Славянское неоязычество
- 1 year ago
- 0
- 0
Германское неоязычество , « язычество » ( Heathenry, Heathenism ), современное германское язычество — неоязыческое религиозное движение, аппелирующее к дохристианским верованиям германских народов . Религиоведы классифицируют его как новое религиозное движение . Разработано в Европе в начале XX века. Практикующие моделируют религию на основе дохристианских религий германских народов железного века и раннего Средневековья . Пытаясь реконструировать эти системы верований прошлого, германское неоязычество использует в качестве основы сохранившиеся исторические, археологические и фольклорные свидетельства, хотя подходы к этому материалу значительно различаются.
Германское неоязычество не имеет единой теологии , но оно типично политеистическое , основанное на пантеоне и перенимает космологические взгляды этих обществ прошлого, в том числе анимистический взгляд на космос, в котором мир природы пронизан духами. Божества и духи почитаются через жертвоприношения, известные как блот , во время которых им предлагается еда и возлияния . Они часто сопровождаются , актом церемониального питья с богами алкогольного напитка. Некоторые практикующие также участвуют в ритуалах, призванных вызвать изменённое состояние сознания и видения, в первую очередь seiðr и galdr , с намерением получить мудрость и совет от божеств . Многие практикующие одиночки следуют религии сами по себе. Другие язычники собираются небольшими группами, обычно известными как сородичи ( kindreds ) или очаги ( hearths ), для совершения своих обрядов на открытом воздухе или в специально построенных зданиях. Языческие этические системы делают упор на честь, личную неприкосновенность и верность, в то время как представления о загробной жизни различаются и на них редко акцентируется внимание.
Истоки германского неоязычества лежат в романтизме XIX и начала XX веков, который прославлял дохристианские культуры германской Европы. Группы движения фёлькише , почитавшие древнегерманские божества, появились в Германии и Австрии в 1900-х и 1910-х годах; после поражения нацистской Германии во Второй мировой войне эти группы по большей части распались. В 1970-х годах в Европе и Северной Америке образовались новые языческие группы, превратившиеся в формализованные организации. Главным критерием разделения внутри данного неоязыческого движения стал вопрос расы . Старшие группы заняли расиалистскую позицию, в сообществе часто называемую «фёлькише», рассматривая германское язычество как этническую или расовую религию, неотъемлемо связанную с « германской расой ». Они считают, что эта религия должна исповедоваться только белыми людьми, особенно североевропейского происхождения, и часто сочетают религию с крайне правыми взглядами и идеями превосходства «белой расы» . В то же время большая часть германских неоязычников придерживается «универсалистской» точки зрения, считая, что религия открыта для всех, независимо от этнического или расового происхождения.
Хотя термин Heathenry широко используется для описания религии в целом, многие группы предпочитают разные обозначения в зависимости от их региональной направленности и идеологических предпочтений. Неоязычники, сосредоточенные на скандинавских источниках , могут использовать термины Ásatrú , Vanatru или Forn Sed ; практикующие, ориентирующиеся на англосаксонские традиции , используют названия Fyrnsidu или Theodism ; те, кто подчеркивает немецкие традиции , называют свою религию Irminism ; неоязычники, которые придерживаются направления фёлькише и крайне правых взглядов, склонны отдавать предпочтение терминам Odinism , Wotanism , Wodenism или Odalism . По оценкам исследователей число германских неоязычников во всем мире составляет не более 20 тысяч человек, при этом сообщества практикующих действуют во многих странах в Европе, Америке и Австралазии.
Религиоведы классифицируют Heathenry как новое религиозное движение и, в частности, как реконструкционистскую форму современного язычества . Heathenry определяется как «широкое современное языческое новое религиозное движение (НРД), которое сознательно вдохновлено лингвистически, культурно и (в некоторых определениях) этнически „германскими“ обществами железного века и раннего Средневековья Европы, существовавшими до христианизации» и как «движение за возрождение и/или переосмысление для нашего времени практик и мировоззрений дохристианских культур Северной Европы (или, в частности, германоязычных культур)» .
Практики стремятся возродить эти прошлые системы верований, используя сохранившиеся исторические исходные материалы . Среди использованных исторических источников — древнескандинавские тексты, связанные с Исландией, такие как « Прозаическая Эдда » и « Поэтическая Эдда », древнеанглийские тексты, такие как « Беовульф », и средневерхненемецкие тексты, такие как « Песнь о Нибелунгах ». Некоторые неоязычники также перенимают идеи из дохристианской Северной Европы и фольклора более поздних периодов европейской истории . Многие неоязычники называют этот материал знаниями ( Lore ), и его изучение является важной частью религии . Некоторые письменные источники, однако, остаются проблематичными как средство «реконструкции» дохристианских систем верований, потому что они были написаны христианами и касаются дохристианской религии лишь фрагментарно и предвзято . Антрополог Дженни Блейн характеризует Heathenry как «религию, построенную из неполного материала» , в то время как ученый-религиовед Майкл Стрмиска описывает его верования как «пронизанные неопределённостью и исторической путаницей», тем самым характеризуя его как постмодернистское движение .
Способы, которыми неоязычники используют этот исторический и археологический материал, различаются. Некоторые стремятся максимально точно реконструировать прошлые убеждения и обычаи, в то время как другие открыто экспериментируют с этим материалом и вводят инновации . Некоторые, например, адаптируют свои практики в соответствии с этнических религий , а также современных политеистических традиций, таких как индуизм и , полагая, что это помогает построить духовные мировоззрения, подобные тем, которые существовали в Европе до христианизации . Некоторые практикующие, акцентирующие внимание на опору исключительно на исторических и археологических источниках, критикуют такой подход, используя в отношении него рассматриваемый как пейоративный термин неоязычество .
(UPG), который они приобрели благодаря духовному опыту . Другие перенимают концепции из сохранившихся мировыхНекоторые неоязычники используют в качестве основы для своих верований и практик общие культурные элементы железного века и раннего Средневековья всей германской Европы . Другие черпают вдохновение из верований и обычаев определённой географической области и хронологического периода в пределах германской Европы, таких как англосаксонская Англия или Исландия эпохи викингов . Некоторые неоязычники глубоко осведомлены об особенностях североевропейского общества в периоды железного века и раннего Средневековья , однако для большинства практикующих основным источником информации о дохристианском прошлом является художественная литература и популярные сведения о скандинавской мифологии . Многие выражают романтизированный взгляд на это прошлое , иногда популяризируя неправильные представления о нем . Социолог религии Дженнифер Снук отмечает, что многие практикующие «прислушиваются к более эпической, анахроничной и чистой эпохе предков и героев» .
Антрополог Мерфи Пицца считает, что Heathenry можно понимать как « изобретенную традицию » . По мнению религиоведа Фредрика Грегориуса, несмотря на то, что между Heathenry и дохристианскими системами верований германской Европы не существует «реальной преемственности», практикующие неоязычники часто не любят, когда их считают приверженцами «новой религии» или «нового измышления» и предпочитают представлять себя в качестве последователей «традиционной веры» . Многие практикующие избегают использования научного термина «реконструкционизм» для описания своей практики , предпочитая характеризовать её как «религию коренных народов» с параллелями в традиционных системах верований коренных народов мира . Заявляя о чувстве аборигенности, некоторые неоязычники, особенно в Соединённых Штатах, пытаются представить себя жертвами средневекового христианского колониализма и империализма . Опрос германского неоязыческого сообщества, проведенный в 2015 году, показал, что такое же количество практикующих (36 %) считают свою религию реконструкцией, как и тех, кто считает её прямым продолжением древних систем верований; только 22 % признали её современной, но вдохновлённой прошлым, хотя последнее было доминирующей интерпретацией среди практикующих в странах Северной Европы .
Не существует центрального религиозного органа, который установил бы конкретное терминологическое обозначение всем практикующим . Разные неоязыческие группы используют разные термины для описания как своей религии, так и самих себя, причём эти термины часто передавали значение их социально-политических убеждений, а также были связаны с конкретным регионом дохристианской германской Европы, из которого они черпали вдохновение .
Религиоведы обычно предпочитают называть движение « Heathenry» и «Heathenism» , поскольку эти термины охватывают все его разновидности . Этот термин чаще всего используется готское haithn , которое было принято готскими арианскими миссионерами в качестве эквивалента греческих слов Hellenis (эллин, греч.) и ethnikós — «(чужой) народ» . Это слово использовалось раннесредневековыми христианскими авторами в германской Европе для описания нехристиан. Практикующие германские неоязычники стремятся его у христиан как форму самоназвания . Многие практикующие предпочитают термин Heathen , а не pagan (языческий ), потому что первый термин возник в германских языках, тогда как термин pagan пришёл из латыни .
. Чаще становится его употребление в Северной Америке и других странах . Эти термины основаны на слове (язычник) , засвидетельствованном какДругими терминами, используемыми в некоторых академических контекстах, являются современное германское язычество и германское неоязычество , хотя последний является «искусственным термином», созданным учёными и мало используемым в сообществе Heathenry . Блейн предложил использовать термин североевропейское язычество в качестве всеобъемлющего научного термина для движения . Стрмиска отметил, что это также будет охватывать практикующих из финских и славянских регионов северо-восточной Европы . Он отдавал предпочтение термину современное скандинавское язычество (Modern Nordic Paganism) , но соглашался с тем, что этот термин исключает тех неоязычников, которые особенно аппелируют к дохристианским системам верований нескандинавских германских обществ, таких как англосаксы и готы .
Другое название религии — исландское Ásatrú , что переводится как «вера асов » (асы — группа божеств в скандинавской мифологии ). В Северной Америке термин чаще передаётся как Asatru , а практикующие известны как Asatruar . Термин предпочитают практикующие, которые акцентируются на скандинавских божествах , однако он проблематичен, так как многие самоидентифицированные асатруары поклоняются сущностям, отличным от асов, таким как ваны , валькирии , эльфы и дварфы . Хотя изначально это был популярный термин для обозначения среди практикующих и исследователей, его использование сократилось по мере развития религии .
Другие практикующие называют свою религию Vanatrú , что означает «те, кто чтит ванов», или Dísitrú , что означает «те, кто чтит богинь», в зависимости от их конкретного теологического акцента . Небольшая группа практикующих, почитающих ётунов , называет свою традицию Rokkatru . Хотя с середины 2000-х годов он ограничивается Скандинавией, более популярным стал термин Forn Siðr или Forn Sed («старый путь»). Это также термин, заимствованный из христианского употребления, который ранее использовался в уничижительном смысле для описания дохристианской религии в древнескандинавском своде саг « Круг Земной » . Другими терминами, используемыми в сообществе для описания своей религии, являются северная традиция , скандинавское язычество и саксонское язычество . В первой трети XX века обычно использовались термины немецкая , нордическая или германская вера . В Соединённых Штатах группы немецкой ориентации использовали термин Irminism , группы англосаксонской ориентации — Fyrnsidu или Theodism .
Многие ориентированные на расиализм германские неоязычники предпочитают термины Odinism или Wotanism для описания своей религии . Базирующаяся в Англии расиалистская группа «Woden’s Folk» использует термины Wodenism и Woden Folk-Religion , другая расиалистская группа, « Языческий фронт », — термин Odalism , придуманный Варгом Викернесом , связанный с руной одал . Таким образом, существует общее мнение, что все использующие термин Odinism принимают явно политическую, правую и расиалистскую интерпретацию религии, в то время как термин Asatru используется более умеренными германскими неоязыческими группами , однако на практике такого чёткого разделения использования этих терминов нет . Грегориус отметил, что термин Odinism «крайне проблематичен», поскольку он подразумевает, что бог Один из скандинавской мифологии занимает центральное место в теологии этих групп, что часто не верно . Более того, этот термин также используется по крайней мере одной нерасиалистской группой, британской «Odinshof», которая особенно привержена почитанию Одина .
Приверженцы германского неоязычества проживают в основном в Европе, Северной Америке и Австралазии , а более поздние общины также существуют в Латинской Америке . В основном германское неоязычество имеет распространение в областях с германским культурным наследием, хотя присутствует и в некоторых других регионах . В 2007 году религиовед отметил, что невозможно получить точную цифру количества германских неоязычников в мире . В 2016 году Стефани фон Шнурбейн писала, что в мире, вероятно, не более 20 000 германских неоязычников .
По данным состоянию на 2021 год 32 фёлькише (нео-фёлькише) организации в Соединённых Штатах определены Южным центром правовой защиты бедноты как группы ненависти , крупнейшей из которых является .
« Народный дух », которому уделяется большое внимание в рамках этнического национализма , часто отождествляется с религией, поэтому возникает стремление создать или возродить собственную религию или национализировать одну из мировых религий. Генрих Гейне связывал национализм с язычеством. Разделявший его мнение философ Н. А. Бердяев отмечал закономерность тенденции перехода германского антисемитизма в антихристианство. Публицист Д. С. Пасманик (1923) писал, что последовательный антисемитизм должен отвергать не только иудаизм, но и христианство. Он отмечал, что эта тенденция уже привела Германию к поклонению Одину , а в будущем, по его мнению, неизбежно приведёт Россию к поклонению Перуну .
Неоязыческие идеи присутствовали в ариософии , эзотерическом учении, созданном австрийскими оккультистами Гвидо фон Листом и Йоргом Ланцем фон Либенфельсом в Австрии между 1890 и 1930 годами. Для воссоздания религии древних германцев Лист использовал скандинавский эпос и творчество современных ему теософов , в частности Макса Фердинанда Зебальдта фон Верта (1859—1916), который описывал евгенические практики « арийцев », а также « Тайную доктрину » Елены Блаватской и «Утраченную Лемурию» Уильяма Скотта-Эллиота . Под влиянием этих работ Лист использовал термины «ариогерманцы» и « раса » вместо «немцы» и « народ », возможно, чтобы подчеркнуть совпадение с пятой коренной расой в схеме Блаватской .
В нацистской Германии германский языческий фольклор как источник исконных моральных норм почитался выше, чем связанное с иудаизмом христианство. Многие нацисты видели в антихристианстве более глубокую форму антисемитизма . Генрих Гиммлер говорил о необходимости создания «неогерманской религии», способной заменить христианство . Особое неприятие нацистов вызывал Ветхий Завет. Адольф Гитлер называл его «Библией Сатаны ». Розенберг требовал запретить его как «проводник еврейского влияния» и заменить нордическими сагами . Нацистская идеология сочетала почитание «языческого наследия предков» с пуританской, христианской половой моралью, которую должен был олицетворять «нордический» Аполлон .
Германский оккультизм и неоязычество возникли в начале XX века и стали влиятельными благодаря таким учениям, как ариософия , приобретя приверженцев внутри ультраправого движения фёлькише , кульминацией которого в конечном итоге стал нацизм . Развитие подобных идей после Второй мировой войны породило вотанизм , белое националистическое неоязыческое движение в конце XX века .
Идеология превосходства «белой расы» и неонацизм , включающие идеи расизма , антисемитизма и анти-ЛГБТК , проникли во многие германские и скандинавские неоязыческие течения, такие как асатру (иногда называемая одинизмом), либо ассимилировали их. Эти группы считают, что скандинаво-германские верования, которых они придерживаются, составляют истинную европеоидную этническую религию .
Вопрос расы представляет собой главный источник разногласий среди неоязычников, особенно в Соединённых Штатах . В неоязыческом сообществе одна точка зрения состоит в том, что раса является полностью вопросом биологической наследственности , в то время как противоположная позиция состоит в том, что раса является социальным конструктом , уходящей корнями в культурное наследие. В неоязыческом дискурсе США эти точки зрения описываются как фёлькише и универсалистская позиции соответственно . Эти две фракции, которые Джеффри Каплан назвал « расиалистским » и « нерасиалистским » лагерями, часто сталкиваются, при этом Каплан утверждает, что между ними происходит «виртуальная гражданская война» в рамках американского неоязыческого сообщества . Деление на универсалистов и фёлькише также распространились на другие страны , оказав, однако, меньшее влияние на более этнически однородную Исландию . Опрос 2015 года показал, что большее число неоязычников придерживается универсалистских идей, чем идей фёлькише .
Выходя за рамки этой бинарной классификации, религиовед Маттиас Гарделл делит неоязычество в Соединённых Штатах на три фракции в соответствии с их расовой позицией: «антирасистская» фракция, которая осуждает любую связь между религией и расовой идентичностью, «радикально-расистская» фракция, которая считает, что их религии не должны следовать члены других расовых групп, потому что расовая идентичность является естественной религией « арийской расы », и «этническая» фракция, стремящаяся проложить срединный путь, признавая корни своей религии в Северной Европе и её связь с людьми североевропейского происхождения . Религиовед Стефани фон Шнурбейн приняла трёхстороннее разделение Гарделла, и называла эти группы «арасистская», «расово-религиозная» и «этническая» фракции соответственно .
Сторонники универсалистского и антирасистского подхода считают, что божества германской Европы могут призвать к поклонению им любого человека, независимо от этнического происхождения . Эта группа отвергает акцент направления фёлькише на расе, полагая, что даже непреднамеренно такой подход может привести к расистскому отношению к людям несевероевропейского происхождения . Практикующие универсалисты, такие как скандинавской мифологии асы делали то же самое с ванами , ётунами и людьми, поэтому эти неоязычники критикуют расистские взгляды . Универсалисты положительно принимают практикующих неоязычество, которые не имеют североевропейского происхождения; например, в базирующейся в США организации есть евреи и афроамериканцы , а многие из её белых членов имеют супругов, принадлежащих к разным расовым группам . В то время как некоторые язычники продолжают считать, что германское язычество является врождённой религией, универсалисты иногда утверждали, что это язычество представляет собой врождённую религию для земель Северной Европы, а не для конкретной расы. Универсалисты часто выражают недовольство тем, что некоторые журналисты изображают неоязычество как расистское по своей сути движение , и используют ресурсы Интернета, чтобы подчеркнуть свою оппозицию ультраправой политике .
, подчёркивают тот факт, что древние северные европейцы женились и имели детей с представителями других этнических групп, а вВ современном германском неоязычестве ( Heathenry ) термины Völkisch , neo-völkisch или англизированное folkish используются как эндонимы, так и экзонимы для групп, которые считают, что религия тесно связана с заявленной биологической расой . Практикующие направление фёлькише считают язычество местной религией биологически отличной расы , которая концептуализируется как « белая », « нордическая », « арийская », « североевропейская » или «английская». Неоязычники-фёлькише обычно считают эти классификации самоочевидными, несмотря на академический консенсус, что раса является культурной конструкцией. Фёлькише группы часто используют этнонационалистический язык и утверждают, что только члены этих расовых групп имеют право исповедовать данную религию, придерживаясь псевдонаучной точки зрения, что «боги и богини закодированы в ДНК» представителей расы . Некоторые практикующие объясняют идею связи своих расы и религии тем, что религия неразрывно связана с коллективным бессознательным этой расы . Американский неоязычник Стивен МакНаллен развил эти представления в концепцию, которую он назвал «метагенетика» . МакНаллен и многие другие члены «этнической» фракции неоязычества прямо заявляют, что они не расисты, хотя Гарделл отметил, что их взгляды могут считаться расистскими в соответствии с конкретными определениями этого термина . Гарделл считал многих «этнических» неоязычников этническими националистами .
Многие практикующие направление фёлькише выражают неодобрение мультикультурализма и смешения рас в современной Европе, выступая за расовый сепаратизм . В онлайн-медиа неоязычники-фёлькише часто выражают веру в угрозу расового смешения, в чём они обвиняют общественно-политический истеблишмент, иногда утверждая, что их идеи расовой исключительности являются результатом угрозы, которую другие этнические группы представляют для «белых» людей . Хотя эти группы обычно заявляют о своей цели возродить германское язычество , их расоцентристские взгляды берут своё начало в культуре XIX века, а не древности . Дискурс этой группы содержит понятия о «предках» и «родине», которые понимаются весьма расплывчато . Исследователь Итан Дойл Уайт характеризует позицию Обряда Одина и Братства одинистов как «крайне правую» .
Этноцентристские неоязычники резко критикуют своих универсалистских коллег, часто заявляя, что последние были введены в заблуждение литературой нью-эйдж и политкорректностью . Принявшие «этническую» позицию фёлькише подвергаются критике со стороны членов универсалистских и этноцентристских фракций. Первые рассматривают «этническое» неоязычество как прикрытие расизма, вторые считали его приверженцев за их отказ полностью принять превосходство «белой расы» .
Некоторые неоязычники направления фёлькише являются сторонниками превосходства «белой расы» и явными расистами , представляющими «радикальную расистскую» фракцию, которая использует названия одинизм , вотанизм и воденизм . По словам Каплана, эти адепты занимают «самые отдалённые уголки» неоязычества . Границы между этой формой неоязычества и национал-социализмом (нацизмом) «чрезвычайно тонкие» , потому что его приверженцы восхваляют Адольфа Гитлера и нацистскую Германию , заявляют, что «белой расе» грозит вымирание усилиями еврейского мирового заговора , и отвергают христианство как творение евреев . Многие входившие во внутренний круг организации The Order , ополчения сторонников превосходства «белой расы», действовавшего в США в 1980-е годы, называли себя одинистами . Различные расистские неоязычники поддержали лозунг Четырнадцати слов , который был разработан членом The Order Дэвидом Лейном . Некоторые расистские организации, такие как Орден девяти углов и , сочетают элементы неоязычества с сатанизмом , тогда как другие расистские неоязычники, такие как вотанист Рон МакВан, отвергают синкретизм этих двух религий . Приверженцами одинизма являются многие из тех, кто связан с « » и его союзником, «Комитетом связи за революционный национализм», организациями продвигающими идеи неофашистской третьей позиции . Они также могут продвигать идею «национальной революции» и антисионистскую риторику .