Interested Article - Аух

Ау́х , (самоназв.), Око́х , Око́цкая земля (экзотопонимы) — историческая область расселения ауховцев в Сулакско - Терском междуречье , на территории современного Новолакского , Хасавюртовского , и Казбековского районов Северного Дагестана .

Название

На сегодняшний день не известно исторических свидетельств о названии территории проживания чеченского субэтноса — чеченцев-ауховцев , кроме сообщаемого с XIX века русскоязычными документами имени Аух ( рус. дореф. Аухъ ). Однако, согласно мнению большинства исследователей- кавказоведов (напр. Е. Н. Кушевой , Н. Г. Волковой ), эта историческая область фигурировала в документах Русского государства как русскоязычный экзотопоним Окоцкая земля ещё в XVI—XVII веках. Некоторые исследователи XX—XXI веков пробуют реконструировать нахское самоназвание этой исторической области, опираясь на устные свидетельства местных хранителей преданий и термины из нахских языков Аренан-Акки, Аккийн Мохк, Овхойн Мохк .

Наиболее известное название территории — Аух — сегодня ещё не имеет однозначной этимологической трактовки. Среди исследователей нет единого мнения даже о языковом происхождении топонима — существуют версии его кумыкских , русских и, собственно, нахских корней.

По мнению Явуса Ахмадова этимология названия «Аух/Авхар/Овхой» скорее всего производна от диалектного «охьа/о1ха» — в значении «вниз к равнине», «равнинные» .

По сообщениям Низам-ад-Дина Шами и Шереф-ад-Дина Али Йезди, Тимур после завоевания горных областей Симсима вернулся на плоскость, после чего и был совершен набег на «подножие горы Аухар». Поэтому маловероятно, что речь идёт в указом отрывке об Аварии, которое находится глубоко в горах. К тому же в персидских источниках область расселения аварцев обозначается термином Авир.

Во множественном числе к этому слову добавляется суффикс -лар — «Аухлар». В персидском же языке для множественного числа применяется другой суффикс — ар, что дает — «Аух-ар». Следовательно, гора Аухар имеет отношение не к аварцам, а к чеченцам-ауховцам. Почти все старинные ауховские сёла имеют названия, включавшие в себя слово «Аух» — Юрт-Аух, Акташ-Аух, Ярыксу-Аух, Кошен-Аух и другие .

История

По сведениям кавказоведа Н. Г. Волковой, переселение аккинцев на восток произошло не позже XVI века. Предположительно это переселение происходило в несколько этапов, причем часть аккинцев осела в районе низовьев Аргуна . Подобный характер движения отразился также и в исторических преданиях, указывающих как на промежуточную область их обитания район реки Мичика . В русских документах XVII века аккинцев проживали во владении Ших-мурзы Окоцкого , а также в русской крепости Терки (куда они частью переселились в конце XVI в., после убийства Ших-мурзы кумыкским князем). Владение Ших-мурзы Окоцкого располагалось, как сообщают источники XVI в., в двух днях пешего пути от Суншина городища. Однако определить точное местоположение его не представляется возможным. До 40-х годов XIX в. в низовье реки Аргун существовало село Шах-мурзы, местоположение данного селения примерно соответствует расстоянию в два дня пути пешком от устья Сунжи. В челобитной Ших-мурзы Окуцкого, рассказывающей о его заслугах перед русским царем, сообщается, что Ших-мурза водил русские посольства через «Железные врата», что может соответствовать Аргунскому ущелью , в источниках первой половины XIX века нередко называвшийся «Железными воротами» .

По поводу происхождения аккинцев известный историк и этнограф Умалат Лаудаев писал: «Ауховцы называются аккий; название это они получили от того, что, живя прежде в Аргунском округе, составляли тейп из аккинской фамилии. Скудные земли, принадлежащие этому тейпу, заставили половину этой фамилии переселиться в Аух, где кумыки и русские их называли ауховцами; сами же они для себя, как и для чеченцев, удержали название первобытной фамилии Аккий, то есть выходцев из Акки» .

Аух называли и называют акинцев-чеченцев кумыки. Название «восходит к наименованию одного из гуннских племен Северного Кавказа аугар-авгар (VI в.). Данный этноним отложился в топонимах «Акташ-Аух», «Кишень-Аух», «Юрт-Аух», «Яман-су-Аух» (ныне — в Казбековском и Новолакском районах РД) .

По сообщениям А. М. Буцковского:

«Аухи, так называются поселившиеся на землях кумыцких около вершин рек Агташа и Ярухсу карабулакские и частию чеченские выходцы, кои кумыкам дань платят баранами и в обязанности давать вспомогательных воинов».

По сведениям современных чеченских исследователей, о более раннем заселении говорит средневековое наименование самого старого ауховского аула — Ширча-Эвла / Ширча-Юрт , название которого в переводе означает «Старое поселение». Чеченский исследователь- краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов утверждал, что, согласно полевым материалам, наряду с селением Пхарчхошка , средневековый аул Ширча-Юрт был древнейшим поселением ауховцев. В результате роста населения именно отсюда ауховцы расселились в район рек Сулака ( чечен. Гӏой-хи ), Терека и вплоть до берега Каспийского моря [ неавторитетный источник ] .

В XVI—XVIII веках Ширча-Юрт оставался одним из крупнейших ауховских поселений в предгорной части от Сулака до Аксая . Согласно чеченскому учёному к.и.н. , уже в этот период аул Ширча-Эвла имел смешанный тайповый состав .

Упоминания о Ширча-Эвла, как о крупном населённом пункте, под названием Старый Окох, в русских документах встречаются в XVII—XVII вв. .

По преданию самих ауховцев, часть лам-кристов вышла из Аки-лам и двинулась на восток; причиной стало то, что им от перенаселённости жить там стало тесно. Ауховцы прошли мимо рек Аргуна и Аксая , реки эти ауховцам не понравились; и, наконец, они пришли в место, где ныне расположен аул Юрт-Аух, где сливаются реки Акташ и Саласу . Согласно преданию, первыми поселенцами здесь были представители тайпов парчхой (пешхой) и цечой. Когда ауховцы прибыли сюда, поблизости стоял только один хутор Анди . Других населённых пунктов не было» .

Предания ауховцев сообщают о древности заселения ауховцами мест нынешнего их расположения. Так, одно из преданий свидетельствует о том, что ауховцы населяли Аух ещё во время нашествия Тамерлана Хромого , которого ауховцы называют «Астах-Темар» (Хромой Тамерлан), а нашествие Тамерлана называют «Iажмӏажой бӏо». В Аухе существует ров, согласно преданию вырытый якобы Тамерланом, — «Астах-Темар ор» .

По утверждениям современных чеченских исследователей, в XV и XVI веках по левому берегу реки Сулак и до самого Каспийского моря жили чеченские этнические общества . Жители Алкхач-Юрта отправлялись на сезонные работы и промыслы, в поисках добычи и трофеев они добирались до берегов Каспийского моря, где жили охотники и рыболовы ауховцы .

Эти утверждения основаны, в том числе, на легенде о приглашении для решения между чеченцами поземельных споров представителя Шамхала Тарковского и о постепенном захвате кумыками земель Качкалыка (учитывая то, что аул Аксай, местопребывание представителя, располагался на правом берегу реки, а, по преданию, чеченцы взяли обещание с кумыков не переправятся через реку, «исподволь были захвачены» земли по левому берегу реки т. н. Качкалыковская равнина) .

По мнению майора Властова, легенды о «передаче чеченцами земель по ту сторону Аксая кумыкам, пришедшим судьями по приглашению» есть «рассказ, выдуманный народной гордостью» вследствие земельных споров с кумыками. Он предположил, что, возможно, чеченцы платили дань вследствие завоевания либо поселились на землях шамхала Тарковского «под условленными обязательствами». В дальнейшем Властов, резюмируя, высказывает предположение о том, что кумыки являются древнейшими обитателями плоскости между Сулаком и Тереком, а чеченцы поселились на этих землях на правах арендаторов .

Географ, этнограф, артиллерист и российский военный деятель Густав Гербер , в 1728 году, составивший карту Каспийского побережья, писал о том, что чеченцы прежде были расселены до Каспийского моря. Эту версию подтвердил в 1785 году историк Михаил Чулков .

Густав Гербер писал следующее:

…Жилища чеченцев простирались раньше от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого Каспийского моря, но поскольку они гребенским и донским казакам отогнанием скота и лошадей много вреда причиняли, то в I718 году командированы были на них несколько тысяч донских казаков, которые всю их землю опустошили и многих порубили. А прочие опять в горах построились и в 1722 году российскими подданными учинились. Ими управляют некоторые старшины, которые прежде от шамхала, а не от Персии зависели. Доходы от этой земли собирал потому же шамхал, однако они состояли в малом числе овец и другого скота, так что государству от этой земли почти никакой пользы нет. Теперь питаются они скотоводством, говорят по-татарски, в вере последуют суннитской секте.

Я. Штелин в «Географическом месяцеслове на 1772 год» опубликовал заметку «Описание Черкесии», один из разделов её посвящен «Кумыцкой, или Чеченской земле», где, в частности, сообщается

Чеченцы имеют над собой особого хана из поколения Али-Солтана. Карабулаки состоят под княжеской фамилией Алдамир и под кабардинским князем Девлет-Гиреем, который живёт в Гребенчуке. Местом впадения Сунжи в Терек владеет князь Такмазов и его братья. Атихизы и мичкизы принадлежат княжеской фамилии Каплан. По ту сторону Аксая лежат земли княжеских фамилий Алима и Темиргамзии, которые, как и тавлинцы, больше в союзе с дагестанцами, чем с кабадинцами, и признают над собой персидское начальство. Впрочем, это народ грубый и склонный к грабежу. Это кочевые народы, которые больше 23 лет не живут на одном месте…

apsnyteka.org . Дата обращения: 20 октября 2020.

Также о чеченцах, которые пристают к морю для ловли рыбы, пишет немецкий путешественник и натуралист на русской службе Готлиб Гмелин , побывавший на побережье Каспийского моря и на острове Чечень до 1774 года, он же связывал название острова Чечень с этнонимом чеченцы . Доктор географических наук Евгений Михайлович Поспелов также подтверждает связь названия острова с чеченским этносом , а историк Дмитрий Ровинский делает следующее замечание об острове «Чеченъ», лежащем «против обиталища Чеченцев» . Гмелин писал следующее:

Десятого числа по утру в седьмом часу выехали мы уже на семь саженей глубины и около полудня увидали остров Чечень. Он наименование своё получил от живущих в горах Чеченцев, кои пристают к оному для ловления рыбы... Самуил Готлиб Гмелин

Баларамберг в 1832 году указал на ключевой ареал расселения ауховцев:

Ауховцы живут западнее качкаликцев, на речушке Яраксу, которая берёт начало с хребта Гумик-Лама. Их территория гориста, покрыта лесом.

Вот их главные поселения: Зандак, Хасса-Мекант, Учели, Даттах, Алик, Кейшен-аух, Яраксу-аух, Алти-Мурза и Хаш-Гирей. Все эти поселения расположены на Яраксу.

Народонаселение этих племен достигает 14000 душ, из которых 2000 человек -- воины.

Между ауховцами и кумыками происходил длительный этнический обмен: среди ауховцев немало тех, кто ведёт происхождение от кумыков, и наоборот среди кумыков . Ауховский диалект претерпел изменения в лексике и фонетике под влиянием кумыкского и ногайского языков .

В 1818 году генерал Ермолов совершил ряд экспедиций в Ауховскую Чечню. О результатах этих экспедиций В. Потто сообщает, следующее: «…Кумыкская плоскость в несколько дней была совершенно очищена от чеченцев» .

1817—1864 гг.

В период Кавказской войны (1817—1864 годы) эта область вошла в состав теократического государства Северо-Кавказский имамат , а часть аккинцев присоединилась к лидеру имамата — Шамилю .

1870—1900 гг.

После образования Дагестанской и Терской областей Аух вошёл в состав Кумыкского округа Терской области, переименованного через некоторое время в Хасавюртовский округ. В 1885 жители Ярыксу-Аух и Кишень-Аух Хасав-Юртовского округа обратились с просьбой быть причисленными к Грозненскому или Веденскому округам, но администрация эти сёла оставила в составе Хасавюртовского округа. В конце 70-х годов вся южная часть Хасавюртовского округа, от Герзель-аула до Эндирея , была заселена чеченцами. С 1870 по 1877 году количество чеченцев в регионе увеличилось с 5912 ауховцев до 14 тысяч чеченцев и продолжило возрастать до 18 128 в 1897 году .

1921—1956 гг.

Образование в 1921 году Горской АССР поставило вопрос о судьбе Хасав-Юртовского округа, входившего до революции в состав Терской области. В округе проживали две основные национальности — кумыки и чеченцы. В марте 1921 г., когда стало очевидным стремление кумыков присоединиться к Дагестанской АССР, а чеченцев-ауховцев — к Горской АССР (в составе которой и Чечня), возникла проблема раздела Хасав-Юртовского округа между двумя соседними автономиями: Дагестанской и Горской. Однако этот вариант категорически не устраивал чеченцев-ауховцев. В результате съезд ауховцев, не приняв определенного решения по вопросу о присоединении к Горской или к Дагестанской АССР, ограничился требованием ауховцев в любом случае сохранить Хасав-Юртовский округ в качестве отдельной административной единицы. Это было истолковано Хасав-Юртовским ревкомом как желание ауховцев остаться в Хасав-Юртовском округе в составе Дагестанской АССР. Такую трактовку фактически поддержал и командующий Кавказской Трудовой Армией В. С. Муромцев, возглавлявший комиссию по установлению границ между Дагестаном и Горской АССР. Заявление ауховской делегации, сделанное 12 апреля 1921 городе во Владикавказе, о желании присоединиться к Горской АССР, было проигнорировано. Присоединение Хасав-Юртовского округа к Дагестану окончательно было закреплено в сентябре 1921 г. .

По другой версии, причиной вхождения стала боязнь ауховцев потерять свои зимние пастбища на территории нынешнего Хасавюртовского района .

В 1943 году на территории Ауха был создан Ауховский район .

В 1944 году чеченцы-ауховцы были депортированы в Среднюю Азию , а район их исторического проживания был переименован в Новолакский район и заселён лакцами . Селения Юрт-Аух и Акташ-Аух переданы в состав Казбековского района и заселены аварцами .

В 1956 году чеченцы (в том числе и ауховцы) стали возвращаться на историческую родину.

Историческая фальсификация

Известный российский этнолог и антрополог В. А. Шнирельман в одной из своих работ рассматривает «мифическую» концепцию, согласно которой Терско-Сулакское междуречье является неотъемлемой частью древних чеченских земель. Эта концепция легла в основу стремлений Чечни к территориальной экспансии на территорию Дагестана с целью получения выхода к Каспийскому морю . Концепция начала складываться во 2-й половине 1980-х годов когда некоторые чеченские историки начали пересматривать историю заселения чеченцами-акинцами дагестанских земель. С этого времени у чеченских историков наблюдалось стремление удревнить дату начала переселения на равнину (официально признанная — вторая половина XVI века) и преувеличить роль своих предков в местной средневековой истории. Первым на этот путь встал Х. А. Хизриев, утверждавший, что вайнахи проживали на данной территории ещё в раннем средневековье. Ссылался он при этом на археолога А. В. Гадло и его работу по раскопкам городища « Хазар-Кала ». Но при рассмотрении этой работы выяснилось, что Гадло в своей работе о вайнахах даже не упоминал, а речь в ней идет о позднесарматском ираноязычном населении, которое в 500-е годы н. э. сменилось тюркскими кочевниками. Затем историк Я. З. Ахмадов принялся преувеличивать политическую роль чеченцев на северо-западе Дагестана, при этом его взгляды со временем менялись: сначала он признавал Эндиреевское княжество кумыкским владением с оговоркой, что в войске князя Султан-Мута были вайнахи и что чеченцы составляли часть подвластного ему населения, но позже он уже заявлял, что до появления Султан-Мута вся земля от «Дарьяла до Дербента» принадлежала вайнахскому князю Ших-Мурзе Окоцкому.

В начале 1990-х годов А. Адилсултанов обнародовал некую «хронику-рукопись Ибрагимова-Магомедова» якобы хранившуюся у местного акинского населения. Некритически используя данные археологии и весьма неопределенные сообщения античных авторов, он пытался доказать, что предки вайнахов обитали на плоскости с глубочайшей древности. Иные подходы он отметал как искажающие историческую действительность по идеологическим причинам. Ссылаясь на «хронику-рукопись» он доказывал, что в XVI—XVIII вв. чеченцы занимали всю северную часть Дагестана вплоть до Каспийского моря, где использовали рыболовецкие угодья о. Чечень. И если Ахмадов ещё допускал двухкомпонентный кумыкско-чеченский состав населения Окоцкой земли, то Адилсултанов кумыков не упоминал вовсе и «рисовал» сообщество чеченцев одним из могущественных политических образований в позднесредневековом Дагестане. Эта версия истории принята в качестве достоверно установленного факта в официальных изданиях и обобщающих трудах чеченских историков .

Под эту версию истории переиздаются книги, так дважды уже после смерти автора, был переиздан труд чеченского краеведа А. Сулейманова «Топонимия Чечено-Ингушетии» — под названием «Топонимия Чечни», который был дополнен «территорией Терско-Сулакского междуречья», отсутствующей в первом авторском издании. В преамбуле к главе «о территории Терско-Сулакского междуречья», говорится, что она написана по полевым материалам И. Исмаилова и А. Адилсултанова .

Вместе с тем, некоторые из источников, среди которых и русские путешественники, указывают на то, что чеченцы занимали обширные территории вплоть до побережья Каспия до того, как на них были командированы войска «за отгон скота» .

Тайпы

Тайповый состав Ауха:

  1. Аккой ( чечен. Iаккой ),
  2. Акхшой ( чечен. Акхшой ),
  3. Аллерой ( чечен. Iаларой ),
  4. Барчхой ( чечен. Барчхой ),
  5. Беной ( чечен. Беной ),
  6. Билтой ( чечен. Билтой ),
  7. Боной ( чечен. Боной ),
  8. Вяппий ( чечен. Ваьппий ),
  9. Гулой ( чечен. Гӏулой ),
  10. Гендаргной ( чечен. Гендаргной ),
  11. Жевой ( чечен. Жевой ),
  12. Зандакой ( чечен. Зандакъой ),
  13. Зогой ( чечен. Зӏогой ),
  14. Кхархой ( чечен. Кхархой ),
  15. Кевой ( чечен. Кевой ),
  16. Курчалой ( чечен. Курчалой ),
  17. ( чечен. Къовстой ),
  18. Мержой ( чечен. Мержой ),
  19. ( чечен. Меркхой ),
  1. Ноккхой ( чечен. Ноккхой ),
  2. Овршой ( чечен. Овршой ),
  3. Гордалой ( чечен. ГӀордалой ),
  4. Пхарчхой ( чечен. Пхьарчахой ),
  5. Таркхой ( чечен. Таркхой ),
  6. ( чечен. Хӏиндахой ),
  7. Цечой ( чечен. Цӏечой ),
  8. Цонтарой ( чечен. Цӏоьнтарой ),
  9. Чентий ( чечен. Чӏентий ),
  10. Чонтой ( чечен. Чонтой ),
  11. Чхарой ( чечен. Чхарой ),
  12. ( чечен. Шарой ),
  13. ( чечен. Шербалой ),
  14. Шинрой ( чечен. Шинрой ),
  15. Ширдий /ширдой ( чечен. Ширдой ). и другие.

Населённые пункты

По Кавказскому календарю за 1860 год Ауховское чеченское общество занимало верховья рек Акташ, Ярык-су и Яман-су. Там же перечислены населённые пункты входившие в состав этого общества. Населённые пункты перечислены по отношению к берегам рек:

  • левый берег реки Яман-су: Гурже-Могк, Занда-Кора, Гендырген, Рагвенет-Аджи-Юрт, Буртан-Юрт, Карасу-Отар, Булк-Отар, Беркихан-Отар, Алхан-Отар, Аташ-Отар, Сагандык-Отар, Рагунгаж и Балятли; здесь же располагались разоренные в 1840-м году — Джантемир-Юрт , Буне-Юрт, Арсенек-Юрт, а также разорённый в феврале 1850 года Сатый-Юрт.
  • правый берег реки Яман-су: Датах, Гулай-Отар, Аухва-Отар, Дурмамат-Отар, Бейтемир-Отар, Гапука-Мулла-Отар, Оразой-Отар, Давлет-Бий-Отар, Арслан-Гирей-Отар, Булай-Юрт, Аджи-Отар, Саибалат-Отар, Озен-Отар, Магомет-Отар, Нуркей-Отар, Кайтука-Отар, Коша-Отар, Мамуш-отар.
  • левый берег реки Ярык-су: Виси-Ирзау, Байкиш-Отар, Абдуразан-Отар, Байговат-Отар, Ханбатыр-Отар, Маган-Отар, Султан-Бек-Отар; здесь же располагались разорённые в 1840 году Кишень-Аух и Ярык-Су-Аух, а также разорённые в феврале 1850 года Марцык-Юрт и Мустафа-Отар.
  • правый берег реки Ярык-су: Шараин (Шерик), Мижгора (Мажар), Байтерек, Зандак, Хасанбек-Кент, Джахов-отар, Ауртай-Отар.
  • река Акташ: Аухва-Отар, Виси-Отар, Джамбек-Отар.

Примечания

  1. , с. 221.
  2. . www.runivers.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 23 января 2021 года.
  3. . www.vostlit.info . Дата обращения: 20 октября 2020. 15 апреля 2021 года.
  4. . dlib.rsl.ru . Дата обращения: 20 октября 2020.
  5. , с. ?.
  6. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006
  7. Чечня и чеченцы в материалах XIX в. (Сост. Я. З. Ахмадов, И. Б. Мунаев). Элиста: «Санан», 1990.
  8. Сигаури И. М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времён. — М. : Русская жизнь, 1997. — 223 с. — Т. 1.

    <…>это не что иное, как Аух, область расселения чеченцев-Ауховцев Дагестане…

  9. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 6 мая 2021 года.
  10. (недоступная ссылка)
  11. И. М. Сигаури «Очерки государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Том I. Москва: издательский дом «Русская жизнь», 1997. С. 223
  12. . refdb.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 26 марта 2019 года.
  13. . Дата обращения: 24 января 2013. Архивировано из 3 февраля 2013 года.
  14. kumukia.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 11 декабря 2018 года.
  15. , с. 348.
  16. «Чеченцы: история и современность» / Составление и общая редакция Ю.А. Айдаева. — Москва: Мир дому твоему, 1996. — 352 с. — ISBN 5-87553-005-7 .
    • Антология. «Чеченская Республика и чеченцы. История и современность». — Москва: Наука, 2006. — 576 с. — ISBN 5-02-034016-2 .
  17. , с. 14—15.
  18. . www.vostlit.info . Дата обращения: 20 октября 2020. 19 сентября 2019 года.
  19. Тени вечности Леча Ильиасов
  20. Этническая история и фольклор — Р. С Липец, Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая
  21. Максимов Е. Чеченцы// Терский сборник. — 1893., Вып.3., кн.2. — с.39 от 21 октября 2018 на Wayback Machine
  22. И. Арсаханов «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка». Грозный, 1959. С. 8
  23. .
  24. . elib.shpl.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 21 июня 2019 года.
  25. Властов Г. К. Война в большой Чечне — СПб.: Русский Инвалид, 1856. — с. 15-16
  26. . www.vostlit.info . Дата обращения: 20 октября 2020. 15 апреля 2021 года.
  27. . Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано из 15 апреля 2016 года.
  28. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь. — М., 2002, С.462-463.
  29. И. Бларамберг. 356, 366, 367. www.runivers.ru (1832-1833). Дата обращения: 23 мая 2017. 25 мая 2017 года.
  30. Общественный строй Чечни: вторая половина XVIII в.--40-е годы XIX века Ф. В Тотоев с 287
  31. Я. З. Ахмадов, Э. Х. Хасмагомадов «История Чечни в XIX—XX веках». «История Чечни в XIX—XX веках» . — Москва: М.: Пульс, 2005. — С. 690. — 996 с. — ISBN 5-93486-046-1 .
  32. . — М. : «Европа», 2007. — 128 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-9739-0123-3 .
  33. Шнирельман В. А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. — М.:Новое литературное обозрение, 2006 с. 199—200
  34. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1997
  35. . www.randevu-zip.narod.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 23 декабря 2012 года.
  36. // . — Тифлис: Гл. упр. Кавказ. наместника, 1859. — С. 32—33. — 425 с. разд. паг., 2 л. ил., карт. с.

Литература

  • Акки и аккинцы в XVI—XVIII веках / Ред. И. А. Ирисханов. — Грозный: Объединение « Книга » государственного комитета Чеченской республики по информации и печати, 1992. — 5000 экз. ISBN 5-7666-0540-4 .
  • Ибрагимова З. Х. . — М. : Пробел-2000, 2006. — 244 с. — ISBN 5-98604-066-Х.
  • Сулейманов А. С. . — Нальчик: «Эль-Фа», 1997. — 682 с. — 1000 экз. ISBN 5-88195-263-4 . от 7 ноября 2014 на Wayback Machine

Ссылки

  • . www.igpi.ru . Дата обращения: 20 октября 2020.
Источник —

Same as Аух