Муллин, Камиль Шамилевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Талышеведение ( тал. Толышшыносәти) — одно из направлений иранистики , сконцентрированное на комплексном изучении Талышистана и талышского народа , его языка , культуры и истории .
Талышеведение являясь одним из направлений изучения иранистики изучается и развивается учёными из Российской Федерации, Беларуси, Азербайджана, Армении и США. В Ереванском государственном университете (ЕГУ) на кафедре ирановедения существует магистерская программа «Талышеведение» .
Одним из центров талышеведения является Талышская национальная академия , которая ставит целью изучение и исследование Талышистана в социально-экономическом, историко-этнографическом, археологическом, литературном и лингвистическом отношениях. Для достижения поставленных целей академия снаряжает научные экспедиции в Талыш, созывает съезды, конференции, устраивает экскурсии, публичные лекции, содействует созданию научных работ по талышеведению .
Импульсом развитию талышеведения стала работа известного лингвиста, историка, археолога и этнографа Николая Яковлевича Марра «Талыши (к вопросу об их национальном самоопределении)» 1922 года.
Следующим основоположником талышеведения был советский иранист , талышевед, профессор МГУ Миллер Борис Всеволодович , который в 1902 году был направлен в Ленкоранский уезд совместно с А. М. Завадским. Экспедиция охватывала, главным образом, Северный Талышистан, но, как отмечает Б. Миллер, он сумел три раза заехать в южную часть Талыша .
В 1925 году Миллер Б. В. был направлен в Талыш (вероятно, не без участия Н. Я. Марра), где он провел месяц, собрав значительный полевой материал и позже в 1930 году опубликовал первый сборник талышского фольклора «Талышские тексты». В том же 1930 году в «Учёных записках» он опубликовал свою другую знаменитую работу — статью «К вопросу об языке населения Азербайджана до отуречения этой области», в которой доказал, что талышский язык является потомком древнего языка (то есть до тюркской инфильтрации) Азербайджана (Атропатены) — азари .
И уже в 1929 году появляется первая талышская книга, подготовленная талышскими деятелями Музаффаром Насирли и Шохубом Мурсаловым , она так и называлась — «Первая книга» ( талыш . Иминджи китоб).
После репрессий конца 1930-х годов и уже после 1950-х годов талышеведение потеряло свое прикладное значение, сам Б.В. Миллер все же до самой смерти оставался преданным главному делу своей жизни — изучению талышского народа. В 1953 году, будучи серьёзно больным, он сумел доработать и издать свою объёмную монографию «Талышский язык», ставшую впоследствии классической для данного направления иранистики .
Продолжателем работ Б. В. Миллера также стала его ученица, талышевед Лия Александровна Пирейко , которая в 1973 году провела полевой сезон в Талышистане. И на основе всех собранных материалов в 1976 году сумела опубликовать свой главный научный труд — « Талышско-русский словарь » (6600 слов).
Как сообщает талышский исследователь Игбал Абилов: «С конца 1980-х усилиями Новрузали Мамедова , Аваза Садыхзода и др. постепенно возрождалась талышская гуманитарная наука и, конечно, в первую очередь, талышеведение. Талышские ученые, которые с конца 1960-х — начала 1970-х годов вели разрозненные и несистематические научные исследования, связанные с талышами, стали создавать общие платформы для распространения, приумножения и развития этих исследований (газета „ Толыши садо “ — „Голос Талыша“)» .
21-23 мая 2005 года была проведена первая международная конференция по талышеведению в Цахкадзоре ( Армения ). Конференция была организована кафедрой иранистики Ереванского государственного университета и Кавказским центром иранистики. На конференции присутствовали представители Азербайджана , Армении , Грузии и Ирана .
11-12 ноября 2011 года прошла вторая международная конференция по талышеведению в Ереване . На открытии выступил профессор Г. Асатрян по проблемам современного талышеведения и перспективам области, профессор А. Гранмайе (Великобритания) — «Язык и культура талышей. Как их спасти?», известный историк и писатель Кавэ Фаррох (Канада) — «Процесс деиранизации Кавказского Азербайджана (с 1828 по настоящее время)». На конференции приняли участие также известные специалисты из России, Ирана, Грузии, Нидерландов, Великобритании, США и Канады . Иранский талышевед Я. Карамзаде отметил, что такие страны, как Армения, не могут безразлично относиться к судьбам таких народов, как талыши, и способствуют тому, чтобы талышский народ лучше узнал свою культуру и язык. «В Азербайджане воспрещается исследовать культуру талышского народа и говорить на талышском языке. Те, кто занимается изучением вопросов, касающихся талышей, находятся под контролем органов государственной безопасности», — сказал Я. Карамзаде .
24 сентября 2013 года в Ереванском государственном университете (ЕГУ) на кафедре ирановедения стартовала магистерская программа «Талышеведение». По словам завкафедрой иранистики Гарника Асатряна, новая магистерская программа очень важна для изучающих региональные проблемы: «Иранистам будет интересно два года учиться по программе «Талышеведение», так как это более узкая специализация» .
24-25 мая 2019 года в ЕГУ прошла третья международная конференция по талышеведению. В конференции принимали участие ученые из Ирана, Франции, России, Америки, Азербайджана и Армении.
По прошествии 3-х международных конференций по талышеведению в Армении и созданию в ЕГУ программы «Талышеведения», проведение сходных мероприятий со стороны Азербайджана или Ирана не наблюдается. В Азербайджане отсутствует само научное направление талышеведения, напротив, осуществляются репрессии в отношении талышеведов, например убийство в 2009 году Новрузали Мамедов , тюремный срок в 2013 году Гилала Мамедова , убийство в 2020 году Фахраддина Аббасова .