Жубанова, Ажар Ахметовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ялхаро́ева Маре́м Ахме́товна ( ингуш. Я́лхарой А́хьмада Маре́м ; род. 12 мая 1956 года , Текели , Казахская ССР ) — российский ингушский учёный, филолог, тюрколог, писатель, публицист, журналист и переводчик. Кандидат филологических наук. Заслуженный работник культуры Республики Ингушетия. Первый исследователь ингушский диаспоры в странах Ближнего Востока . Исследовала литературно - публицистическую деятельность ингушской диаспоры.
Родилась 12 мая 1956 года в ингушской семье в Текели, куда её родители были отправлены в ссылку в 1944 году из селения Алхасты . По национальности ингушка , из тайпа Ялхорой . Её отец — Ахмет Губнакиевич Ялхароев, уроженец села Сагопши , мать — Хадишат Элаховна Аушева, уроженка села Сурхахи .
В 1961 году семья Марем Ялхароевой вернулась в ЧИАССР и поселилась в Грозном . Там в 1974 году Марем окончила школу № 26. В 1980 году окончила филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета им. Л. Н. Толстого .
С 1980 года по 1986 год работала педагогом в школе № 49 Грозного. С 1986 года по 1988 год являлась методистом РОНО Старопромысловского района г. Грозного. С 1988 по 1991 год была заместителем директора школы № 49 г. Грозного. В 1991—1993 гг. работала редактором в ингушской редакции Чечено-Ингушского гостелерадио .
После начала войны в Чечне Марем Ялхароева переехала в Ингушетию . С 1996 по 2004 год работала в республиканской газете Сердало . С 2004 по 2012 гг. в газете « Ингушетия ». Параллельно занималась преподавательской деятельностью в Институте экономики и правоведения г. Назрани .
С 2014 года является ведущим научным сотрудником Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Ахриева .
В 1997 году Марем Ялхароева начала заниматься исследованием ингушской диаспоры в Турции и странах Ближнего Востока . В рамках исследования вела репортажи по ингушскому телевидению из Турции, встречаясь с ведущими учёными, публицистами и общественными деятелями из ингушской диаспоры в различных городах: Стамбул , Анкара , Конья , Бейшехир , Аланья и др. В 1997 году организовала впервые из среды учёных Ингушетии этнологические экспедиции в Турцию в поисках утраченных связей ингушских мухаджиров с исторической Родиной. Было выявлено до 12 общин ингушей мухаджиров различных городах стран Ближнего Востока .
В 2001 году стала победителем Всероссийского конкурса региональных журналистов «Вместе — 2001», Ассоциацией руководителей региональных средств массовой информации была признана лучшей журналисткой в номинации «Социальный портрет беженца» .
В 2004 году впервые среди учёных Кавказа защитила кандидатскую диссертацию по теме ингушского мухаджирства. В 2008 году выпустила монографию «Литературно-публицистическая деятельность ингушской диаспоры в Турции», в которой отразила важные вопросы научной и публицистической деятельности представителей ингушского зарубежья .
В 2013 году Ялхароева М. А. приняла участие в написании коллективной монографии «Ингуши» всероссийской энциклопедии «Народы и культуры» Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН , став автором раздела «Иордания, Ирак, Сирия, Турция» 9 главы «Ингуши за пределами России» .
В 2020 году издала в переводе на русский язык роман турецкого писателя ингушского происхождения «Серебряный кинжал». Через два года подготовила его переиздание, дополнив вступительным словом от своего имени, отзывом учёного Биттировой Т. Ш., а также иллюстрациями автора .
В 2021 году издала на русском языке роман другого турецкого писателя ингушского происхождения из тейпа — Ферди Айдамира «Виртуальная любовь» .
Представители научной интеллигенции Ингушетии и вне её высоко оценивают многолетнюю исследовательскою работу Ялхароевой:
«Ингушское зарубежье» — это новая, оригинальная и весьма значимая страница в ингушской культуре, истории, общественной мысли. Благодаря усилиям М. Ялхароевой этот новый, доселе не возделанный пласт значительно обогатит местную культуру. Заслуга автора прежде всего в том, что она впервые в столь значительном объеме анализирует опыт жизни наших соотечественников в Турции. Её исследование вводит в научный оборот столь большой, специфический, общественно- и идейно-эстетически значимый литературно-публицистический материал, что это само по себе уже сродни научному подвигу.
До настоящего исследования учеными-ингушеведами не было издано ни одной монографической работы по данной теме. В работе М. Ялхароевой впервые наиболее полно представлены пути развития духовности ингушского народа в условиях диаспоры. Исследованию этой весьма актуальной филологической, культурологической и в какой-то мере общественно-исторической проблемы предшествовала большая и серьёзная собирательская и систематизаторская работа по обеспечению его литературной и источниковедческой основы. Автор в течение ряда лет по крупицам собирала фактический материал. Она работала с личными архивами, знакомилась с библиографией кавказских литературных и общественно-политических изданий; многократно встречалась с выходцами с Северного Кавказа и их потомками.