Боруссия (футбольный клуб, Нойнкирхен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Памятник «Боруссия» — памятник, находившийся в Клайпеде , Литва , в 1907-1923 и 1938-1945 годах напротив городской ратуши.
В 1907 году в честь 100-летия победы над Наполеоном , а также в ознаменование возрождения Пруссии между 1806/07 и 1813 годами , в сквере напротив городской ратуши был открыт памятник «Боруссия», который иногда называют Национальным памятником ( Nationaldenkmal ). Клайпеда была единственным городом Прусского королевства, не оккупированным армией Наполеона. В прессе часто подчёркивалось, что освобождение началось именно в Клайпеде. Памятник создал скульптор из Шарлоттенбурга — профессор Петер Бройер. Проект корректировал сам король Вильгельм II , участвовавший в церемонии открытия.
В 1923 году в апреле скульптура была снесена после того, как город присоединили к Литве . Остался только пьедестал. В 1934 году были также снесены восемь бюстов прусских государственных деятелей, стоявших по обе стороны от опустевшего пъедестала. Но по мере усиления пронацистских настроений, 4 декабря 1938 года памятник был восстановлен .
Есть свидетельства того, что в мае 1945 года скульптура всё ещё стояла на своём месте. В послевоенное [ когда? ] время судьба памятника неизвестна; снова остался только пьедестал, простоявший на этом же месте до 1969 года. В 1969-1970 годах постамент был перенесён перед недавно построенным зданием Клайпедского отделения Института проектирования городского строительства на проспекте Тайкос. В 1974 году постамент был разрушен, гранитные плиты, полученные при резке постамента «Боруссии» на комбинате Данге, были использованы для отделки памятника Победы .
Несмотря на то, что ещё в 1956 году был проведён конкурс, чтобы увековечить традиции рыболовства в Литве, только в 1971 году памятник «Рыбаку» появился на месте монумента «Боруссии». В ходе работ по установлению статуи «Рыбака» были обнаружены документы в капсуле, залитой в подножие памятника «Боруссия», которые сейчас хранятся в Музее истории Малой Литвы .
Бронзовая скульптура высотой 4,2 метра была доставлена из Берлина на поезде. Скульптура представляла собой женщину в античной одежде и олицетворяла Пруссию (национальная аллегория, весьма популярная в XIX веке ), с римским шлемом на голове. В левой руке она держала щит и копьё (к копью была прикреплена табличка с надписью: «Боруссия», что на латыни означало «Пруссия» ), а в правой — кинжал.
В исходной модели женщина держала в руках цепь, символизирующую освобождение немецкого народа. Но комиссии, видимо, это не понравилось, поэтому цепь заменили на кинжал.
«Боруссия», подобно древнегреческой богине Афине , возвышалась на цилиндрическом желобчатом гранитном постаменте (нижняя часть классической колонны дорического ордера ), а он со скульптурой — на ступенчатом гранитном основании.
Постамент был украшен овальными бронзовыми барельефами . На одном из них находились портреты Фридриха Вильгельма III и его жены Луизы , а на другом надпись: «Благодарная Пруссия. 1807—1907» . Овалы были соединены бронзовыми гирляндами.
Слева и справа от памятника стояли гермы : гранитные пьедесталы квадратного сечения, а на них — бюсты прусских военачальников и государственных деятелей наполеоновской эпохи, отличившихся в реформировании страны .
С одной стороны:
С другой стороны:
В промежутках между гермами — массивные скамейки из серого гранита. Около реки Данге в вазах на гранитных пьедесталах росли цветы.