Interested Article - Digital Native

(2013)

Digital Natives ( англ. цифровые аборигены ); в русском языке используются термины «цифровое поколение», «цифровые аборигены » — обозначение, впервые использованное американцем для обозначения людей, родившихся после цифровой революции и привыкших получать информацию через цифровые каналы. Людей, родившихся до этого периода, Пренски назвал «цифровыми иммигрантами» ( англ. Digital Immigrants ) . Людей, так и не принявших цифровую реальность, называют также "аборигены доцифровой эпохи" или "живые свидетели эры До-интернета" .

История и этимология

Термин «цифровые аборигены» был предложен Марком Пренски, писателем и популяризатором технологий обучения и просвещения, в статье Digital Natives, Digital Immigrants (2001). Помимо этого Пренски называл цифровыми людьми студентов-абитуриентов 2000-х. Термин был придуман по аналогии с английским словом native , которое в английском языке означает «коренной житель», «уроженец», (часто пренебрежительно) «абориген». Таким образом, цифровой человек — это коренной житель цифрового общества, или Цифрового Века, века цифровых технологий . При этом основным вызовом для этого поколения, отмечает проф. Шестакова, является темп социотехнических трансформаций. Но поскольку «дети Интернет-эпохи» находятся в этой среде от рождения, можно предположить, что их адаптивность к этой среде будет выше, чем у предыдущих поколений .

По мнению Пренски, люди, родившиеся в конце прошлого века, отличаются от всех остальных. Такой вывод он сделал, глядя на школьников и студентов 2000 -ых годов . Они живут в окружении компьютеров, видеоигр, плееров, видеокамер, мобильных телефонов и Сети — и все перечисленное становятся неотъемлемой частью их жизни. Таких людей Пренски и предложил назвать «цифровыми туземцами» — носителями родного для них цифрового языка компьютеров, видеоигр и Интернета.

«В результате наличия такой плотной цифровой „окружающей среды“ и постоянного взаимодействия с ней, мышление сегодняшних студентов и процедуры обработки информации принципиально отличаются от способов мышления и информационных процессов их предшественников».

Digital Natives, Digital Immigrants (2001)

Все остальные поколения, появившиеся на свет и выросшие до конца XX века , Марк Пренски предложил назвать «цифровыми иммигрантами» . Данное понятие относится не только к совершенно неадаптированным к новым технологиям людям, но и к тем, кто усердно пытается вникнуть в происходящее и даже добивается в этом успеха.

Согласно теории Пренски, у «иммигрантов», как бы они ни старались, остается нечто вроде «акцента» — своеобразные «отголоски прошлого», попытки сочетать новейшие возможности с прежними (например, когда человек по телефону подтверждает получение электронного письма или вместо того, чтобы редактировать текст на компьютере, распечатывает его и правит от руки) .

Обоснование

В своих исследованиях Марк Пренски основывался на так называемой « теории поколений » ( англ. Neil Howe ) и Уильяма Штрауса ( англ. William Strauss ), выдвинутой в 1991 году . Американские учёные разработали классификацию поколений и схемы их чередования. В частности, они исследовали поколения XX и XXI веков в Англии и США . Одними из определённых ими поколений были, в том числе: поколение Y ( 1982 2004 ) — поколение, постепенно вовлекавшееся в цифровые технологии; находящееся на переходе в новую эпоху; а также поколение Z ( 2005 -настоящее время) — первые по-настоящему «цифровые люди», с детства вовлеченные в цифровую сферу.

Вероятно, Пренски были изучены и труды канадского учёного Дона Тэпскотта ( англ. Don Tapscott ), автора термина «сетевое поколение» ( англ. net-generation ) и одноимённой книги «NET-Generation» (1999), а также не менее известных трудов: « Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет все » ( англ. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything ) ( 2006 ) и «GROWN UP DIGITAL: How the Net Generation is Changing the World» ( 2008 ). Он имел четкие представления о том, каким должно выглядеть это новое поколение и в своей работе представил подробный его портрет.

Дон Тэпскотт

«Впервые в истории дети более способны, осведомлены и грамотны, чем их родители. Все это за счет использования предметов цифровой эпохи, которые „сетевое поколение“ продолжит разрабатывать и включать в культуру своего общества. Бэби-бумеры остались позади. Теперь эти дети учатся, играют, общаются, работают и строят общественные взаимоотношения иначе, чем их родители. Они — движущая сила грядущей социальной трансформации».

GROWN UP DIGITAL: How the Net Generation is Changing the World (2008)

Собственная аргументация:

  • Нейропластичность. Пренски в своей теории ссылается на последние исследования в области нейробиологии , в ходе которых было доказано, что человеческий мозг имеет свойство изменяться на протяжении всей его жизни, а не только в течение первых трех лет, как считалось ранее.
  • Податливость психики. Социальной психологии удалось выяснить, что особым влиянием на человека обладают среда и культура, в которых он вырос — люди начинают думать иначе, в особенности те, кто рос вместе с Интернетом .

Стоит отметить, что Пренски в большей мере привлекал в качестве доказательств мнения своих единомышленников или собственные интерпретации разнообразных научных данных, но прямые ссылки на научные факты о специфике мыслительных и психических процессов «цифровых туземцев» практически отсутствуют .

Критика

Несмотря на доказательства, выдвинутые Марком Пренски, и наличие некоторых последователей, его идеи показались многим учёным несостоятельными. Некоторые исследователи оспаривают позицию Пренски, в то время как другие выдвигают собственные, порой противоположные, соображения по поводу поколений людей.

Американский филолог ( англ. Mark Bauerlein ) издал книгу «Самое тупое поколение» ( англ. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future ) ( 2009 ). В ней он заявил, что современная американская молодежь, несмотря на технологический прогресс, в особенности развитие Интернета, не стала более образованной и умной. Напротив, она стала меньше уделять времени и внимания чтению и письму. Их восприятие мира и самих себя сузилось до размеров экрана компьютера: они только и делают, что постят тексты, картинки и видео далеко не высокоинтеллектуального содержания.

В 2008 году Гэри Смол и Гиги Ворган (Gary Small&Gigi Vorgan) выпустили книгу «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета» ( англ. iBrain: Surviving the Technological Alternation of the Modern Mind ) ( 2011 ). Освещая тему трансформации человеческого мозга под влиянием смены эпох, они также упомянули «цифровых туземцев». Авторы отметили, что предметы цифровой эпохи могут по-разному влиять на молодой мозг: с одной стороны, развивать его, так и, с другой — поражать некоторые его области, отвечающие за интеллектуальные способности и эмоциональную сферу.

Апостолос Кутруполос (Apostolos Koutropoulos) в статье «’Цифровые туземцы’: 10 лет спустя» ( англ. Digital Natives: Ten Years After ) ( 2011 ) приводит несколько доказательств ошибочности выводов Марка Пренски.

  • Большие различия по уровню доступности компьютеров и других цифровых устройств: «Трудно поверить, что опыт белых людей совпадает с опытом тех, кто не относится к этой группе населения».
  • Пассивность «цифровых туземцев» в Сети и далеко не совершенные навыки владения цифровыми устройствами: не все представители «сетевого поколения» предпочитают пользоваться Интернет-ресурсами и, более того, не все достаточно хорошо умеют это делать. Отмечает Кутруполос и тот факт, что некоторые представители так называемых «цифровых иммигрантов», порой, бывают более осведомлены, нежели чем молодое поколение.
  • Согласно недавним исследованиям, также приведенным Кутруполосом, многие школьники и студенты имеют консервативные взгляды на систему образования и не нуждаются в кардинальных её изменениях. Некоторые из них даже настроены скептически по отношению к внедрению новых технологий в образовательный процесс.

«Вместо того, чтобы изучать поведение так называемых „цифровых туземцев“ и фокусироваться на технологиях, мы должны искать правильные педагогические подходы и обучать наших учеников поиску и критической оценке информации как в цифровом, так и в аналоговом мире».

Digital Natives: Ten Years After (2011)

В частности, университетский преподаватель Майкл Вэш ( ) придерживается несколько иной трактовки термина «цифровые туземцы». По его мнению, это те люди, «которые просто родились в эпоху, полностью погруженную в технологический процесс и зависимую от него» , в связи с чем «они полностью полагаются на предметы технологий в выполнении каждодневных задач исключительно для своего блага».

Автор книги «Техноненависть. Как Интернет отучил нас думать» ( 2014 ), белорусско -американский журналист Евгений Морозов не исключает возможности наличия у «сетевого поколения» некоторых особенностей мировосприятия. Однако он считает, что уверенно говорить о существовании «цифровых туземцев» пока не стоит.

Признаки цифровых туземцев

«Цифровые туземцы»
  • Привычка быстро получать информацию, стремление к многозадачности и интерактивности
  • Новые методы поиска данных: постоянное сканирование информационного поля в процессе поиска изменений
  • Предпочтение визуального ряда тексту, движения в случайном направлении — движению в прямом
  • Роль обмена сигналами при коммуникации: «взаимодействие, не насыщенное информацией, однако поддерживающее социальную связь и эмоциональный контакт»
  • Новая стратегия потребления — просьюминг — предпочтение продуктов, в создании которых можно принять участие
  • «Выборочная» концентрация внимания — исключительно с целью уловить самое главное, выделить суть
  • Контактность, отсутствие ментальных ограничений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию
  • Ценности: самостоятельность и независимость, хорошее образование, право на неприкосновенность частной жизни и свободу слова, невозможность расовой дискриминации , эмоциональная поддержка со стороны родителей, гражданская ответственность

Схожие термины

В 2007 году два американских предпринимателя Джош Спир и Аарон Дигнан использовали понятие born digital англ. «цифровые со дня своего рождения ») на презентации в Google’s Zeitgeist в мае того же года. Впоследствии, проводя конференции в Европе, они использовали термин Digital Generation (цифровое поколение) В 2007 году, компания Gartner уже разработала комплекс технологий для «цифрового человека» и продемонстрировала ряд тенденций развития цифровых технологий на «IT Expo (Emerging Trends) Symposium» в Барселоне .

Содержание этого понятия близко понятию Поколение Z ; « цифровой человек » рассматривается как главный житель «цифрового века» .

Понятие Digital Native тесно связано с термином Digital Tribe , который объединяет родившихся в веке цифровых технологий в единое цифровое сообщество, именуемое племенем.

Примечания

  1. . LIFE (10 августа 2016). Дата обращения: 18 июня 2018. 23 февраля 2017 года.
  2. Шестакова, И. Живые свидетели эры До-интернета // Общество. Среда. Развитие. № 1б 2017. С. 47-51. от 22 сентября 2022 на Wayback Machine }}
  3. 31 января 2010 года.
  4. Шестакова И. Г. Человек и социум в темпоральности цифрового мира: дис. доктор наук. от 22 сентября 2022 на Wayback Machine
  5. Prensky, Marc. от 2 сентября 2011 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 18 июня 2018. 18 июня 2018 года.
  7. . Дата обращения: 18 июня 2018. 18 июня 2018 года.
  8. . Дата обращения: 18 июня 2018. 2 декабря 2016 года.
  9. . Дата обращения: 18 июня 2018. 23 ноября 2018 года.
  10. . Дата обращения: 18 июня 2018. Архивировано из 2 декабря 2016 года.
  11. . Дата обращения: 18 июня 2018. Архивировано из 15 декабря 2017 года.
  12. от 6 марта 2017 на Wayback Machine at Zeitgeist Europe 2007
  13. . Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано из 21 августа 2008 года.
  14. (недоступная ссылка — ) . Дата обращения: 25 марта 2008.
  15. Schmidt, Lucinda (2008-07-15). . Sydney Morning Herald. из оригинала 31 августа 2011 . {{ cite news }} : Неизвестный параметр |coauthors= игнорируется ( |author= предлагается) ( справка )

Литература

  • Aducci, Romina; et al. (2008), , An IDC Whitepaper sponsored by Nortel (published May 2008), Архивировано из 8 августа 2010 , Дата обращения: 5 сентября 2011 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) ; Явное указание et al. в: |first= ( справка ) от 8 августа 2010 на Wayback Machine
  • Lusoli, Wainer; Miltgen, Caroline (2009), , JRC Scientific and Technical Reports , Sevilla: EC JRC IPTS (published March 2009) (EUR 23765 EN), doi : {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) от 16 марта 2017 на Wayback Machine
  • Manafy, Michelle; Gautschi, Heidi (2011), , Medford, NJ: CyberAge Books, p. 394, ISBN 978-0-910965-87-3 от 25 июня 2011 на Wayback Machine
  • ; Gasser, Urs (2008), , Basic Books {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • (published December 2010), 2010, Архивировано из 24 января 2011 , Дата обращения: 5 сентября 2011 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) от 24 января 2011 на Wayback Machine
  • (published March 2008), 2008 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) от 4 октября 2011 на Wayback Machine
  • Bennett, S.; Maton, K.; Kervin, L. (2008), "The 'digital natives' debate: A critical review of the evidence", British Journal of Educational Technology , 39 (5): 775—786, doi : . {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) (недоступная ссылка)
  • OECD (2008), "New Millennium Learners. Initial findings on the effects of digital technologies on school-age learners", (PDF) , 15–16 May 2008 Paris {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (location) ( ссылка ) Википедия:Обслуживание CS1 (отсутствует издатель) ( ссылка ) от 3 февраля 2012 на Wayback Machine
  • Marc Prensky, On the Horizon (MCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001) от 2 сентября 2011 на Wayback Machine
  • Zur, Ofer & Zur, Azzia (2011). On Digital Immigrants & Digital Natives How the Digital Divide Affects Families, Educational Institutions, and the Workplace Zur Institute от 11 сентября 2011 на Wayback Machine
  • Zur, Ofer & Zur, Azzia (2009). Psychology of the Web & Internet Addiction от 2 сентября 2011 на Wayback Machine
  • Public email to army about xbox UAVs от 15 ноября 2010 на Wayback Machine public email b November 4, 2007 by Paul Maunders]
  • Shah Nishant and Sunil Abraham, Digital Natives with a Cause? (2009) от 25 июля 2011 на Wayback Machine
  • White, D.S. and Le Cornu, A., ‘Visitors and Residents: A New Typology for Online Engagement’, First Monday , Vol 16 No 9, 5th Sept 2011

Ссылки

Источник —

Same as Digital Native