Коперник. Беседа с Богом
- 1 year ago
- 0
- 0
Статья
«Коперник, Николай»
входит в
общий для всех языковых разделов Википедии
расширенный список необходимых статей
.
Её развитие вплоть до статуса избранной является важным направлением работы русского раздела Википедии. Вы можете посетить страницу проекта «Мириада» , который занимается улучшением наиболее важных статей Википедии , и, при желании, присоединиться к нему. |
Статья
«Коперник, Николай»
входит в
общий для всех языковых разделов Википедии
список необходимых статей
.
Её развитие вплоть до статуса избранной является важным направлением работы Русской Википедии. |
Проект «Астрономия» (уровень II, важность для проекта высшая) Эта статья тематически связана с вики-проектом «Астрономия» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с астрономией . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями . Уровень статьи по шкале оценок проекта : развитая
Важность статьи для проекта « Астрономия »: высшая |
Проект «Механика» (уровень II, важность для проекта высшая) Эта статья тематически связана с вики-проектом «Механика» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с Механика . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его . |
Проект «Польша» (уровень II, важность для проекта высшая) Эта статья тематически связана с вики-проектом «Польша» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с Польшей . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его обсуждении . Уровень статьи по шкале оценок проекта : развитая
Важность статьи для проекта « Польша »: высшая |
Архив обсуждений:
|
Это необходимо добавить в текст статьи.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: ... с 1510 был каноником в Фрауенбурге
Энгельгардт М.А. - Николай Коперник: В доме Коперника уже много лет жила в качестве экономки его родственница, Анна Шиллингc. Никого это не удивляло и не шокировало, потому что явление было очень распространенное; почти каждый священник имел в своем доме экономку;
Энциклопедия «История философии»:
В 1497 К. стал каноником Вармийского капитула с официальным трехлетним отпуском для получения ученой степени в Италии (по традиции каноник должен был иметь диплом об окончании одного из ведущих университетов того времени), и эта должность, которую он занимал до смерти, давала ему видное общественное положение, материальную обеспеченность и известный досуг для научных занятий. 77.241.24.136 06:19, 14 июля 2009 (UTC)
Я отменил правку уважаемого LGB: "Следует учесть, что книга Коперника издавалась преимущественно в протестантских странах (Нюрнберг, Базель, Амстердам и др.), так что запрещение инквизиции сохраняло силу для этих «неисправленных» изданий вплоть до отмены в 1835 году. Что касается объективной, то есть гелиоцентрической трактовки коперниканства, то католическая церковь официально запретило его как ересь в 1616 году и активно преследовала ещё много лет; самым известным событием этой кампании стал суд над Галилеем ." Это высказываение является лишь стереотипом и должно быть приведено в соответствие с фактами. У меня при этом нет никакого желания защищать инквизицию, однако Коперникианство никогда официально не признавалось ересью и не запрещалось, ибо тогда еретиком надлежало бы признать и самого Коперника (священика, как выше верно замечено). Галилей раздражил церковь не астрономией, а тем, что стал пытаться самостоятельно трактовать писание в попытке увязать его с гелиоцентризмом - вот это действительно сочли ересью. В 1616 году инквизиция обратилась к теологам за разъяснением и те единогласно решили, что идея о том, что земля вращается вокруг солнца - глупая идея и формально еретическая, так как противоречит писанию, и это мнение было доведено до сведения Галилея кардиналом Белармином, в котором Галилею запретили придерживаться этой идеи и учить этому (он, правда, оправдывался потом тем, что этим не запретили использовать гелиоцентризм как модель). Это однако не было официальным решением по поводу коперниканста, а лишь решением (точнее предупреждением) по поводу Галилея. При этом сам Белармин в другом месте писал, что не запрещено рассматривать гелиоцентризм как теорию для расчетов. В этом же году книга Коперника была включена в индекс "до исправления". И в 1620 году эти требуемые исправления (в духе, что это лишь теория для вычисления) были опубликованы. Книга не была запрещена к использованию, если ее владелец от руки вносил в нее необходимые цензурные исправления (в общей сложности всего пару страниц). Некоторые просто зачеркивали текст Коперника, так что он оставался читаемым, и надписывали рядом, более прилежные - затушевывали. Однако это лишь в Италии. Ни один из найденных экземпляров из католических Франции и Испании не был исправлен, не говоря уж о протестантских. Гингерич пишет, что эти разборки считались лишь личным итальянской делом. И, как я написал, в испанский индекс книга Коперника даже не попала. Astrohist 12:41, 8 февраля 2010 (UTC)
Ты, Галилей… в 1615 г. был обвинён в сем Святом судилище в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется вокруг оси суточным вращением… В прошлом же 1632 г. появилась книга, изданная во Флоренции. В сказанной книге ты разными способами ухищряешься представить вопрос не вполне решённым, а мнение Коперника весьма вероятным, но и это есть уже страшное заблуждение, так как никаким образом не может быть вероятным то, что Св. Церковь окончательно признала ложным и противным Св. Писанию.
Давайте ещё раз сформулируем наши разногласия. Вот удалённый Вами фрагмент:
1. Следует учесть, что книга Коперника издавалась преимущественно в протестантских странах (Нюрнберг, Базель, Амстердам и др.), так что запрещение инквизиции сохраняло силу для этих «неисправленных» изданий вплоть до отмены в 1835 году.
Эту фразу Вы не комментировали и будем считать, что по ней возражений нет.
2. Что касается объективной, то есть гелиоцентрической трактовки коперниканства, то католическая церковь официально запретило его как ересь в 1616 году и активно преследовала ещё много лет
Этот факт прямо виден из официального заключения 1616 г.: Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое .
3. самым известным событием этой кампании стал суд над Галилеем.
Вы по непонятным мне причинам считаете разными 2 утверждения:
3a. Галилея судили за защиту гелиоцентризма.
3b. Галилея судили за отказ подчиниться запрету защищать гелиоцентризм.
Не вдаваясь в тонкости логики, можно уверенно заключить, что это на практике одно и то же. Это мнение разделяется всеми известными мне биографами Галилея. Ещё раз прошу Вас привести хоть какие-то АИ, аргументирующие иную точку зрения. Если их не будет, я вынужден буду восстановить удалённый текст. LGB 12:34, 9 февраля 2010 (UTC)
1. Возражений не увидел, только Ваши комментарии (с которыми, кстати, я вполне согласен).
2. Ваше предположение, что эдикт 1616 г. — это не официальное заключение , противоречит всем известным фактам. Прочитайте текст приговора в статье Процесс Галилея , он ясно указывает, что обвинение юридически основано именно на эдикте как официальном мнении церкви: В сказанной книге ты разными способами ухищряешься представить вопрос не вполне решённым, а мнение Коперника весьма вероятным, но и это есть уже страшное заблуждение, так как никаким образом не может быть вероятным то, что Св. Церковь окончательно признала ложным и противным Св. Писанию . Кроме того, если, по-Вашему, суд над Галилеем был чисто дисциплинарной мерой, почему в XX веке церковь признала свою ошибку? Дисциплинарное взыскание вполне в её компетенции. И почему первоначальный приговор был столь строг (пожизненное заключение в тюрьме)?
3. Вряд ли разумно основывать своё мнение на книге Фантоли. Она откровенно ангажирована, см. . Никто из независимых биографов не подвергает сомнению тот факт, что «Галилея судили за гелиоцентризм», причём в прямом, а не искусственно ограниченном смысле этого термина.
Я восстановил удалённый текст в компромиссном варианте, надеюсь, в таком виде он не вызовет у Вас возражений. Если Вы продолжаете считать этот фрагмент неприемлемым, выбирайте посредника, пусть он окончательно решит. Без данного фрагмента исторические последствия книги Коперника будут освещены неполно. LGB 13:10, 10 февраля 2010 (UTC)
Вы смешиваете теорию Коперника как астрономическую теорию и гелиоцентризм как космологические представления. О чём это Вы? Спорная фраза вообще не упоминает о Копернике.
Далее Ваш текст создает ложное представление, что книга Коперника была запрещена для использование до 1835 года, что противоречит фактам и предыдущему тексту . Книга с «исправлениями» - это, по большому счёту, уже не книга Коперника, а реальная книга действительно была запрещена до 1835 г. Вы же сами где-то писали, что очень мало экземпляров книг были исправлены.
Вы постоянно смешиваете а) мнение комиссии квалификаторов (лишь консультативная оценка - только там есть слова про формальную ересь), б) эдикт 1616 года Беллармина по делу Галилея (это официальное, но частное, предупреждение, а не обвинение, в нем ничего не говорится про ересь, говорится, что это ошибка, противоречащая писанию), в) решение конгрегации индекса (официальное и только оно имеет отношение к этой статье, там гелиоцентризм назван лишь ложной теорией, а не ересью). Что касается толкования решения конгрегации индекса,то процитирую письмо Беллармино, вручённое Галилею при отъезде (1616), оно есть на указанном Вами сайте:
«Ему… было объявлено решение, вынесенное нашим владыкой и обнародованное святой конгрегацией индекса, в котором говорится, что доктрина, приписываемая Копернику, что Земля движется вокруг Солнца и что Солнце находится в центре мира, не двигаясь с востока на запад, противна Священному Писанию, и поэтому ее нельзя ни защищать, ни держаться»
Здесь совершенно чётко и авторитетно говорится, что запрет есть официальное решение Церкви и гелиоцентризм рассматривается не просто как ошибка, но как учение, «противное Священному Писанию», то есть ересь. Наконец, в приговоре Галилей признан «серьёзно заподозренным в ереси », причём в отречении говорится прямым текстом, в чём эта ересь состоит: «Признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется». Отсюда ясно, что ересью был не сам факт спора с церковью, как Вы пишете, а именно гелиоцентризм, и приведенные Вами аргументы в пользу мнения, что церковь не осуждала гелиоцентризм как ересь, несостоятельны. Кстати, английская Википедия в статье также пишет:
Galileo was ordered to Rome to stand trial on suspicion of heresy in 1633, «for holding as true the false doctrine taught by some that the sun is the center of the world».
LGB 17:58, 10 февраля 2010 (UTC)
Дорогие коллеги, мне нужно несколько дней, чтобы вынести разумное суждение. К сожалению, Гингерича у меня нет (Михаил, случаем, не знаете, можно ли его где-нибудь скачать?), но и Фантоли не выглядит таким уж ангажированным. Попытаюсь найти что-нибудь еще и выступить в роли Соломона . Dmitri Klimushkin 07:12, 11 февраля 2010 (UTC)
Прежде всего, на мой взгляд, всё, что касается судьбы гелиоцентризма (т.е. абзацы, начинающиеся со слов "Католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией" и "Вопреки устоявшемуся мнению") следует вынести в отдельный раздел, озаглавленный "Дальнейшая судьба наследия Коперника" или как-нибудь так.
Теперь по существу отдельных разногласий. Я в значительной мере опирался на хорошее исследование J. L. Russel, «Catholic Astronomers and the Copernican System after the Condemnation of Galileo», Annals of Science, 1989, V. 46, p. 365—386 (если кому нужно, могу выслать эту статью).
Идем по списку разногласий.
1. Следует учесть, что книга Коперника издавалась преимущественно в протестантских странах (Нюрнберг, Базель, Амстердам и др.), так что запрещение инквизиции сохраняло силу для этих «неисправленных» изданий вплоть до отмены в 1835 году.
Как я понял, факт публикации Коперника в протестантских типографиях LGB связывает с церковным запретом книги, в то время как Astrohist видит в этом исключительно то, что эти типографии были основными центрами книгопечатания. Я пока не в состоянии определить, кто прав. Ключевой вопрос: существовали ли в те годы католические типографии сопоставимого уровня? Если да и они не печатали Коперника, то это был бы сильный аргумент в пользу мнения LGB . Пока такой информации нет, вопрос можно считать открытым.
Впрочем, я вижу небольшой аргумент в пользу позиции LGB : после процесса над Галилеем в 1634 г. француз Буллиальд (гелиоцентрист) отказался от публикации своей книги "Филолай", недвусмысленно связав это с процессом над Галилеем; однако три года спустя он все же опубликовал эту книгу, причем в Амстердаме и анонимно. Это говорит о том, что протестантские издательства все же рассматривались учеными того времени как более подходящие для публикации гелиоцентрических идей по сравнению с католическими. Полагаю, что фразу насчет книгоиздания можно все же оставить, однако переместив из основного текста в примечания.
Что касается исправлений, то, полагаю, совсем не помешает сообщить в чем конкретно они заключались и сколько их было. Я бы добавил еще и то, что в Италии (которой в основном и касался запрет неисправленной книги) книгу можно было изучать только после разрешения соответствующих органов; впрочем, специалистам не было особого труда добыть это разрешение (это всё информация из упомянутой статьи Рассела). Можно упомянуть и то, что после публикации кеплеровского "Сокращения коперниковой астрономии" (также запрещенной) книгу Коперника вообще не обязательно было изучать.
2. Что касается объективной, то есть гелиоцентрической трактовки коперниканства, то католическая церковь официально запретило его как ересь в 1616 году
(Слова "гелиоцентрическая трактовка коперниканства" выглядят несколько неудачно. Нужно было бы сказать что-то типа "гелиоцентрическая теория является не просто удобным средством расчетов, но объективной истиной").
Здесь разногласия заключаются в том, что LGB понимает слово "ересь" более расширительно по сравнению с Astrohist . Второй из участников спора настаивает на том, что, поскольку речь идет о католиках, у которых это понятие обладало четким юридическим смыслом, его нужно использовать максимально аккуратно. Возможно, формулировка типа "католическая церковь официально запретило его как противоречащее основным положениям вероучения" была бы более осторожной.
католическая церковь... активно преследовала ещё много лет
Здесь нужно четко указать, что конкретно активность католической церкви выразилась только в процессе над Галилеем: ученые, в общем, не лезли на рожон и их не нужно было преследовать. Можно отметить две характерные реакции на постановления церкви. Первая в основном была у светских астрономов-гелиоцентристов: они старались воздерживаться от открытого выражения своих взглядов (Декарт, Буллиальд, Борелли, Роберваль, возможно Гассенди), причем французы (хотя и не все) довольно быстро осмелели. Вторая позиция была характерна для иезуитов. Они приняли запрет весьма искренне и рассматривали его как решающий аргумент в пользу геоцентризма. Можно полагать, что если бы этого запрета не было, астрономы-иезуиты внесли бы гораздо больший вклад в развитие теоретической астрономии 17 века. Особо нужно отметить Италию, где в течение длительного времени ученые были настолько запуганы, что вообще не занимались этой проблематикой (за исключением Борелли). Полагаю, все это нужно как-то отметить либо в статье про Коперника, либо в статье Гелиоцентрическая система мира .
3. самым известным событием этой кампании стал суд над Галилеем.
Разногласия вызвала конкретная причина осуждения. LGB : Галилея судили за защиту гелиоцентризма; Astrohist : Галилея судили за отказ подчиниться запрету защищать гелиоцентризм, причем логический нюанс важен с точки зрения истории науки. Здесь стоит процитировать слова из обвинительного заключения:
Вследствие рассмотрения твоей вины и сознания твоего в ней присуждаем и объявляем тебя, Галилей, за всё вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной.
Эти слова недвусмысленно свидетельствуют, что гелиоцентрическая система является еретической. Таково же и мнение Рассела: "By this judgment the Holy Office committed itself formally to the principle that the Copernican system was heretical"; "The decree of the Holy Office in 1633 asserted categorically that the Copernican system was heretical: a very strong degree of condemnation".
А вот слова из покаяния Галилея:
я между тем сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осуждённое учение и привожу в пользу его сильные доводы, хотя и не привожу окончательного заключения, то вследствие сего признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется.
Вывод тот же: "думать и верить, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется" является ересью.
Мое мнение такое: тот логический нюанс, о котором спорили LGB и Astrohist , мог быть важен только с точки зрения юристов; астрономы поняли декрет однозначно: будешь защищать гелиоцентризм как физическую истину, прослывешь еретиком и у тебя будут проблемы. Одни из них (иезуиты) следовали декрету искренне, другие - вынужденно. Об этом я уже говорил.
Общий вывод такой: проблем можно избежать, если приводить не только обобщающие предложения, но наполнять их конкретными фактами. Текст при этом станет длиннее, но зато исчезнет почва для разногласий. Наверное, этот материал стоит как-то перераспределить между статьями про Коперника и гелиоцентрическую систему (тогда в статье про Коперника оставить только то, что непосредственно относится к его книге, а про все остальное сказать максимально кратко - возможно, просто скопировав то, что сказано в статье про гелиоцентризм, а соответствующий раздел той статьи переписать). Возможно, впрочем, что это не столько суждение арбитра, сколько еще одна, третья точка зрения. Dmitri Klimushkin 16:39, 15 февраля 2010 (UTC)
Спасибо, Ваша честь. Уважаемый Astrohist , предлагаю в соответствии с вышесказанным такой консенсус: первую обсуждаемую фразу перенести в примечания, вторую изложить в виде: « Что касается гелиоцентрической трактовки коперниканства, то католическая церковь официально запретила такое понимание как ересь в 1616 году . Самым известным последствием этого запрета стал суд над Галилеем ». Наконец, оба абзаца о последствиях книги Коперника перенести как подраздел раздела «Научная деятельность». Затем обдумать и по мере возможности материализовать остальные замечания. Хотя доработки статьи Гелиоцентризм , наверное, лучше оставить Дмитрию Юрьевичу, он, наверное, внесёт и ещё что-нибудь из свежевыжатой информации . LGB 17:56, 15 февраля 2010 (UTC)
Предлагаю такой вариант:
В 1616 году католическая церковь официально запретила объективную ( гелиоцентрическую ) трактовку коперниканства, постановив, что такое истолкование противоречит основным положениям вероучения, хотя модель Коперника по прежнему можно было использовать как средство для расчёта движения планет. Самым известным последствием этого постановления в XVII веке стал суд над Галилеем ( 1633 год ), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира». В решении инквизиционного трибунала было объявлено, что «мысль, будто Солнце есть центр земной орбиты, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной, является ложной и противной Священному писанию» и что следование этой мысли является ересью.
Или другой вариант: «В 1616 году католическая церковь официально запретила трактовку коперниканства как реального движения Земли, постановив, что…» и далее по тексту. LGB 13:17, 18 февраля 2010 (UTC)
В 1616 году католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как отражение гелиоцентрической системы мира, поскольку такое истолкование противоречит писанию, хотя гелиоцентрической моделью по-прежнему можно было пользоваться для расчёта движения планет. В решении теологической комиссии по запросу инквизиции было заявлено, что
Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Св. Писанию.
Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения.
Самым известным следствием этого решения в XVII веке стал суд над Галилеем ( 1633 год ), нарушившим церковный запрет в своей книге «Диалоги о двух главнейших системах мира». Astrohist 15:14, 18 февраля 2010 (UTC)
The idea that the Sun is stationary is «foolish and absurd in philosophy, and formally heretical since it explicitly contradicts in many places the sense of Holy Scripture…»; while the Earth’s movement «receives the same judgement in philosophy and … in regard to theological truth it is at least erroneous in faith».
Я исправил грубую ошибку перевода ( censura ), допущенную переводчиком Фантоли; если настаиваете, можно отметить этот факт в сносках. Фраза из Кузнецова не ахти как важна для статьи, я не буду возражать против её удаления или замены на текст из Фантоли (если он не дублирует уже сказанное о смысле решения). LGB 11:08, 21 февраля 2010 (UTC)
Появилось маленькое замечание по статье (биографической части): ничего не сказано о деятельности Н.К. в Ольштыне, а ведь это был важный период его жизни. Сам писать не хочу, поскольку у меня стиль очень отличается от LGB . Dmitri Klimushkin 13:59, 10 апреля 2010 (UTC)
Как-то странно звучит. Национальная принадлежность Коперника спорна и в статьях на других языках не подчёркивается. Это всё равно, что Брежнева называть молдаванином. 20:44, 11 апреля 2010 (UTC)
Аноним многократно пытался вставить доказательства того, что Коперник был поляком или по крайней мере считал себя таковым. Первые попытки были основаны на том, что Коперник якобы записался в Падуанском университете поляком — автор даже не удосужился прочитать предыдущую фразу в том же абзаце, где есть ссылка на аргументированное разоблачение этой фальшивки. 21 мая 2011 предпринята новая попытка — вставлены ориссные рассуждения со ссылкой на блог, что в Википедии запрещено — блог не является авторитетным источником . Вполне возможно, что отец Коперника был поляком, но считать это твёрдо доказанным пока нет оснований. Поэтому фантазии автора я удалил. LGB 11:08, 22 мая 2011 (UTC)
А причём здесь национальность вообще? В подавляющем большинстве статей о любых персоналиях, здесь же в ВП, не говоря уж о печатных энциклопедиях, указывается не национальная, а государственная принадлежность. Перлов вроде "советский и еврейский учёный" (если тот, конечно, не уехал в Израиль) или "русский/российский и мордовский актёр" не встречал.
И почему польский и прусский учёный? По маме он был немец, пруссы - балтийская группа, Торунь на дату его рождения - территория Польского королевства, до того - территория Тевтонского ордена. Откуда "прусский"? Источник, плиз... -- 213.87.133.203 10:43, 20 октября 2012 (UTC) -- SawK
Да, кстати, предупреждая сразу возможные возражения: "прусский <> немецкий" и в новые времена, а в XV-XVI вв. это абсолютно разные понятия.
Вообще-то я где-то видел информацию о памятнике Копернику в Гданьске. , Dmitri Klimushkin 12:27, 19 февраля 2013 (UTC)
В статье сказано:
Впрочем, сохранение эпициклов в теории Коперника не следует считать непоследовательностью: как отмечал И. Н. Веселовский, птолемеевские эпициклы с математической точки зрения представляли не что иное, как различные члены ряда Фурье; когда современные астрономы для определения координат планеты пользуются тригонометрическими рядами, то они, по существу, переводят геометрическую конструкцию Птолемея на язык математических вычислений. Как показала практика, определение положения планеты при помощи техники эпициклов и деферентов давало (в пределах точности, доступной для наблюдений невооружённым глазом) результаты, которые не уступают получаемым с помощью современных методов.
При этом идет ссылка на книгу Веселовского и Белого "Николай Коперник", стр. 77. Однако на этой странице нет ничего подобного (там иллюстрация на всю страницу). Да и сама идея приравнивания эпициклов и рядов Фурье, честно говоря, сомнительна: гелиоцентрическую долготу планеты и ее расстояние от Солнца нельзя описать одними и теми же рядами Фурье. Dmitri Klimushkin 00:45, 17 марта 2013 (UTC)
Ваченрод обратил большое внимание на образование своих племянников и в 1491 г, отдал их в Краковский университет, где астрономия изучалась на основе Птолемеевой. Это объясняется тем, что птолемеевские эпициклы с математической точки зрения представляли не что иное, как различные члены ряда Фурье; когда в настоящее время астрономы для определения координат планеты пользуются тригонометрическими рядами, то они, по существу, переводят геометрическую конструкцию Птолемея на язык математических вычислений. Как показала практика, определение положения планеты по методу Птолемея дает результаты в пределах точности, доступной для наблюдений невооруженным глазом, совпадающие с тем, которые получаются при пользовании современными методами.
Человека, издавшего Полное собрание сочинений Коперника в Варшаве в 1854 году звали Ян Барановский. Он был директором Варшавской астрономической обсерватории и профессором Варшавского университета ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F0%E0%ED%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%DF%ED ). 87.255.16.229 20:31, 17 февраля 2015 (UTC)
Kopernik в переводе с польского означает "укропник", "торговец укропом", "зеленщик"; от польского - koper "укроп". Из этого следует, что предки Коперника были торговцами зеленью.-- 5.141.235.165 10:17, 20 сентября 2015 (UTC)
В статье нет информации о первом создателе гелиоцентрической системы Аристархе Самосском .
на марке, выпущенной во время Гитлера отсутствует заявленый у Вас текст "немецкий астроном Коперник" для этого достаточно знать язык и посмотреть на марку. Там стоит лишь имя и годы. А большими буквами названо Немецкое Губернаторсво как автор марки. И все. Вот так рождяются слухи и толки.
Я бы добавил к спорам о его национальности следующее: по европейским принципам это вопрос гражданства. По принципам многонациональной России однако это вопрос этнического происхождения. Так в России до сих пор российские немцы есть немцы. Швейцарский немец Ойлер есть немец, но и русский ученый, тк его семья осталась в России и стала российскими немцами. Для европы он швейцарец. Так что по российским принципам Коперник однозначно немец, а по польским и немецким он "поляк". Хотя на польском не писал. А может быть и не владел. Живя в Германии владею немецким многие десятилетия.Тут я ясно "русский", а в России "немец". Помоему российский принцип логичнее и справедливее. 5.28.109.181 00:23, 26 марта 2018 (UTC)
2001:9E8:25F:FD00:E9AB:E4CF:D944:B901 01:13, 20 мая 2023 (UTC)