Interested Article - Графическая нотация

Графическая нотация (или графическая партитура ) — это представление музыки с помощью визуальных символов, выходящих за рамки традиционной нотной записи . Графическая нотация стала популярной в 1950-х годах, и её можно использовать как в сочетании с традиционной нотацией, так и вместо неё. Стилистические компоненты графической партитуры зачастую находятся под влиянием современных тенденций изобразительного искусства . Часто такой вид нотации можно встретить в экспериментальной музыке , где стандартная нотная запись иногда не может в полной мере выразить замысел композитора. Она также используется в произведениях, в которых желательно добиться алеаторического эффекта. Одним из родоначальников этой техники явился Эрл Браун , который вместе с Джоном Кейджем стремился освободить исполнителей от ограничений традиционной нотной записи и сделать их активными участниками процесса создания музыки .

Характеристика

Графическая нотация отличается своей вариативностью и отсутствием стандартизации. Согласно «Студенческой энциклопедии музыки» под редакцией Бейкера (часть 1), «графическая запись используется для обозначения чрезвычайно точных (или намеренно неточных) высот звука или для стимулирования у музыканта определённых действий во время исполнения» . Интерпретация визуального содержания современной графической партитуры в значительной степени зависит от воображения и вдохновения отдельного исполнителя. По причине относительной свободы (право принятия решений по игре остаётся за исполнителем) интерпретации графически обозначенных произведений обычно сильно варьируются . В некоторых графических партитурах основной упор делается на действия исполнителя, т. е. обозначаются главным образом не музыкальные идеи, а жесты музыканта и т. д.

Использование подобных обозначений в партитуре может широко различаться: бывает, что графической нотацией записана лишь небольшая часть произведения, но существует также противоположный вариант ― работа полностью состоит из графических символов. Некоторые композиторы включают в свои сочинения письменные пояснения, главное предназначение которых ― помочь исполнителю интерпретировать нестандартные обозначения, в то время как другие композиторы предпочитают оставить интерпретацию полностью на усмотрение музыканта . Некоторые композиторы, такие как Джон Кейдж , предпринимали попытки сформировать единую систему графической записи, объединяющую несколько произведений .

Примеры

Отрывок из Waterwalk Джона Кейджа
  • Пиктограммы . В произведении «Waterwalk» Джона Кейджа эти символы привязаны ко времени и являются своего рода инструкцией о том, как и когда музыканту выполнять определённые действия. В работе Кэти Бербериан «Stripsody», в отличие от пьесы Кейджа, используются только рисунки и текст; это даёт исполнителю больше свободы и позволяет ему интерпретировать произведение по своему усмотрению .
  • Линейные нотоносцы , показывающие приблизительную высоту звука (низкий, средний или высокий регистр). Фактическая высота тона определяется самим исполнителем.
  • Абстрактное представление мелодии можно увидеть в произведении Ханса Кристофа Штайнера «Solitude».

Необычный пример графической нотации встречается в произведении «Золотой цветок» Тома Филлипса. Композитор использует прописные буквы для обозначения нот, которые следует играть в низком регистре, а строчные буквы ― для более высоких нот. Повышать и понижать ноту на полтона музыкант может по своему желанию. Точки вокруг нот помогают определить их громкость и длительность.

Примечания

  1. Pryer, Anthony. "Graphic Notation." The Oxford Companion to Music , edited by Alison Latham. Oxford Music Online . 12 April 2011
  2. Kojs, Juraj (2011). "Notating Action-Based Music". Leonardo Music Journal . 21 : 65—72. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID .
  3. Taruskin, Richard . . Oxford History of Western Music . New York: Oxford University Press . Дата обращения: 7 апреля 2018 .
  4. Baker's Student Encyclopedia of Music, Vol. 1. — Schirmer, 1999. — P. ?. — ISBN 9780028654157 .
  5. Stone, Kurt. . — W. W. Norton, 1980. — P. 103–107.
  6. Gutkin, David (2012). "Drastic or Plastic?: Threads from Karlheinz Stockhausen's "Musik und Graphik", 1959". Perspectives of New Music . 50 (1—2): 255—305. doi : . ISSN . JSTOR .
  7. Evarts, John (1968). . Leonardo . 1 (4): 405—412. doi : . JSTOR . S2CID .
  8. taikooplace.com (12 апреля 2018). Дата обращения: 28 октября 2021. 29 января 2023 года.

Литература

  • Lieberman, David 2006. . In GRAPHITE '06: Proceedings of the 4th International Conference on Computer Graphics and Interactive Techniques in Australasia and South East Asia, ACM Press, Melbourne, Australia, 245–250.

Ссылки

Источник —

Same as Графическая нотация