Анато́лий Алекса́ндрович Королёв
(р.
1949
) — советский и
российский
композитор
.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
(1999)
Биографическая справка
Родился в Ленинграде (
Санкт-Петербурге
).
Окончил
Десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории
и
Ленинградскую консерваторию
по классу хорового дирижирования (проф. Е.П.Кудрявцева), композиции (
1975
, класс
В.И.Цытовича
), позже аспирантуру по композиции (класс проф.
Б.А.Арапова
). Профессор Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств России.
Автор симфонических, кантатно-ораториальных, хоровых, органных, камерных вокальных и инструментальных произведений. Активно работает в области электронной музыки. Автор книг, посвященных компьютерной музыке («Бесплатные компьютерные программы для музыканта», Композитор • СПб, 2008, «Музыкально-компьютерный словарь», Композитор • СПб, 2000).
Среди наиболее значительных сочинений: симфоническая поэма «О траве, камнях и воде», оратория на текст из древнерусских летописей и былин «Житие князя Владимира», хоровой концерт «Слава Богу за всё» на текст акафиста Григория Петрова, «Адажио» для хора и струнного оркестра, «Большой распев» для струнных, клавесина и ударных, электронная композиция «shalyapin.wav».
Член Союза композиторов Санкт-Петербурга.
Сочинения Анатолия Королева исполнялись во многих городах России, в различных странах Европы, в США, Японии, Австралии, в Южной Америке, транслировались по радио в ряде европейских стран.
Музыка Анатолия Королева звучит в программах международных фестивалей современной музыки в России и за рубежом, регулярно исполняется в концертах eNsemble петербургского института современного искусства Про Арте.
Характеристика музыки
Странностями, по-своему новаторскими, обладает минималистическое кружево господина Королева. Главное в нем — способность запросто брать слушателя за руку, заручившись его доверием, и вести бог знает куда. Музыка Королева не кричит, заставляет к себе прислушаться. Нечерствое ухо обнаружит в ней потаенные смыслы, подкупающие не холодной значительностью, но живой человеческой трепетностью. (Коммерсант)
Название пьесы — второй части диптиха — отсылает к роману Виктора Пелевина «Чапаев и пустота», хотя никакой конкретной программы в музыке нет. Музыкальную композицию и роман объединяет разве что ироническая, — но одновременно и серьёзная, — апелляция к некоторым положениям буддизма и его символам. Махакала — божество войны в северном буддизме (в романе прямо не упоминается, однако подразумевается в ряде эпизодов)…
Лернейская гидра — отвратительна. Как известно, Лернейская гидра была девятиголовой, поэтому ансамбль состоит из 9-ти исполнителей. Для большей убедительности их инструменты должны быть плохо настроены (вернее — хорошо расстроены). Лидером ансамбля является виолончель, инструмент, возможно, наиболее подходящий для передачи драматизма этой сцены. Впервые в качестве ударного инструмента использованы доски, которые ломает исполнитель на ударных инструментах и треск которых изображает хруст костей жертв Лернейской гидры (коров, кажется). Сценография может быть решена самым различным образом: — абстрактно (в образе симпатичной девушки) или вполне конкретно (чудовище осматривается, перемещается в поисках жертвы, атакует, и, наконец, насытившись, уползает в своё логово). Красота и ужас в античном мире находились рядом, поэтому композиция, вместе со сценическим решением, является парной к «Послеполуденному отдыху фавна» К. Дебюсси.
Основные сочинения
-
Flashlight music (Музыка для пятнышка света) интерактивная электронная композиция, 2010,
-
«Музыка для листочка бумаги» интерактивная электронная композиция, 2010,
-
«a2» для фортепиано и компьютера, 2009,
-
«Путешествие» для симфонического оркестра, 2009,
-
«Про мышь» композиция для тенора и ансамбля на текст из повести С. Соколова «Между собакой и волком», 2009,
-
Credo для женского хора, 2008,
-
Agnus Dei для солистов, хора и оркестра, 2008,
-
«Протокол» композиция для хора, 2008,
-
«На пороге» композиция для хора на стихи К.Войтылы (Папа Иоанн-Павел II), 2007,
-
«Палимпсест» для симфонического оркестра, 2007,
-
«Zoom» для виолончели соло, 2006,
-
«Репетиция сна» для струнных и ф-но, 2006,
-
«Структурная формула» для струнного оркестра, 2006,
-
Спектры химических элементов — 4 мультимедийных этюда, 2005,
-
Stabat Mater для меццо сопрано и смешанного хора, 2005,
-
«Фигура речи» концерт для симфонического оркестра, 2005,
-
«Школа для дураков» четыре фрагмента романа С. Соколова для солистов и инструментального ансамбля, 2004,
-
«Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека к ней не подготовленного» — мини опера в четырёх действиях с финалом по одноименной пьесе Д. Хармса, 2003,
-
Марсианские народные танцы — лекция — концерт для ф-но, 2003,
-
Две русские протяжные песни для голоса и ф-но, 2003,
-
«Лернейская гидра» для виолончели и хорошо не темперированного ансамбля, 2002,
-
«Екклесиаст 1 глава» для виолончели, аудио, видео, 2002,
-
«ФІЛАРМОNIA» для симфонического оркестра, 2002,
-
«Чтение» для флейты, двух квинтонов (альтов) и контрабаса, 2002,
-
«Солнце. Луна. Звезды. То, что пролетает мимо» для женского хора на слова Сей-Сенагон, 2002,
-
Махакала (Бой у станции Лозовая) для камерного ансамбля, 2001,
-
Стихи о страшном суде для сопрано и камерного ансамбля, 2001,
-
Litania для смешанного хора, 2000,
-
«Письма римскому другу» цикл хоров на стихи И. Бродского, 2000,
-
«Два размышления о Божием Величестве» кантата для двух хоров и оркестра на стихи М. Ломоносова, 1999,
-
Shalyapin.wav электронная композиция, 1998,
-
Ave Maria мотет для смешанного хора, 1997,
-
4 музыкальных момента для ф-но, 1997,
-
Inventio для ансамбля солистов, 1996,
-
«Памяти О. Мессиана» — мотет для хора и семплера, 1996,
-
Партита для фортепиано, 1995,
-
«Lux fulgebit» органум для сопрано и камерного ансамбля, 1995,
-
Три фрагмента из Откровения Святого Иоанна (концерт для хора № 2), 1994,
-
Концерт для скрипки и камерного оркестра, 1993,
-
Трио для двух скрипок и виолончели, 1992,
-
Элегия для органа, 1991,
-
Три марша и гимн Единого Государства; Музыка старого дома. Сюита из радио спектакля «Мы» по роману Замятина, 1990,
-
«Маленький путеводитель по русским народным песням» для фортепиано, 1990,
-
«Adagio» для хора и струнных, 1990,
-
«Andante» для симфонического оркестра, 1989,
-
Чакона для фортепиано, 1989,
-
«Слава Богу за все» — концерт для хора на текст акафиста Г. Петрова, 1988,
-
«Con amore» для струнных, клавишных и гитары, 1987,
-
«Притча, толкование, комментарий» для фортепиано, 1987,
-
«Большой распев» — для струнных, клавесина и ударных, 1986,
-
Три напева для органа, 1985,
-
Три хора на стихи А. Тарковского, 1984,
-
Два мотета Джезуальдо (реставрация для 6-ти голосного хора и версия для сопрано и камерного оркестра), 1983,
-
«В шуме ветра» — для гобоя, фортепиано и трех групп ударных, 1983,
-
«След в мире» хоровой цикл на стихи И. Бунина, 1982,
-
Житие князя Владимира оратория для солистов, хора, оркестра, 1981,
-
«Город от зари до полудня» поэма для симфонического оркестра, 1980,
-
«О траве, камнях, воде» поэма для симфонического оркестра, 1979,
-
Вступление и 4 песни к драме А. Блока «Роза и крест», 1977,
-
Мадригал на стихи А. Блока для хора a capella, 1976,
-
«Капли» стихи В. Катаева для хора a capella, 1976.
Ссылки
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 21 сентября 2018.
29 июня 2019 года.