Ри́жский электромехани́ческий заво́д «РЭМЗ»
(
латыш.
REMR, Rīgas elektromehāniskā rūpnīca
) — радиотехнический завод по производству электропроигрывающих устройств. Находился в
Риге
,
Латвия
.
Содержание
История
В 1945 году было образовано предприятие «Рижский завод свинцовых и цинковых красок»
, которое было преобразовано в 1947 году в «Рижский электроарматурный завод» (REAR)
, выпускавший
абонентские громкоговорители
.
В 1957 году завод был переименован в Рижский электромеханический завод
.
В 1970 году Рижский электромеханический завод вместе с
Рижским радиозаводом им. А. С. Попова
,
и
Кандавским радиозаводом
вошёл в производственное объединение «
Радиотехника
»
.
В 1995 году предприятие было ликвидировано. Фактически просуществовало до конца 1996 года
.
СКБ РЭМЗ
Такую аппаратуру, как
электропроигрыватели
,
головки звукоснимателей
,
механизмы кассетных магнитофонов
в
СКБ
«Радиотехники» и КБ «Орбита» разрабатывала группа под руководством И. Сарканбардиса, в которой работали М. Иоффе, В. Кениньш, А. Ирбенс, Э. Иванс и А. Борис, а конструкции
[
чего?
]
создавали в секторе под руководством Я. Веманиса. Ими были разработаны головка звукоснимателя «ГЗУМ-73С» (для электропроигрывателей «1-ЭПУ-73С» м «Аккорд-001-стерео»)
.
В 1977 году, по инициативе главного инженера РЭМЗ М. Залевского, по решению правления ПО «Радиотехника» этих сотрудников перевели в подчинение завода, дабы ускорить разработку и внедрение в производство этих изделий. Первым руководителем СКБ РЭМЗ стал Е. Склярский
.
В конструкторском бюро были разработаны современные конкурентоспособные электропроигрывающие устройства «1-ЭПУ-70» (главный конструктор В. Ткаченко) и «0-ЭПУ-82СК» (Е. Склярский), лентопротяжный механизм «ЛПМ-РЭМЗ-1» (О. Байдин), электропроигрыватель «Ария 102-стерео» (А. Каминский) и другие изделия
.
В 1987 году СКБ снова было переведено в расширенное КБ «Орбита» как тематический отдел 8910, который возглавил инженер А. Алексеенко. В этом отделе разрабатывались кассетные механизмы к приставкам «МП-7210» и «МП-7220», а также карманные магнитофоны-проигрыватели «Дуэт ПМ-8101-стерео». Над проектированием работал коллектив в количестве свыше 30 человек
.
В последние годы работы отдела он разрабатывал эскизный проект
проигрыватель лазерных компакт-дисков
и программируемого электропроигрывателя «ЭП-7103» (главный конструктор В. Виноградов)
.
Традиции
дизайна
«Радиотехники» заложил
Адольф Ирбитис
, который начинал работать на
ВЭФ
е в довоенные годы. Созданный для радиол «Ригонда» и «Симфония» стиль приобрёл популярность и позволил им успешно конкурировать с изделиями известных западных марок
.
«Виктория-001» — первая в СССР
транзисторная
стереорадиола
высшего класса с приёмом радиосигнала на антенну, с возможностью плавной и фиксированной настройки на УКВ-радиостанции. Главный конструктор Г. Соркин, его заместитель Р. Крупенков, дизайнеры А. Ирбитс и И. Валдманис. В 1976 году на
ярмарке в Пловдиве
эта модель удостоена золотой медали
;
«Виктория-003» состояла из пяти функционально законченных блоков: тюнера, усилителя мощности «УКУ-020»
, электропроигрывателя и двух акустических систем «35АС-1». Сконструировали радиолу те же Г. Соркин и Р. Крупенков, к коллективу дизайнеров помимо И. Валдманиса подключились также А. Круклис, Ю. Пиете и И. Робежниекс
;
«Мелодия-101» стерео (1 класса) состояла из 4 блоков: приёмника-усилителя, электропроигрывателя с автономным блоком питания и двух акустических систем. Главный конструктор В. Папуш, его заместитель — Дз. Дравниекс, дизайнеры И. Робежниекс и А. Круклис
;
Первый
музыкальный центр
«Мелодия-106» объединял радиоприёмник, изготовленную в Венгрии магнитофонную панель и электропроигрыватель с магнитной головкой звукоснимателя. Для усиления низкочастотного сигнала применялись блоки усилителя «УКУ-020», центр комплектовался двухполосными акустическими системами «АС-209» или «АС-409». Главный конструктор разработки О. Кирик, его заместитель А. Шубин, дизайнер Дз. Каве
;
стереорадиола «Рига-120Б»: в этой разработке был реализован биофонический
[
уточнить
]
эффект, с помощью введённого в тракт процессора-корректора звукового поля улучшавший звучание и приближавший его к естественному, псевдообъёмному, когда кажущийся источник звука перемещался не только по горизонтали, но и по вертикали. Главные конструкторы модели — Р. Иванов и Н. Махнёв, их заместитель — Я. Страдиньш, дизайнер — И. Валдманис. Выходная мощность каждого звукового канала составляла 4 Вт, габариты — 505 х 350×160 мм, вес — 8,5 кг. Массовое производство этой модели не было начато из-за задержки производства кассетных механизмов на РЭМЗе, выпущено 500 штук
.
«Akords 001 стерео», награждён в 1972 году золотой медалью на
Лейпцигской выставке
, его главный конструктор Анатолий Мижуев награждён золотой медалью ВДНХ СССР в 1973 году
;
«Radiotehnika ЭП-101» с магнитной головкой звукоснимателя, предназначался для всех форматов грампластинок и для использования в составе радиокомплекса «Радиотехника-101», с двумя выходными гнёздами. Встроенные механизмы: переключатель числа оборотов с точной регулировкой по стробоскопу, автоматический запуск воспроизведения, ручной микролифт и автостоп с возвратом тонарма в исходное положение. Главный конструктор модели — С. Быков, его заместитель — В. Виноградов, дизайнер — Дз. Каве
.
Также производились кассетные проигрыватели «Дуэт ПМ-8101»
и
блоки питания
«A 601»
.
Социально-культурная работа
В 1967 году на ул. Ленина, 247, по проекту литовских архитекторов был построен первый жилой дом, где получили квартиры работники РЭМЗ, после чего жилищное строительство на средства предприятия и ПО «Радиотехника» продолжалось до 1991 года
.
Завод располагал собственным клубом (затем Домом культуры), где были организованы занятия художественной самодеятельностью, проходились праздничные и просветительские мероприятия. Активистам художественной самодеятельности со стороны администрации оказывалась материальная и моральная поддержка
.
На заводе были созданы возможности для занятий спортом. В частности, футбольная команда РЭМЗ в 1982 году лидировала в чемпионате Риги
и сохраняла лидерство до 1990 года. Сильны также были традиции секции шашек. Шлифовальщик РЭМЗ Станислав Войциш в 1970 году завоевал титул чемпиона Риги
.
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
.
↑
Инарс Клявиньш.
Становление и развитие Рижского радиозавода /
. — 3-е изд. — Рига: RaKa, 2014. — С. 109—111, 114, 118, 128-131. — 352 с. —
ISBN 978-9984-46-310-0
.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2021.
22 января 2021 года.
Н.Лацис.
(неопр.)
.
www.periodika.lv
. Ригас Балсс, № 241 (13 октября 1967). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано из
15 мая 2019 года.
Е. Алксне.
(неопр.)
.
www.periodika.lv
. Ригас Балсс, № 69 (22 марта 1969). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано из
15 мая 2019 года.
(неопр.)
.
www.periodika.lv
. Ригас Балсс, № 218 (21 сентября 1982). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано из
15 мая 2019 года.
(неопр.)
.
www.periodika.lv
. Ригас Балсс, № 55 (7 марта 1970). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано из
15 мая 2019 года.