Глушик, Екатерина Фёдоровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Екатери́на Фёдоровна Са́винова ( 26 декабря 1926 , с. Ельцовка , Алтайский край — 25 апреля 1970 , Новосибирск ) — советская киноактриса, заслуженная артистка РСФСР (1965) . Супруга кинорежиссёра Евгения Ташкова и мать актёра Андрея Ташкова .
На протяжении своей недолгой жизни снялась в примерно трёх десятках кинофильмов. Её острохарактерное, комедийное дарование раскрылось в главной роли Фроси Бурлаковой в кинофильме « Приходите завтра… » (1963) и кухарки Матрёны в кинофильме « Женитьба Бальзаминова » (1964) . На I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964) фильм «Приходите завтра…» принёс Екатерине Савиновой приз «За лучшую женскую роль».
В числе других кинокартин с её участием значатся « Кубанские казаки » (1949); « Большая семья » (1954), лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актёрский ансамбль» за 1955 год); « Тень у пирса » (1955) и « В один прекрасный день » (1955), где она сыграла главные роли, и другие.
Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовке тогдашнего Сибирского (ныне — Алтайского ) края в семье крестьянина-бедняка , была третьим ребёнком в семье .
По национальной принадлежности являлась русской . Её предки переселились в Сибирь из Пензенской губернии во времена Столыпинской реформы и обосновались в алтайском селе Ельцовка . Их постоянными соседями были также выходцы из Пензенской губернии Бурлаковы . У своей подруги Евдокии Петровны Бурлаковой (в замужестве Кулешовой) Екатерина в дальнейшем позаимствовала фамилию для своей героини из фильма « Приходите завтра… » . Впоследствии Евдокия Кулешова вспоминала: «Ещё наши деды вместе приехали из голодной тогда Пензенской губернии в Сибирь на вольные просторы. Приглянулись им живописные места на берегу Чумыша . Вместе выбрали на жительство Ельцовку, вместе валили лес, по-соседски помогали друг другу обживаться на новом месте. Это было в 1910 году. Таушканов Григорий дал семье Савиновых избушку, там они и жили» .
Мать актрисы, Мария Семёновна Маркина (1895—1946), была родом из Ельцовки. Ещё ребёнком она начала работать у купца Шацкого. Будучи неграмотной, была обучена чтению и письму детьми. Из батраков был и отец, Фёдор Яковлевич Савинов. Окончив 3 класса церковно-приходской школы , он, по тем временам, считался грамотным человеком. В 1930 году родители вступили в колхоз , и до 1943 года Фёдор Савинов работал счетоводом в колхозе «имени Чапаева» и «Прожекторе» .
С 1934 по 1944 год Екатерина Савинова училась в Ельцовской средней школе. Учиться начала в семилетнем возрасте, хотя в школу в то время принимали с восьми. По воспоминаниям близких Екатерине людей, её матери удалось добиться, чтоб дочери позволили некоторое время посидеть в школе. Расчёт сводился на то, что она в последующем сама не пойдёт туда. Однако Екатерина Савинова продолжила учиться .
В школьные годы Екатерина Савинова активно участвовала в художественной самодеятельности учащихся, постоянно была членом драматического и хорового кружка . Как вспоминала Евдокия Бурлакова, «начиная со 2-го класса Катя уже была заводилой во всех делах: подбивала подруг устраивать концерты» . По рассказу старшей сестры актрисы, Марии Фёдоровны Панченко: «В школе всё время была организатором самодеятельности… Катя очень много пела. Песни разучивала с граммофонных пластинок… Электричества в селе не было, поэтому все концерты и спектакли проходили при освещении керосиновых ламп. Почти все вечера проводила она в школе или в клубе: репетиции, спевки, разучивание новых песенок, арий из опер и оперетт. Она пела не только на концертах в школе и клубе, но часто по радио из районного радиоузла» .
Трижды Савинова принимала участие в районных олимпиадах (1939, 1940 и 1944), получив премии . На состоявшемся в июне 1944 года в Барнауле краевом смотре художественной самодеятельности школ и детдомов, она получила отличную оценку жюри по художественному слову .
По воспоминанию Евдокии Бурлаковой:
После окончания школы… Катя твёрдо решила учиться на артистку. Время было трудное, военное. Мать Кати Мария Семёновна отговаривала её ехать в Москву , где жил старший брат Александр, повременить с учёбой, потому что не с чем было отправлять её, не во что было даже одеть. Но Катя чувствовала уверенность в своих силах и решила во что бы то ни стало добиться своей цели, убедив мать в правильности своего поступка. Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у ссыльных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву. И, наверное, не случайно в кинофильме «Приходите завтра…» есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье .
Приехав в Москву, девушка намеревалась подать документы во ВГИК , но опоздала и тогда решила поступать в Землеустроительный институт . Проучившись полгода в институте, Савинова вновь отправилась во ВГИК, когда туда начались экзамены. Однако вскоре после поступления она была отчислена руководителем курса, посчитавшим, что её призвание не кино, а театр . Тем не менее, в 1945 году Екатерине Савиновой удалось поступить во ВГИК, при поступлении её заметили педагоги О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков , принявшие девушку в свою мастерскую .
В 1950 году Екатерина Савинова окончила ВГИК, получив диплом с отличием по специальности актёр кино с присвоением квалификации киноактриса . В составленной характеристике на студентку-выпускницу Екатерину Савинову, подписанной директором ВГИКа В. Н. Головнёй , секретарём партбюро П. Емельяновым и деканом актёрского факультета Г. А. Тавризяном, читаем: «Е. Савинова является молодой талантливой актрисой. Юмор, обаяние, неистощимая фантазия, поражающая правдивость и органичность поведения отличают её дарование. Савинова удачно справляется с бытовыми, лирическими и характерными ролями. Её способность перевоплощения свидетельствуют о её большом сценическом диапазоне. Самостоятельно решает серьёзные актёрские задачи. Необычайно работоспособна» .
Будучи студенткой, Екатерина Савинова появляется в роли Кати Сорокиной в фильме « Страницы жизни » (реж. Б. В. Барнет и А. В. Мачерет ), снятом в 1948 году на Свердловской киностудии . Сам фильм в её творческой карточке, заполненной 3 марта 1962 года, не указан .
Её дебютной ролью именуется роль Любочки в комедии « Кубанские казаки » (реж. И. А. Пырьев ), снятой в 1949 году на Мосфильме . В вышеупомянутой характеристике на студентку-выпускницу Савинову есть следующая запись: «Очень удачно снималась в роли Любочки в фильме „Кубанские казаки“» .
Начиная с июля 1950 года, Екатерина Савинова была киноактрисой Центральной студии киноактёра . Несмотря на то, что после «Кубанских казаков» Савинова снималась каждый год, ей предлагали второстепенные, эпизодические роли . Так, в короткометражном стереофильме « В степи » (1950) она — комбайнер ; в короткометражном фильме « Чук и Гек » (1953) — девушка-почтальон ; в фильмах « Алёша Птицын вырабатывает характер » (1953) и « Баллада о солдате » (1959) — продавец мороженого и проводница соответственно . В этих и других кинокартинах, где актриса получила эпизодическую роль (например: « Композитор Глинка » (1952), « Вихри враждебные » (1953) и т. д.), её имя отсутствует в титрах . Кинофильм « Степные зори » (1953), где Савиновой досталась роль трактористки, был и вовсе не выпущен на экраны . Все перечисленные фильмы не указаны в её творческой карточке, заполненной 3 марта 1962 года .
В 1995 году вышел документальный фильм из авторского цикла « Чтобы помнили » актёра театра и кино, народного артиста России Л. А. Филатова , где последний говорил:
Я советовался с близкими людьми Екатерины Савиновой, и мы договорились не рассказывать какие-то истории из её жизни, потому что это потребовало называние каких-то фамилий ещё. …И всё-таки одну историю, не называя имён, не называя фамилий, постараюсь пересказать. Дело в том, что на одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства. …в общем, получил за это пощёчину. …Но прошло время и на этом, как бы, дело не закончилось. И этот режиссёр, теперь уже как сановник, продолжал принимать участие в судьбе Екатерины Савиновой. И с той поры, в какой бы основательной, серьёзной картине она ни была утверждена…, несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования — она не снималась в этих картинах. Постоянно поступал „высокий“ запрет, и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях .
Существует версия, что запретил её снимать кинорежиссёр И. А. Пырьев , у которого Савинова сыграла роль Любочки в «Кубанских казаках», и который возглавлял различные учреждения и организации, имевших отношение к кинематографии. Якобы Савинова публично дала ему пощёчину, когда тот попытался приударить за ней. Ещё ходил слух, что к запрету был причастен некий чиновник, также положивший глаз на актрису .
Помимо многих эпизодических ролей, в 1955 году Екатерине Савиновой довелось получить главную роль в двух кинофильмах, снятых киностудиями Советской Украины . Она сыграла официантку Клаву Шубину в детективе « Тень у пирса » (реж. М. Б. Винярский ) производства Одесской киностудии и девушку-дирижёра Катю Воропай в лирической комедии « В один прекрасный день » (реж. М. Я. Слуцкий ) производства Киевской киностудии художественных фильмов . «Тень у пирса» стал лидером проката 1955 года, заняв 7-е место (29, 7 млн зрителей) .
До этого, в 1954 году, на киностудии Ленфильм была снята драма « Большая семья » (реж. И. Е. Хейфиц ), являющаяся экранизацией романа В. А. Кочетова «Журбины». В этой кинокартине Екатерина Савинова исполнила роль Дуняши Журбиной, супруги представителя третьего поколения семьи Кости Журбина (роль Б. В. Битюкова ). На состоявшемся в следующем году VIII Международном кинофестивале в Каннах коллективу исполнителей присудили премию за лучшее актёрское исполнение .
После окончания ВГИКа Екатерина — единственная со всего курса — была приглашена работать во МХАТ , но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения.
При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле « Бедность не порок » по одноимённой пьесе Александра Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля Алексея Дикого ; Екатерина должна была играть одну из главных ролей (Кабаниха) в пьесе « Гроза », которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.
В январе 1960 года состоялась премьера короткометражного фильма «Месть» (реж. И. И. Поплавская ), где у Савиновой была эпизодическая роль горожанки (нет в титрах) . Затем ролей у актрисы не было, пока её супруг не приступил к съёмкам кинокартины « Приходите завтра… », которую считал «своей наиболее удачной режиссёрской работой и, конечно, удивительной актёрской работой Екатерины Савиновой» . Ей предстояло сыграть героиню кинофильма Фросю Бурлакову.
Пока Екатерина Савинова была без работы в кино, она училась в Институте имени Гнесиных и к началу съёмок кинокомедии уже была на последнем курсе института . Савинова имела большой диапазон (3,5 рабочих октавы) и в роли Фроси ей была предоставлена возможность продемонстрировать свои вокальные способности . В будущем сестра кинорежиссёра, Мария Ташкова, оставит следующие слова: «…жаль, что нет записей её пения, кроме как в кинофильме „Приходите завтра“» . Между тем, одну песню («Ой, цветёт калина») Савинова вместе с К. С. Лучко («Любочка» и «Даша Шелест» по фильму) исполняли в комедии «Кубанские казаки», но зато в фильме «В один прекрасный день» вместо Савиновой («Катя Воропай» по фильму) пела певица Г. М. Великанова .
Сценарий для художественного кинофильма «Приходите завтра…» Евгений Ташков написал по биографии Екатерины Савиновой . Он выступил не только режиссёром и сценаристом кинокартины, но также озвучил героя фильма, скульптора Николая Васильевича (роль А. Д. Папанова ) и снялся в эпизодической роли молодого человека в солнечных очках, слушающего как поёт из окна Фрося (нет в титрах) . Сама Екатерина Савинова не только сыграла свою героиню Фросю Бурлакову, но и озвучила домработницу Марию Семёновну (роль Н. М. Животовой ) . Настоящему педагогу актрисы по ВГИКу, Б. В. Бибикову , была предложена роль профессора Александра Александровича Соколова .
Заместитель директора Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая по научной работе, Елена Огнева, в своей статье о Савиновой рассуждала: «На первый взгляд сюжет картины „Приходите завтра…“ прост. Фильмов с подобным сюжетом в истории кино много. Отчего же именно героиня Савиновой так полюбилась кинозрителям? Возможно оттого, что эта роль, как и весь фильм, — невыдуманная история, это экранное отображение собственных переживаний Е. Савиновой» . Далее она писала, что кинокартина «Приходите завтра…»
показывает, как происходит осуществление дарования. Образ Фроси — это образ человека, которому дан талант. Осознавая и принимая этот дар, человек понимает, что этот талант не принадлежит ему одному. Он должен отдать полученный дар людям, порой жертвуя для этого личным счастьем. В роли Е. Савиновой эта философская мысль читается чётко и однозначно. Органичность, предельная искренность Е. Савиновой — Фроси Бурлаковой — обусловлены тем, что актриса играла в фильме саму себя. Она не играла, на съёмочной площадке она вновь проживала свою жизнь .
На прошедшем 31 июля — 8 августа 1964 года в Ленинграде I Всесоюзном кинофестивале , организованном по предложению И. А. Пырьева, роль Фроси Бурлаковой принесла Екатерине Савиновой приз «За лучшую женскую роль» . Киновед и кинокритик А. Н. Медведев вспоминал:
Одним из событий этого фестиваля был триумф Кати Савиновой в фильме „Приходите завтра“ Евгения Ташкова. Триумф в окружении таких фильмов, как „ Гамлет “, „ Я шагаю по Москве “, „ Родная кровь “. Это был успех не только означенный премией, это был всплеск зрительской любви и поклонения. Кончился фестиваль, и мы провожали знакомых. Уезжала и Катя Савинова, Ташков стоял рядом на перроне и мягко так улыбался, глядя на жену. А она была великолепна, что-то рассказывала, двигалась в ритме твиста, видно, этого требовал рассказ. Уезжала она чуть раньше мужа, потому что ожидались съёмки в Суздале , где снималась „ Женитьба Бальзаминова “, в котором она сыграла вторую свою великолепную роль — Матрёны .
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 ноября 1965 года Екатерине Савиновой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР за заслуги в области советского киноискусства .
Когда проходили съёмки картины «Приходите завтра…», актриса стала чувствовать себя плохо. Причиной могло послужить парное коровье молоко . В одних СМИ сказано, что она его купила на московском рынке , в других — что пила на съёмках в Крыму . Ей диагностировали бруцеллёз . Болезнь дала осложнение на нервную систему, и Савинова ложилась в больницу по два раза в год . По воспоминанию сына Андрея: «мама всю оставшуюся жизнь принимала по многу таблеток несколько раз в день — их горсть не умещалась в ладони, подолгу лежала в клиниках» .
После «Женитьбы Бальзаминова» Екатерина продолжала сниматься, но её вновь можно было встретить во второстепенных, эпизодических ролях. В лирической комедии «Дорога к морю» (1965) она — продавец книг ; в комедии « Зигзаг удачи » (1968) — продавщица апельсинов ; в мелодраме «Жажда над ручьём» (1968) — продавщица магазина Оля ; в драме « Расплата » (1970) — Аннушка . Савинова пробовалась на роль Марфы в кинофильм «Одни» (1966), но на роль пригласили другую актрису, а судьба отснятого материала с участием Екатерины Савиновой остаётся неизвестной .
Актриса сильно переживала оттого, что не могла себя реализовать в кино, и это привело к глубочайшей депрессии. По словам её современников, осложнения способствовали проявлению признаков, схожих с шизофренией . Одна из подруг Екатерины Савиновой, Ольга Гобзева , рассказывала про голоса, которые, по словам актрисы, нашептывали о том, что самоубийством ей надо спасти сына .
В 1970 году Екатерина Савинова уехала из Москвы в Новосибирск к своей сестре и там же 25 апреля бросилась под поезд на узловой станции города. Народная артистка СССР , актриса К. С. Лучко в своих мемуарах писала:
Через некоторое время она снова позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре: очень соскучилась, — и что внутренний голос сказал ей, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила её. Голос её звучал хрипло и тревожно. Это был последний наш разговор. У сестры она была весёлая, вспомнила своё детство. Но в то же время куда‑то уходила из дома. Потом уже люди говорили, что видели её на станции — она встречала московский поезд. В тот роковой день Катя вымыла пол, прибралась в квартире сестры, надела своё самое нарядное платье и ушла на станцию. Появился поезд. …Она спокойно пошла по рельсам навстречу этому поезду и… исчезла навсегда .
Сын Екатерины Савиновой, заслуженный артист России , актёр театра и кино Андрей Ташков , вспоминал:
пока отец был на съёмках, мама незаметно для домработницы, которая за ней присматривала, выскользнула из дома и уехала в Новосибирск к сестре. Пробыла там месяц, писала оттуда письма. Она была, как рассказывала сестра, в ровном расположении духа. Но однажды утром встала, вымыла в доме полы, прибралась и ушла на вокзал. Там всё было кончено: она бросилась под поезд, не вынеся болезни. Первым, кто рассказал мне, как она погибла, был мой друг Гена. Он всё узнал от своих родителей-актёров. Мама написала мне прощальное письмо, которое я увидел позже .
Согласно объяснению врачей, это был один из шизофренических приступов, а не осознанное самоубийство .
Екатерина Савинова вышла замуж за своего однокурсника по ВГИКу, будущего кинорежиссёра Е. И. Ташкова . В этом браке в 1957 году у неё родился сын Андрей , который также стал актёром. Когда Андрей Ташков в 2016 году побывал на родине своей матери, в селе Ельцовке Алтайского края, он рассказал следующее:
Когда мама ушла, мне было 13 лет. Многие годы перед гибелью она тяжело болела. Она почему-то считала, что может заразить меня и намеренно отстранялась. Позже я понял, что мама была права, болезнь, даже незаразная, способна передаться через энергетические каналы. Поэтому я плохо помню её, у меня нет какого-то сложившегося образа матери. Но я точно знаю — всё, что есть хорошего во мне, это от мамы .
Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.
Новосибирский депутат Сергей Бондаренко вспоминал:
Я поехал на Клещихинское кладбище, <…> после долгих поисков разыскал могилу (толком сказать, где именно она находится, никто не мог) и, подойдя к ней поближе, невольно остановился и замер. Ржавый металлический памятничек треугольной формы, холмик уже почти сровнялся с землёй, вокруг, действительно, низина. Но не эта печальная картина поразила меня, поразила фотография актрисы — удивительно светлая, добрая. И вспомнился невольно образ народной любимицы Фроси Бурлаковой, многое вспомнилось и о многом подумалось…
—
В 2006 году состоялась церемония перезахоронения останков актрисы в более престижной части кладбища за 77-м участком, также был возведён новый монумент. На церемонию приехали вдовец Савиновой режиссёр Евгений Ташков и её сын Андрей Ташков со своей женой артисткой Еленой Кореневой .
В 2011 году, в день 85-летия со дня рождения актрисы, по распоряжению губернатора Алтайского края А. Б. Карлина в её родном селе был открыт Мемориальный музей заслуженной артистки РСФСР Е. Ф. Савиновой, имеющий статус филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая . Музей разместился в доме, ранее принадлежавшему семье Бурлаковых .
В честь Екатерины Савиновой названа улица в родном селе.
Ниже приведён перечень кинофильмов с участием Екатерины Савиновой:
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1948 | ф | Страницы жизни | Катя Сорокина, подруга Нины (нет в титрах) |
1949 | ф | Кубанские казаки | Любочка |
1950 | кор | В степи | комбайнёр (нет в титрах) |
1950 | кор | Лена | |
1951 | ф | Зинка | |
1951 | ф | Сельский врач | Дуся Поспелова, сестра Ивана Денисовича |
1952 | ф | Композитор Глинка | девушка (нет в титрах) |
1953 | ф | Вихри враждебные | эпизодическая роль (нет в титрах) |
1953 | ф | Степные зори | трактористка |
1953 | ф | Алёша Птицын вырабатывает характер | продавец мороженого (нет в титрах) |
1953 | ф | Таинственная находка | Екатерина Сергеевна Сотникова, учительница истории |
1953 | ф | Нахлебник | эпизодическая роль |
1953 | кор | Чук и Гек | девушка-почтальон (нет в титрах) |
1954 | ф | Дети партизана | Ольга Васильевна, старуха |
1954 | ф | Большая семья | Дуняша Журбина, жена Кости |
1955 | ф | Тень у пирса | Клава Шубина |
1955 | ф | В один прекрасный день | Катя Воропай, девушка-дирижёр |
1956 | ф | Медовый месяц | Зоя Владимировна, секретарь комсомольской организации сибирской стройки |
1958 | ф | Клава (нет в титрах) | |
1958 | ф | нищая старица | |
1959 | ф | Баллада о солдате | проводница (нет в титрах) |
1959 | ф | Тамара, ассистентка дрессировщика медведей Леснова | |
1960 | ф | Колыбельная | Ольга |
1960 | кор | горожанка (нет в титрах) | |
1963 | ф | Приходите завтра… | Фрося Бурлакова |
1964 | ф | Ко мне, Мухтар! | кладовщица Верочка |
1964 | ф | Женитьба Бальзаминова | кухарка Матрёна |
1965 | ф | Дорога к морю | продавец книг |
1968 | ф | Оля, жена Ивана, продавщица магазина | |
1968 | ф | Зигзаг удачи | продавщица апельсинов |
1969 | ф | Главный свидетель | женщина в зале суда (нет в титрах) |
1970 | ф | Расплата | Аннушка, соседка Платовых |
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)