Делла Порта Родиани, Джузеппе
- 1 year ago
- 0
- 0
Онората Родиани ( итал. Onorata Rodiani ; 1403 , Кастеллеоне — 1452 , там же) — полулегендарная итальянская художница и кондотьер .
Онората Родиани родилась в Кастеллеоне , близ города Кремона . Случай, принесший ей известность, был впервые описан в 1590 году Конрадо Фламено в его «Истории Кастеллеоне» ( итал. Storia di Castelleone ). Согласно его рассказу Онорату нанял , тиран Кремоны, для украшения его дворца картинами. Это единственная запись, свидетельствующая о подобном заказе, данном женщине в Кватроченто . Во время работы над фреской Родиани стала объектом домогательств со стороны одного молодого придворного Фондуло . Она убила его ножом и скрылась, «переодевшись мужчиной». Фламено цитирует её слова:
Лучше жить честной в изгнании, чем обесчещенной на родине .
В «Истории Кастеллеоне», написанной в 1590 году, говорится, что Онората Родиани, будучи судимой и помилованной Кабрино Фондуло, поступила на службу к кондотьеру Ольдрадо Лампуньяно в качестве кавалериста в 1423 году. Фламено пишет, что она сделала это в тайне от всех, изменив имя и став носить мужскую одежду, тем самым выдавая себя за мужчину . Впоследствии она служила под началом разных капитанов, включая , брата герцога Франческо I Сфорцы . Находясь под его командованием, в 1452 году Родиани якобы пришла на помощь своему родному городу Кастеллеоне, осаждённому Венецианской республикой . Осада была снята, но она была смертельно ранена, перенесена в город и там, после того как её «узнали с великим изумлением», умерла. Фламено завершает рассказ о ней ещё одной её цитатой:
С честью я жила, с честью я умру .
Историчность Онораты Родиани сомнительна. В обеих приведённых Конрадо Фламено цитатах, которые он приписывает ей, говорится о чести. В то же время имя Онората с итальянского можно перевести как «честная». Таким образом в этих фразах создаётся каламбур , в которым обыгрывается слово Onorata .
По словам Фламено, она была похоронена в приходской церкви Кастеллеоне, но в XVI веке в Кастеллеоне была построена новая приходская церковь, и ни о каких следов её могилы не сообщается . Её легенда, тем не менее, жива в Кастеллеоне, а две незаконченные фрески в , в котором предположительно жил , иногда приписываются ей .
Существует несколько версий относительно работ, созданных Оноратой до того, как ей пришлось бежать. Согласно версии о её жизни, распространённой в XIX веке, она писала темперой на сухой штукатурке , что объясняет, почему ни одна из её работ не сохранилась, чтобы быть приписанной ей без сомнений. С другой стороны, если она действительно писала , это означало бы долгую подготовку к овладению этой сложной техникой, что было маловероятно для женщины в то время . Именем другой женщины, Катерины де Вигри , впоследствии канонизированной, подписана темперная картина 1456 года, а её биограф и друг писал, что Катерина де Вигри действительно занималась живописью, особенно увлекаясь созданием миниатюр .
Что касается военной деятельности Онораты, то даты, приведённые Конрадо Фламено, согласуются с тем, что известно о военных событиях в Италии в XV веке . Это может означать либо то, что в рассказе Фламено есть доля правды, либо то, что он позаботился о том, чтобы придать мифу об Онорате правдоподобности.