Комнины
- 1 year ago
- 0
- 0
![]() |
На эту статью
не ссылаются другие статьи Википедии
.
|
Пётр Камлер ( польск. Piotr Kamler ; 1936 , Варшава , Польша ) — польско - французский кинорежиссёр- аниматор .
Родился в 1936 году в Варшаве .
В 1959 году окончил Академию изящных искусств в Варшаве , после чего перебрался в Париж , где, получив стипендию, продолжил обучение в Национальной высшей школе изящных искусств . Вскоре по приезде в Париж Камлер оказался в экспериментальной студии Пьера Шеффера при , где в сотрудничестве с композиторами из группы начал создавать короткометражные фильмы. В течение 1960-х годов это плодотворное сотрудничество приносило не меньше одного фильма в год.
В Париже Камлер жил и работал до второй половины 1980-х годов.
Работы Камлера характеризуют как «экспериментальную анимацию» по форме и «метафизическую фантастику» по содержанию, а самого режиссёра называют предтечей компьютерной эстетики . Сам Камлер создавал свои фильмы не на компьютере: в них отточенность движения, тщательно рассчитанная игра трёхмерных образов, блестящая и отстранённая, — результат его долгой и кропотливой, в основном одиночной ручной работы.
Экранный мир Камлера наполняют причудливые предметы и существа. В 1960-х годах он экспериментировал с разными методами анимации, включая игольчатую ( Зима , 1964; частично Лабиринт , 1969) и песочную ( Зелёная планета , 1966), позволяющими получить на экране различные более или менее абстрактные формы и движения. С другой стороны, в некоторых фильмах Камлера преобладают изображения узнаваемых, пусть и фантастически преображённых предметов, выполненные более традиционными методами наподобие перекладки ( Запасное сердце , 1973); он также совмещал анимацию с впечаткой ч/б фотографий и live action живых актёров ( Лабиринт , 1969). Но чем дальше, тем более охотно Камлер населяет свои фильмы, наряду с более или менее фантастическими существами, абстрактными трёхмерными объектами, прибегая к методам . С начала 1970-х эта манера (хорошо заметная в таких работах, как Приятная катастрофа , 1970; Хронополис , 1982) становится доминирующей, порой доводя содержание фильмов до чистой или почти чистой геометрической абстракции ( Дыра , 1968; Шаг , 1975; Эфемерная миссия , 1993). В последние годы Камлер занимается экспериментами в области абстрактной компьютерной анимации .
Работы Камлера заставляют вспомнить художественные особенности конструктивизма . Частое присутствие на экране простых, монолитных геометрических форм, а также повторяющихся образов и движений роднит его стиль и с минимализмом (как в изобразительном искусстве, так и в музыке ). Повторение нередко образует у Камлера и структуру фильма в целом, замыкая его в кольцо, создающее впечатление, что мы видели лишь один из бесконечного множества циклов ( Дыра , 1968; Шаг , 1975; Эфемерная миссия , 1993).
Камлер и сам сравнивает анимацию с музыкой, ибо анимация — это искусство движения, которое, подобно музыке, живёт лишь будучи «исполняемым» на экране . Когда в экспериментальной студии Пьера Шеффера Камлер познакомился с опытами Шеффера и Пьера Анри в области конкретной музыки , она чрезвычайно заинтересовала его, «может быть, не как художественное явление, но в особенности как метод, который в равной мере можно было приложить к анимации», имя в виду, что в конкретной музыке всякий звук может служить строительным материалом, накладываясь на другие звуки, перемешиваясь, комбинируясь с ними, образуя более сложные звуковые элементы посредством всевозможных манипуляций .
Музыкально-звуковое сопровождение играет в фильмах Камлера существенную роль. Звуковой ряд для его мультфильмов создавали французские композиторы из группы — авангарда французской музыки, которые в те годы активно развивали возможности конкретной и электроакустической музыки: Янис Ксенакис , Франсуа Бейль , , , , . При этом мультфильмы Камлера, как правило, обходятся без речи (исключения: Зелёная планета , 1966; Паукослон , 1967 — в них звучит закадровый текст).
Все мультфильмы П. Камлера — короткометражные , самый длинный из них — « Хронополис » (1982), приближающийся к длине полнометражного фильма, имеет продолжительность 52 минуты .