Interested Article - Tempus destruendi — Tempus aedificandi

«Время разрушать — Время строить» ( лат. Tempus destruendi — Tempus aedificandi ) — хоровой диптих Луиджи Даллапикколы , написанный в 1970—1971 годах на тексты Паулина Аквилейского и ирландского монаха Дерматуса.

История написания

Сочинение было написано по заказу, полученному в 1968 году во время подготовке к мировой премьеры « Улисса » в Берлине от главы фонда «Иерусалимский тестимониум» для проводившегося под его эгидой фестиваля в Тель-Авиве ; единственным ограничением, которое накладывалось на композитора, был выбор текстов, в которых должен был фигурировать Иерусалим . После долгих поисков, в которых решающую роль сыграла супруга композитора , Даллапиккола остановил свой выбор на «Проповеди» («Exhortatio») ирландского монаха XI века Дерматуса, призывавшего к возвращению в Иерусалим, чтобы собрать там разбросанные камни святилища и выстроить его заново . Работа была завершена в конце 1970 года. Уже после мировой премьеры «Проповеди» Даллапиккола решил достроить сочинение до диптиха, предварив написанное частью с противоположным смыслом, которой стал «Плач» («Ploratus») Паулина Аквилейского по разрушенной Аквилее . Одним из мотивом к развитию работы послужило осознание Даллапикколой того парадокса, что начиная с 1933 года, когда были завершены его « », он ничего не написал для хора без сопровождения, несмотря на то, что всегда считал именно хор чистейшим из материалов доступных композитору . Название диптиха Даллапиккола позаимствовал из латинского перевода Экклезиаста .

Сочинение также дало название опубликованной после смерти композитора его переписке с музыковедом Массимо Милой .

О языке произведения

В своём анализе работы Эдисон Денисов подчёркивал естественность изложения серии (BA4517896023) как выразительной мелодии : «неоднократные повторения отдельных мелодических ячеек останавливают внимание слушателя на основных интонационных комплексах, расчленяют серию и помогают её восприятию» . С расчленением серии и другими операциями над ней также связывают заложенный в работу символический план («время разбрасывать камни, и время собирать камни»)

Первые исполнения

Мировая премьера написанной первой заключительной части состоялась 4 января 1971 года в Тель-Авиве на фестивале «Тестимониум». Камерным хором «Ринат» дирижировал Гари Бертини . После премьеры Бертини сообщил композитору, что работа, несмотря на высокий уровень сложности, не представляла неразрешимых проблем для чистого интонирования, что Даллапикколу, в свете ставших расхожими вердиктов о «неисполнимости» его партитур, необыкновенно воодушевило . Диптих целиком был впервые исполнен 26 августа 1971 года на 28-й Сиенской музыкальной неделе в исполнении Камерного хора « RAI » под управлением Нино Антонеллини (в рамках того же авторского концерта состоялась итальянская премьера « Sicut umbra... »). Технически образцовое и эмоционально насыщенное исполнение произвело фурор .

Записи

  • Хор «BBC Singers» под управлением Джона Пула. Издано в 1975 году на лейбле «Argo» (ZRG 791). Запись считается неудачной из-за проблем с интонированием .
  • New London Chamber Choir под управлением Джеймса Вуда. Запись 04.1992 (впервые опубликована в 1995; Erato 4509-98509-2).
  • Wiener Konzertchor под управлением Готфрида Рабля в антологии «Хоровая музыка XX века» (ORF, 2002).

В Архиве Даллапикколы во Флоренции доступны для ознакомления записи с израильской и сиенской премьер, а также запись исполнения сочинения хором Нидерландского радио в 1972 году

Примечания

  1. Dallapiccola, Luigi. // Parole e musica = Tempus destruendi — Tempus aedificandi / A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. — Milano: Il Saggiatore, 1980. — P. 538—540. — ISBN 9783885830054 .
  2. / a cura di Livio Aragona ; prefazione di Pierluigi Petrobelli. — Milano: Ricordi, 2005. — 428 p. — ISBN 8875927987 . 20 декабря 2013 года.
  3. В цифровой нотации: 0 — до, 1 — до#… A (10) — ля#, B (11) — си.
  4. Денисов, Э. В. // / Ценова, В. С. . — М. : Московская консерватория , 1999. — С. 113—117. — 500 экз. ISBN 5-89598-052-X . 6 марта 2013 года.
  5. Bruni, Franco. Musica visiva // Studi su Luigi Dallapiccola. Un seminario / Arrigo Quattrocchi. — Libreria musicale italiana. — Lucca, 1993. — P. 15—30. — (Musicalia). — ISBN 9788870960679 .
  6. Kämper, Dietrich . Le ultime opere // Luigi Dallapiccola. La vita e l'opera. — Firenze: Sansoni Editore, 1985. — P. 275—298.
  7. Nathan, Hans. // The Musical Quarterly. — 1978. — Т. 64 , вып. 4 . — С. 549—560 . 24 марта 2016 года.
  8. . Дата обращения: 30 января 2013. 4 февраля 2013 года.

Библиография

Ссылки

Источник —

Same as Tempus destruendi — Tempus aedificandi