Мессианизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Польский мессианизм ( Христос Европы , польск. Mesjanizm polski) — направление в польской философии , расцвет которого пришёлся на период между восстаниями в XIX веке. Это специфически польская философия, для которой характерно построение спекулятивных метафизических систем с одной стороны и стремление к реформированию мира с другой. А также общее мнение, что поляки как народ обладают выдающимися способностями, которые особым образом отличают их от прочих народов мира. Как таковая, эта идея (идея особенности конкретного народа и страны) имеет много сторонников и в других странах.
В XVII—XVIII веках среди евреев появлялись секты, опирающиеся на харизму предводителя, признаваемого единоверцами мессией . Быть может это направление в философии появилось именно из-за тесного контакта с евреями, другой причиной его возникновения может быть просто глубокая религиозность. Уже в период барокко начали появляться философии сарматизма — первые зачатки мессианизма. Польский народ, происходящий якобы от древнего народа сарматов , должен был играть особую роль в истории мира. Речь Посполита обоих народов должна была быть «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы » . Идею эту наилучшим образом выразил Веспасиан Коховский в гражданских псалмах Псалмодии польской (Псалмы V, VII, IX, XV, XXVI, XXXVI).
Романтический мессианизм родился из иудеохристианской традиции. В Польше идея мессианизма была особо популярна, Польша понималась как Иисус, призванный спасти и объединить грешников, то есть остальные народы Европы.
У Юзэфа Гёнэ-Вроньского , введшем в польскую философию понятие мессианизм, роль мессии, который должен был ввести человечество в эпоху счастья, отводилась философии. У главного популяризатора мессианизма среди широкой общественности поэта Адама Мицкевича им была уже Польша.