Плюсса (рабочий посёлок)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рабо́чий и колхо́зница» — памятник монументального искусства , «идеал и символ советской эпохи», признанный « эталон социалистического реализма ». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот . Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану , автор пластического воплощения — Вера Мухина . Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве , затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию , где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали , облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны .
После окончания выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на десятиметровый постамент у Северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку . В Париже скульптура стояла на павильоне 34-метровой высоты. Из-за неаккуратного демонтажа и перевозки каркас и облицовку пришлось значительно изменить, отступив от оригинального проекта. В период с 1938 по 2003 год скульптуру практически не реставрировали, от коррозии и воздействия внешней среды она значительно обветшала .
В 2003—2009 годах выполнили реставрацию скульптуры, установили её на павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана для парижской выставки. В цокольной части открыт Музей Веры Мухиной . После реставрации высота скульптуры составила 24,5 м, высота павильона-постамента — 34,5 м, общий вес каркаса вырос больше чем в два раза и составил 185 тонн .
Скульптурная композиция предназначалась для украшения павильона СССР на Всемирной выставке в 1937 году в Париже. Проект для него был выбран по итогам всесоюзного архитектурного конкурса, в финал которого прошли следующие шесть групп претендентов:
Павильоны в проектах Щусева и Алабяна — Чечулина комиссия признала недостаточно основательными, Гинзбурга и Мельникова — чрезмерно оригинальными. Варианты Щуко — Гельфрейха и Бориса Иофана являлись наиболее функциональными и идеологически верными. В конечном итоге победил проект Иофана, который был решён максимально лаконично, без избыточной декоративности и «налёта рекламы», отличавшей многие павильоны западных стран . Центральным стилевым элементом и динамическим продолжением композиции советского павильона должна была стать скульптура:
...Очень скоро родился образ <...> юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство . Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот ». Борис Иофан
Павильон должен был достичь 34,5 м в высоту, а вместе со статуей — 60 м .
Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя « Тираноборцы ». Древнегреческие скульпторы Критий и Несиот изваяли Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в поднятых к небу руках . По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года — это победа союза рабочих и крестьян. Поэтому будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Вторым прообразом стала « Ника Самофракийская », архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже» .
На проект пластического решения скульптуры «Рабочий и колхозница» был проведён второй конкурс, в котором приняли участие пять скульпторов: Вячеслав Андреев , Борис Королёв , Матвей Манизер , Вера Мухина и Иван Шадр . Комиссия под председательством Вячеслава Молотова долго изучала вариант Мухиной, нарком сам отметил и велел убрать неэстетичные «мешки» под глазами колхозницы и обратил внимание на то, что рабочий держал молот в левой руке . Комиссия потребовала внести некоторые изменения в проект: главным требованием было «одеть» фигуры , поскольку изначально юноша и девушка были обнажёнными, в подражание древнегреческому прообразу. Их тела драпировали складки декоративного шарфа, который одновременно был связующим звеном всей композиции и соединял скульптуру с павильоном. По воспоминаниям Константина Рождественского , одного из создателей советского павильона для парижской выставки, был записан диалог наркома и скульптора:
— Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!
…Мухина спокойно ответила:
— Это нужно для равновесия.
Она, конечно, имела в виду пластическое, образное равновесие и столь необходимую ей горизонталь. Но председатель, не сильно искушённый в искусстве, понял её «равновесие» в чисто физическом смысле и сказал:— Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос…
11 ноября 1936 года отредактированный проект Мухиной был окончательно утверждён к исполнению .
В историю искусства XX века монумент «Рабочий и колхозница» вошёл как «один из трёх советских колоссов», наряду со скульптурами « Родина-мать » и « Воин-освободитель », наиболее точно отразивших дух своего времени . Сама Мухина описывала характер своей скульптуры как «безостановочный порыв» . Воспевая труд и способность на подвиг ради общей цели, скульптор неоднократно подчёркивала отличие своего видения на «Рабочего и колхозницу» от взгляда Иофана :
...Получив... проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог. <...> [мы] должны передать идеалы нашего мировоззрения, образ человека свободной мысли и свободного труда; мы должны передать весь романтизм и творческое горение наших дней. Вера Мухина, «Архитектурная газета», № 12, 1938
По мнению ведущего искусствоведа газеты « Коммерсант » Валентина Дьяконова ,
«Рабочий и колхозница» — это продолжение изобразительной традиции, связанной с культом демократической государственности, который возник в формах неоклассики во Франции после революции (в « Клятве Горациев » Жак Луи Давид повторяет позы тех же «Тираноборцев»). Пожалуй, самое яркое выражение этого культа — статуя Свободы на океанских воротах в США , сделанная опять же французом Огюстом Бартольди . Вера Мухина, в свою очередь, училась у Антуана Бурделя , ассистента Родена , автора многочисленных аллегорических монументов во славу республики .
Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому , где также символический жест «указывал на судьбы России» . Женская фигура воплотила в себе собирательный образ 1930-х годов: у неё короткая стрижка, атлетическая фигура, голова не покрыта косынкой. Одежда — не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина . Она отражала феминизм визуальной пропаганды периода коллективизации — колхозница должна была ассоциироваться с могучим, плодородным началом . При этом моделью для скульптуры послужила 18-летняя Анна Ивановна Богоявленская, которую Николай Андреев и Вера Мухина случайно встретили на прогулке в парке. Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка , красавица» . Для мужской фигуры позировали двое: тело лепили с бывшего танцора балета Игоря Басенко, а модель для лица Мухина выбрала на физкультурном параде — ею стал строитель Сергей Каснер .
Нестандартным решением было сделать рты фигур приоткрытыми — так скульптор добавила ещё больше динамики, словно герои поют или кричат . Шарф, движения рук, складки одежды давали горизонталь, которая уравновешивала стремящуюся вверх композицию павильона и делала её более гармоничной .
Скульптура также стала отражением успехов промышленности и технического прогресса начала XX века . Атрибуты в руках героев скульптуры — серп и молот — в 1937 году ещё трактовались в первую очередь как эмблемы мирного, свободного труда. При этом Мухина подчёркивала, что ставила целью не акцентировать внимание на предметах в руках фигур, а выразить идею и настроение композиции через пластику .
Основной каркас монумента был изготовлен на заводе « Стальмост », а детали внешней оболочки — на опытном заводе под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Именно он предложил использовать для скульптуры нержавеющую хромоникелевую сталь, хотя Мухина и остальные члены коллектива изначально отнеслись к этому материалу с недоверием. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь , а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню ». Львову принадлежала авторская разработка контактной точечной сварки , которую с 1930-х годов успешно применяли при обшивке самолётов . Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы» .
К началу работ в распоряжении сотрудников было четыре гипсовые модели, самая высокая из которых — 95 см. На монтаже было занято 160 человек, сборка велась во дворе завода в три смены, для работ понадобился подъёмный кран высотой 35 м и со стрелой в 15 м . Шаблоны для деталей обшивки выполнялись из дерева, плотники работали с досками в 15 см толщиной. Отлитые по форме детали рабочие «выколачивали» изнутри самого монумента. Участники проекта вспоминали:
Особенно трудной была работа в феврале, когда в мороз можно было спастись от ветра только внутри каркаса, «под юбкой Колхозницы». Грелись же во времянке у костра, разведённого во врытом в землю котле. Листы оболочки сваривали вручную…
Иная техника потребовалась для работы с руками и головами скульптуры — выколотить их по деревянным шаблонам, как это делалось с остальными деталями, не получалось. Поэтому было найдено иное решение — испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью . Сложности возникли и с изготовлением шарфа — тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры. В период работы над этой деталью директор завода С. П. Тамбовцев составил донос на Мухину, обвиняя её в срыве сроков бесконечными поправками и том, что придуманный ею шарф может сломать скульптуру при сильных порывах ветра. Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль « врага народа » Льва Троцкого . Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы .
Созданная в этот период скульптура опиралась на каркас весом 63 тонны . Совокупная масса внешних оболочек составила всего 12 тонн — для фигур использовали тонкие листы стали в 0,5 мм . Работы длились три с половиной месяца . После окончания сборки завод посетила правительственная комиссия во главе с наркомом обороны Климентом Ворошиловым , вечером того же дня готовый монумент осмотрел руководитель СССР Иосиф Сталин . Сразу после этого начался демонтаж для перевозки скульптуры в Париж .
Перед перевозкой монумента его очистили, продули песком , затем разделили на 65 частей и упаковали в обитые войлоком ящики. На транспортировку всех деталей и оборудование понадобилось 28 железнодорожных вагонов . Состав проехал всю Европу , по пути столкнувшись с немалыми трудностями — например, в Польше главному инженеру В. Л. Рафаэлю пришлось автогеном срезать фрагменты деталей, чтобы вагоны могли пройти в тоннель .
В Париже поезд с деталями скульптуры встречал лично Борис Иофан. Работы по монтажу были завершены в рекордно короткий срок — павильон длиной в 165 метров был построен за 11 дней при расчётных 24. По мнению исследователей, такая скорость не в последнюю очередь объяснялась его временным характером . В качестве облицовочного материала был выбран газганский мрамор , который не устойчив к морозу и воздействиям внешней среды, зато имеет сравнительно невысокую цену. Иофан же планировал на фасаде павильона «взрыв цвета» в виде градиента от тёмно-коричневого до песочного, а в качестве материала отделки хотел использовать долговечный гранит . Скульптуру наверху монтировали без допусков на ветровую нагрузку :
Пётр Николаевич Львов, конструктор. Он, конечно, гениальный был конструктор, но он авиационный ... И он сделал это по образу и подобию самолетостроения. Вот, рука мужская — она была бескаркасная. <...> Как фюзеляж самолета. И она была скреплена как... скрепляют водопроводные трубы ... Фланец прикреплен к торсу мужскому и фланец прикреплен к руке. И вот это все было закреплено на нержавеющей оболочке. Вадим Церковников, глава проекта реставрации скульптуры «Рабочий и колхозница» в 2003—2009 годах
Для монтажа из Москвы был доставлен специальный мачтовый кран , основная стойка которого держалась при помощи растяжек из стальных тросов . За несколько дней до открытия выставки рабочие обнаружили, что одна из растяжек подпилена и «грозит рухнуть на статую и непоправимо испортить её». Трос удалось заменить и провести сборку без задержек, но из соображений безопасности каждую ночь у площадки стали выставлять дежурных .
Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года . Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением XX века» и воплощением идеи «освобождённого труда» . Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан , художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего» . По всему миру были выпущены коллекционные серии почтовых марок , значков , открыток и плакатов с изображением монумента . Даже критики отмечали общую выразительность скульптуры, тогда как сама Мухина неоднократно высказывалась, что не была полностью довольна работой из-за очень сжатых сроков .
Комиссар выставки Иван Межлаук и практически все члены рабочей группы, отвечавшие за монтаж павильона и скульптуры, были впоследствии обвинены как враги советского строя и расстреляны .
После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Однако монумент решили вернуть в СССР. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме « невозвращенки » Александры Экстер . Направленная на проведение демонтажа бригада рабочих, не участвовавших в сборке и строительстве, не была знакома с её особенностями и сложным устройством . Исследователи характеризуют процесс как варварский: монумент разрезали автогеном на 44 части и погрузили на открытые платформы, из-за чего по прибытии в Москву все детали, за исключением головы и одной руки от мужской фигуры, оказались повреждены. С января по август 1939 года в столице шла пересборка скульптуры: на этот раз для облицовки использовали более толстые листы стали в 2 мм. Многие детали переделали с отступлением от оригинала, а каркас пришлось изменить больше чем наполовину .
Вопрос о выборе места для повторной установки вызвал массу разногласий: Мухина считала идеальным вариантом Ленинские горы или улицу Крымский Вал . Она многократно направляла в правительство письма с соответствующей просьбой, однако повлиять на решение не смогла. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе нижней головы шлюза строящейся Рыбинской ГЭС , в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, в качестве альтернативы предлагали Манежную площадь . В итоге выбрали другое место — перед главным входом на ВСХВ . На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент « Мать-Волга » .
Чтобы успеть к открытию ВСХВ, «Рабочего и колхозницу» решено было установить на низкий десятиметровый постамент. Вера Мухина называла его «пеньком» и сетовала, что он уничтожает всю динамику композиции :
Мне остается только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры .
Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа» — нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы» — скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки » . Мухина и Иофан несколько десятилетий пытались добиться переноса монумента или установки на пьедестал оригинального проекта . Только в 1975 году по решению Московского совета депутатов скульптуру было решено установить на высокий павильон, спроектировать который поручили Борису Иофану. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу .
К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. По одному из предложений его должны были установить на стрелке недалеко от Центрального дома художника на Крымском Валу . Однако эти планы не осуществили, не в последнюю очередь из-за обветшания монумента — коррозия разъела несущую конструкцию и для переноса потребовалась бы полная замена каркаса. На предложенном месте с 1997 года у Центрального дома художника стоит памятник Петру I работы скульптора Зураба Церетели .
К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага , а у подножия организовали митинг и концерт . Через три дня ткань со статуи убрали, одновременно с этим без объяснения причин был снят с должности заместитель начальника Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы Алексей Куренной, который выдал разрешение на проведение акции. При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности .
В 2003 году приняли решение провести реставрацию монумента, по плану работы должны были завершиться к 2005-му. Правительство Москвы выделило бюджет в 35 млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140 млн рублей). По завершении разборки из-за подозрения в хищениях проект заморозили, после многочисленных проверок работы возобновили только в 2007-м. 31 декабря 2008 года правительство Москвы объявило новый конкурс на проведение реставрации с максимальной суммой контракта в 2,395 млрд рублей . Единственным претендентом и победителем конкурса в тот же день, 31 декабря, стала компания «СК „Стратегия“» — дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной , супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова , поднявшая сумму до 2,905 млрд рублей (свыше 100 млн долларов) . Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года .
Разработку проекта возглавил скульптор Вадим Церковников, изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко , отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш» . Специалисты ЦНИИПСК имени Мельникова заново проводили расчёты и проектирование каркаса — исходная документация не сохранилась, кроме того, материалы нового поколения отличаются по свойствам от оригинальных . Сотрудники ВИАМ под управлением Е. Н. Каблова разработали для восстановления скульптуры покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости .
Скульптура была разобрана на 40 деталей, каждую из которых сфотографировали и установили степень поражения коррозией с помощью компьютерного спектрального анализа . Из общего числа элементов только 10 % подлежали полной замене, остальные можно было восстановить. Параллельно провели рентгенограмму сварных точек, общее количество которых превышает миллион . Из-за конструктивных просчётов скульптура не была герметичной , внутри постоянно копилась влага и жили голуби .
Вторым этапом реконструкции стала очистка. По степени плотности загрязнения, особенно в зонах шарфа и юбки, напоминали сталактиты : почти 70 лет они нарастали от выхлопных газов , конденсата осадков и птичьего помёта . Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе . Уникальный состав средства позволяет наносить его под любым углом, не даёт растекаться, повышает адгезию и в несколько раз увеличивает стойкость к агрессивному воздействию окружающей среды. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав .
Под руководством Церковникова был рассчитан и спроектирован новый тройной каркас: он делится на несущий, промежуточный и конструктивный, который связывает оболочку и несущий каркас. После реконструкции вес опоры вырос в 2,5 раза, поскольку в новом проекте заложили нагрузку на ураганный ветер . Масса всего монумента достигла двухсот тонн . Скульптура была установлена на павильон, в общих чертах повторяющий оригинальный проект Иофана 1937 года . Длина здания составляет 66 м, на фасаде установлен оригинальный сохранившийся герб , созданный для выставки 1937-го .
Установку осуществили 28 ноября 2009 года, для монтажа потребовался специальный кран финского производства — аппаратов такой мощности в мире всего три . Торжественное открытие монумента прошло 4 декабря 2009 года .
Затраты на демонтаж, хранение и реставрацию скульптуры составили 2,9 млрд рублей. По мнениям экспертов, эта сумма завышена минимум в два раза. Вадим Церковников в интервью прессе заявлял: «Сама реставрация обошлась значительно дешевле, чем её „атрибуты“: нужно было построить леса высотой в 60 м, пригнать кран из Финляндии стоимостью несколько десятков миллионов рублей» .
В 1999 году табачная фабрика « Ява » заключила с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной кампании. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия « Мосфильм », швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Суд отказал в возбуждении исков, так как согласно документам Мухина официально передала авторские права на использование изображения киностудии, соответственно, претензии наследника на них не имели оснований . Товарные знаки от государственного патентного бюро были выданы 20 ноября 1975 года и 28 августа 1989 года, срок их действия истёк 10 октября 2005 и 5 апреля 2009 года соответственно .
В 2007 году партия « Справедливая Россия » безуспешно подавала в Верховный суд России иск к КПРФ в связи с нарушением закона об авторском праве и использовании работы Мухиной в агитационных материалах .
В 2009 году нужно было сдавать готовую работу, однако имущественный статус скульптуры оставался неопределённым .
Есть постановление правительства РФ еще в советское время, и на этом все заканчивается, что это памятник федерального значения. У меня есть письма с ответами Госимущества, которые сказали «У нас в реестре нету». У меня есть Силкина ответ, который сказал, что нету ничего. У меня есть десятки писем на имя Юрия Михайловича Лужкова, на имя Ресина, которые... не знают, как к этому подойти. Вадим Церковников, руководитель проекта реставрации
4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3,2 тыс. м², три зала отводились для временных выставок. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем — МВО «Манеж» , а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ . Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ .
В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова « Весна », а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». В ноябре 1950 года по специальному договору с дирекцией Вера Мухина изготовила уменьшенную гипсовую копию, которая перешла в собственность студии и была использована на заставке . Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма . Изображение «Рабочего и колхозницы» появлялось в кинолентах и ранее: в июле 1939 года в фильме « Подкидыш », в 1940-м — в картине « Светлый путь », в 1945 году — в музыкальной ленте « Здравствуй, Москва! ». После распада СССР скульптуру можно видеть в лентах « Самоубийца », « Дневной Дозор » и « Утомлённые солнцем », мультфильмах « Белка и Стрелка. Звёздные собаки » и « Белка и Стрелка. Лунные приключения », в мультсериале « Смешарики. Азбука Безопасности », а также в телепередаче «Галилео со Смешариками» — продолжением «Азбуки безопасности».
Впервые изображение «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появилось в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе стандартных сериях 1961, 1976, 1988 годов. Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы . Скульптура изображена на почтовой марке Албании 1963 года, на медали «Лауреат ВДНХ СССР» , в 1967 она была отчеканена на юбилейной серии монет Госбанка СССР .
Уменьшенные копии статуи установлены в нескольких городах России, например в Бикине и Верхней Пышме .