованная в «Emircal», служит для ввода в текст произведения записей исполнителей особенно близких Даллапикколе: звучание голоса Магды Ласло , скрипки Сандро Матерасси и виолончели Амедео Бальдовино . Эпилог (одиннадцатая сцена) цитирует мотивы « Узника », « », кантаты « » и « Молитв ». Премьера «Emircal» состоялась 20 мая 1980 года на Флорентийском музыкальном мае . Дирижировал Лучано Берио .
После завершения работы над «Emircal» Перагалло продолжил достаточно активно сочинять музыку (преимущественно инструментальную) до конца своей жизни. В числе наиболее значительных работ камерный концерт для кларнета «Perclopus» (1982), Второй фортепианный концерт (1988) и др.
Сочинения
Камерная музыка
- Композиция, для фортепиано (1927)
- Балет, для фортепиано (1929)
- Прелюдия, для гитары (1933)
- Струнный квартет № 1 (1933)
- Струнный квартет № 2 (1934)
- Концертино, для фортепианного квартета (1935)
- Струнный квартет № 3 (1937)
- Музыка для двойного струнного квартета с ансамблем (1948)
- Фантазия, для фортепиано (1953)
- Вибрации, для флейты, «типтофона» (комплекс ударных инструментов изобретения Перагалло) и фортепиано (1960)
- Двухголосные инвенции , для фортепиано в четыре руки (1988)
- Три хроматических ричеркара , для фортепиано в четыре руки (1988)
- Ничто-не-ново (Nientedinuovo), «восемь маленьких музыкальных приношений Per... Ori... St... Ia», для кларнета и фортепиано (1990)
- Три музыкальных номера, для виолончели и фортепиано (1990)
Оркестровые сочинения
- Адажио , для арфы, фортепиано и струнного оркестра (1927)
- Ленто , для струнного оркестра (1927)
- Лирическая симфония, для голоса с оркестром (1929)
- Концерт для оркестра (1941)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1950)
- Фантазия для симфонического оркестра (1950)
- Концерт для скрипки с оркестром (1954)
- Совмещённые формы (Forme sovrapposte), для оркестра (1959). Посвящено Луиджи Даллапикколе.
- Perclopus, камерный концерт для кларнета, духового квинтета, струнного квинтета и магнитофонной ленты (1982)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1988)
Вокальная музыка
- Джиневра (La Ginevra degli Almieri), мелодрама в трёх актах на либретто Джоваккино Форцано (1937)
- Знамя святого Георгия (Lo Stendardo di San Giorgio), мелодрама в трёх актах на либретто Джоваккино Форцано (1941)
- Холм (La collina), драматический мадригал для солистов, хора и камерного оркестра на текст из «Антологии Спун-Ривер» Эдгара Ли Мастерса (1947)
- In memoriam, хорал и ария, для смешанного хора с оркестром на текст Луиджи Даллапикколы (1947)
- De profundis, для смешанного хора без сопровождения (1952)
- Загородная прогулка (La gita in campagna), одноактная опера в трёх картинах на текст Альберто Моравиа (1953)
- Парик императора (La parrucca dell' imperatore), опера, сценическое рондо на текст (1953)
- Emircal, для симфонического оркестра, голосов и магнитофонной ленты, на текст, приписываемый Блаженному Августину, и слова (1980)
Примечания
- Enzo Restagno. Il silenzio di Peragallo // Il 43° Maggio Musicale Fiorentino. — Firenze, 1980. — С. 151 .
- Dietrich Kämper. XI. Epilogo // Luigi Dallapiccola. La vita e l'opera. — Firenze: Sansoni Editore, 1985. — С. 302—304.
Ссылки
- от 20 сентября 2016 на Wayback Machine
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine (рус.)
- 2021-03-04
- 1