Надписи на партах
— разновидность молодёжных
граффити
, встречающаяся в учреждениях начального, среднего и высшего образования. Надписи могут размещаться как на рабочей поверхности, так и на других участках парты.
Содержание
Исследования надписей
В
России
до конца XX века надписи на партах представляли собой сравнительно малоизученное явление
. Большинство учёных воспринимают их исключительно с нормативно-эстетической точки зрения, согласно которой они представляют собой только вредительство, порчу имущества учебного заведения. Однако в 2000-е годы появились исследования, направленные на изучение лингвистических характеристик надписей. Доминирующими подходами к описанию граффити являются исторический, социо-культурный, психолого-культурный, лингвокультурный и лингвистический подходы
. Тюкаева Н. И. в 2001—2004 годах провела исследование
студенческих граффити в
Барнаульском государственном педагогическом университете
,
Алтайском государственном техническом университете
, основу которого составили надписи на партах. В 2006 году школьница провела анализ надписей на партах школ города
Кирова
и благодаря своему исследованию стала лауреатом Всероссийских юношеских чтений им. В. И. Вернадского. Исследователи утверждают, что анализ надписей может оказать помощь в воспитательном процессе.
Функции
Надписи на партах выполняют следующие функции:
создание второго мира, отвлечённого от повседневного
бытия
;
создание себе
подсказки
при экзамене, контрольной или проверочной работе.
Причинами создания надписей выступают:
компенсация отсутствия возможности обратиться к адресату напрямую;
компенсация отсутствия возможности массового распространения сообщения;
компенсация отсутствия свободного времени;
преодоление однообразия, монотонности процесса учёбы
;
боязнь экзамена, контрольной или проверочной работы.
Авторы надписей
Результаты исследований в высших учебных заведениях показали, что надписи чаще всего оставляют студенты I—II курсов (около 90 % всех надписей)
. Авторы надписей в основной своей массе относятся к процессу учёбы безучастно.
Типичный студенческий автор, как правило, материально зависим от родителей, посещает учебное заведение вынужденно, находится в поиске кандидатуры на место супруга или полового партнёра. Психологическая установка типичного автора: «
Я пишу там, где не принято, потому что я лучший, и мне так хочется
»
.
Авторов надписей по стратегии поведения можно разделить на несколько групп.
По эмоционально-смысловой характеристике:
лирические — стремящиеся придать своим проблемам художественный образ в виде
поэтических
и
прозаических
произведений («
Хотеть не вредно, вредно не хотеть
»);
нейтральные — оставляющие надписи, не передающие эмоциональное состояние («
Дорогой студент, тебе необходимо учиться, чтобы стать полноценной личностью
»);
эмоциональные — создающие надписи, содержащие экспрессивные выражения, повторение знаков препинания и т. п., наиболее часто встречающийся тип («
Ура!!!!!
», «
Нет сил…
», «
СКУЧНО
»)
.
По степени стремления к
:
художники — реализующие через надписи свой творческий потенциал, отличающиеся склонностью кропотливо прорисовывать детали;
креолисты — применяющие специальные пишущие материалы — разноцветные
маркеры
, шариковые ручки, краски;
скрипторы — использующие исключительно
вербальные
знаки, наиболее часто встречающийся тип
.
По стратегическому параметру:
репрезентанты — представляющие себя, записывая свои имена, клички, номер группы, аббревиатуру
факультета
, наиболее часто встречающийся тип («
Вася, гр. 221
»);
оппоненты — ставящие себя и себе подобных в привилегированное положение относительно других субъектов учёбы, в том числе через негативную оценку тех, кто не принадлежит к данному конгломерату («
2204 — лохи
», «
Шансон — фуфло
», «
Ария — супер
»);
дающие объявления — стремящиеся предать огласке определённые события с помощью объявлений, иногда объявления носят шуточный характер («
Приходите на КВН поболеть за наших
», «
У нас скоро свадьба
», «
Мальчики по вызову, телефон 02
»);
страдальцы — высказывающие недовольство существующими порядками («
Надоело
», «
Я не могу больше жить
»);
повествователи — оставляющие надписи, которые идентичны жанровому типу записка («
Я вчера гуляла с Женей
»);
вопрошающие — пишущие вопросы, просьбы, предложения о начале общения («
Кто с нами в кино?
»)
.
По креативному параметру:
пассивные граффитисты — авторы немногословных надписей, не несущих информационную функцию;
граффитисты — авторы негативных, пошлых надписей;
рефлектирующие граффитисты — авторы, предпочитающие выражать негатив косвенным образом, с помощью иронии
.
По психологическому образу:
«озабоченные» — авторы надписей на сексуальную тему («
Окажу интимные услуги, тел. …
»);
«покинутые» — авторы текстов о несчастной любви, о нетерпимости одиночества («
Юра, мне плохо без тебя
»);
«нетерпимые» — авторы негативных надписей, содержащих недовольство необходимостью нахождения в стенах учебного заведения («
Мне холодно, голодно и спать хочется
»);
«несдержанные» — резко реагирующие на разнообразные обстоятельства, сопровождающие учебный процесс («
Я сижу на лекции, у меня эрекция
»);
«протестанты» — выражающие протест против окружающей среды («
Сколько можно нас мучать
»);
«незамеченные» — авторы, желающие заявить о себе, зачастую страдающие
(«
Привет, меня зовут Лена, давай переписываться
»);
«радостные» — авторы призывов, восхвалений событий, сопровождающих учебный процесс («
От сессии до сессии живут студенты весело
»);
«весёлые» — осмеивающие различные события, в том числе запретные темы («
Не восхрапи на лекции, дабы не разбудить ближнего своего
»);
«грустные» — оставляющие надписи отчаявшегося, безнадёжного характера («
Встану утром рано, выпью кружку ртути и пойду подохну в этом институте
»);
«агрессивные» — выражающие негативные эмоции в резкой форме, часто использующие ненормативную лексику («
Сегодня я купил гранату — конец родному деканату
»)
.
Надписи на партах оставляют лица как мужского, так и женского пола.
Виды надписей
Надписи на партах могут быть как стихотворными, так и прозаическими. Также это могут быть
чертежи
,
рисунки
и прочие записи. В целом надписи характеризуются
тезисным
изложением информации. Надписи классифицируют по нескольким признакам.
образовательные («
Кто не верит в
— нарисуй паровозик
»
, а также надписи, используемые в качестве
шпаргалок
(написанные на парте
карандашом
формулы, сделанные, например, перед сдачей
контрольной работы
по
физике
на перемене, после использования как правило такие надписи стирают);
рассуждения («
Лучше повеситься, чем сдавать сессию
»)
.
По количеству отражённых ситуаций:
одномоментные («
Хочу Женю
»);
двухмоментные («
У меня отличное предложение: пойдёмте все домой
»);
многомоментные, к котором относятся в основном длинные стихотворения
.
Среди тем, к которым обращаются авторы, — любовь, музыкальные увлечения, вечернее времяпрепровождение. Часто встречается ненормативная лексика, характерной чертой является то, что авторы, зная правила языка, пренебрегают орфографией и пунктуацией.
Адресаты надписей
Потенциальным читателем оставленных надписей является любой учащийся (студент или школьник). Характерным отличием надписей на партах от других форм массовой коммуникации является использование в большинстве случаев при обращении формы единственного числа, несмотря на то что читателей может быть множество («
На препода смотри, а не сюда
»)
.
Ответственность
Запреты на нанесения надписей на парты прописаны в Правилах внутреннего распорядка и других документах учебных заведений. В качестве дисциплинарных взысканий могут применяться замечание и выговор. Руководители высших учебных заведений могут грозить отчислением студентам за нанесение надписей на партах
. В 2007 году
CBS
сообщила о том, что 13-летняя ученица
нью-йоркской
школы была арестована полицией за нанесение слова «Okay». Арест был произведён по просьбе директора школы
.
Из истории создания физтеховских песен. «За науку» № 7 от 23 марта 2010 г.
↑
, с. 126.
, с. 111.
Иванова Е.
(неопр.)
. Омский государственный педагогический университет. Дата обращения: 7 декабря 2008. Архивировано из
17 октября 2012 года.
(рус.)
.
Lenta.ru
. Дата обращения: 7 декабря 2008.
2 октября 2007 года.
Литература
Косых Н. И.
// Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки. — 2002. —
№ 2
.
(недоступная ссылка)
Косых Н. И.
«Партовые граффити» как разновидность коммуникации в молодёжной субкультуре
// Картина мира: методы, модели, концепты. Материалы всероссийской междисциплинарной школы молодых учёных: «Картина мира: язык, философия, наука» 1—3 ноября 2001 / Под общей редакцией З. И. Рязановой. — Томск: Изд-во ТГУ, 2002. — С. 144—149. — 360 с.
Ларионова А. Ю.
// Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 14. — 2007. —
С. 120—129
.
Лебедева Н. Б.
Студенческое граффити: жанроведческий аспект (Часть первая: фациент “Автор”) // Вестник Алтайской науки. Образование. — 2002. —
№ 1
.
Прохоренко Олег.
// Вятский край. — 2006. — 23 июня.
5 марта 2016 года.
Тюкаева Н. И.
Некоторые аспекты рассмотрения студенческих граффити
// Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть II: Теория и практика современной письменной речи: Материалы конференции / Под ред. Н. Д. Голева. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — С. 80—86.
Тюкаева Н. И.
Студенческое граффити как жанр естественной письменной русской речи : Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. —
М.
:
РГБ
, 2005. —
Вып. 10.02.01
. —
С. 229
.