Interested Article - Штадттемпель

Штадттемпель ( нем. Stadttempel ) — главная синагога Вены . Расположена в районе Внутренний Город на улице Зайтенштеттенгассе, 4, поэтому её также называют Зайтенштеттентемпель ( нем. Seitenstettentempel ): до 1938 года большое количество синагог и молитвенных домов Вены обычно были известны по названиям улиц или переулков.

В настоящее время эта синагога является главным молитвенным домом для городской , насчитывающей около 7 тысяч человек. Также она имеет статус исторического памятника .

История

С экономическим процветанием некоторых еврейских семей в конце XVIII века и эмансипационными стремлениями евреев, ставших возможными благодаря изданному императором Иосифом II Толеранцийному патенту (« эдикту терпимости »), появился план построения синагоги во внутреннем городе Вены. Это намерение было поддержано советом еврейской общины и объявлено всем её членам в письме в 1819 году . Два места для стройки магистрат не одобрил. В 1811 году Михаэль Лазарь Бидерманн и Исаак Лев Хофманн за 90 тысяч гульденов приобрели здание под названием Пемплингерхоф на современной улице Зайтенштеттенгассе. Через 12 лет это здание должны были снести из-за его плохого состояния, поэтому Йозеф Корнгойзель , один из самых известных архитекторов Вены того времени и архитектор князя Иоганна I фон Лихтенштейна , для которого он строил дворцы и театры, получил заказ на строительство синагоги. Закладка первого камня строения, спроектированного в стиле классицизма , состоялась 12 декабря 1825 года . За строительством наблюдал официальный муниципальный архитектор Якоб Хайнц . Торжественное открытие состоялось 9 апреля 1826 года.

Первым раввином синагоги до самой своей смерти в 1865 году являлся Исаак Маннгаймер, по его же предложению в 1826 году в качестве хаззана в Вену был вызван Саломон Зультер.

Когда во время Хрустальной ночи 1938 года все синагоги и молитвенные дома Вены, которых насчитывалось более 130, были подожжены , только главной синагоге города из-за своей близости к жилому району удалось избежать уничтожения. Впрочем её интерьер был осквернён и разграблен.

Во времена Холокоста а Австрии здание использовалось как сборный лагерь для венских евреев, которых затем депортировали и убивали . Об этом напоминает открытая в сентябре 1988 года памятная доска в холле .

Террористические акты

22 апреля 1979 года во дворе синагоги взорвался заряд весом 0,5 килограмма. В результате взрыва никто не пострадал, но были разбиты все стеклянные окна и был нанесён значительный материальный ущерб . По итогу ответственность за теракт взяла на себя палестинская экстремистская группировка Ас-Сайка .

29 августа 1981 года двое вооружённых террористов палестинской экстремистской группировки Революционный совет «Фатх» совершили нападение на Штадттемпель, в результате которого погибли два человека и ещё 21 человек получили тяжёлые ранения .

Сейчас данная синагога, как и все другие еврейские учреждения Австрии, находится под постоянной охраной полиции .

Архитектура и интерьер

Согласно тогдашним предписаниям некатолические молитвенные сооружения должны быть «скрытыми» — их не должно было быть видно непосредственно с улицы. Поэтому сама синагога находится между двумя пятиэтажными многоквартирными домами № 2 и № 4 с 14 оконными осями и классицистическим фасадом, построенными одновременно с синагогой для учреждений . Вход в синагогу осуществляется через здание на улице. Историк искусства ортодоксальный еврей Макс Айслер (1881—1937) сказал о синагоге как о памятнике, противоречащем своему времени .

Над входной дверью здания на улице находится надпись на иврите (из Псалтиря 100,4):

ד בֹּאוּ שְׁעָרָיו, בְּתוֹדָה-חֲצֵרֹתָיו בִּתְהִלָּה; הוֹדוּ-לוֹ, בָּרְכוּ שְׁמוֹ

«Придите к его воротам с благодарностью, к его дворам [Иерусалимского храма] — с гимнами!»

Выделенные своими размерами буквы второго слова (шеарав) — начиная с четвёртой буквы в первой строке — образуют число, которое напоминает о годе постройки, а именно шин /300 + аин /70 + реш /200 + йуд /10 + вав /6 = 586 — перед которым надо поставить число 5000, таким образом получается 5586 по еврейскому календарю = получается 1825/1826 годы, в которые и была построена синагога.

Сама синагога имеет овальную форму . Также овальную форму имеет молитвенная комната, окружённая венцом из 12 ионических ордеров , поддерживающих женскую часть синагоги, увенчанная куполом в стиле бидермайер и двумя фонарями. Сначала женская и мужская части заканчивались за одну колонну от ковчега с Торой, но позже их расширили до конца колоннады за ковчегом, чтобы увеличить количество мест для сидения .

Памятная стеклянная доска, сделанная во времена открытия синагоги, на которой подробно изображён её интерьер, временно хранится в коллекции Еврейского музея Нью-Йорка .

Видные члены общины

См. также

Примечания

  1. — 2017.
  2. (нем.) — 1994.
  3. , Architecture of the European Synagogue, Jewish Publication Society of America, 1964, p. 178.
  4. Dagmar C. G. Lorenz, Renate S. Posthofen. . — Camden House, 1998. — 352 с. — ISBN 978-1-57113-171-3 . 14 мая 2021 года.
  5. Philipp P. Fehl. // Artibus et Historiae. — 1988. — Т. 9 , вып. 17 . — С. 89–108 . — ISSN . — doi : . 14 мая 2021 года.
  6. : от 22 апреля 2016 на Wayback Machine Abgerufen am 12. Dezember 2015.
  7. Nach einer Auflistung von Geneé, Martens und Schedl gab es in Wien vor 1938 insgesamt 95 Synagogen. Pierre Geneé, Bob Martens, Barbara Schedl: от 15 апреля 2011 на Wayback Machine Aus: David. Jüdische Kulturzeitschrift, abgerufen am 12. Dezember 2015. Die Israelitische Kultusgemeinde listet 55 Synagogen und Vereinsbethäuser auf. Israelitische Kultusgemeinde Wien: 22 апреля 2016 года. Abgerufen am 12. Dezember 2015.
  8. . www.denkmalwien.at . Дата обращения: 14 мая 2021. 19 апреля 2021 года.
  9. . vienna.at . Дата обращения: 14 мая 2021. 14 мая 2021 года.
  10. (нем.) . (3 ноября 2020). Дата обращения: 14 мая 2021. 14 мая 2021 года.
  11. от 26 января 2021 на Wayback Machine Aus: Die Gemeinde. Das offizielle Organ der Israelitischen Kultusgemeinde Wien 9/2001, auf: , September 2001, abgerufen am 18. August 2008.
    Siehe dazu auch: Karl Pfeifer: на Wayback Machine auf der Website des «Anti-Defamation Center — Bildungswerk für Demokratie und Kultur e.V.», Thomas Rassloff.
  12. Екатерина Алферова. . Известия (2 ноября 2020). Дата обращения: 14 мая 2021. 14 мая 2021 года.
  13. Max Eisler: Der Seitenstetten Tempel . In: Menorah . Heft 3, Wien 1926, S. 157.
  14. ART VIEW; HALLOWED OBJECTS THAT HAVE COME THROUGH THE FIRES, New York Times, June 1, 1986, John Russell, от 14 мая 2021 на Wayback Machine
  15. Klaus Kempter, Die Jellineks 1820—1955, 1998

Литература

  • Pierre Genée: Wiener Synagogen 1825—1938. Löcker, Wien 1987, S. 47—52, ISBN 3-85409-113-3 .
  • Felix Czeike: Historisches Lexikon Wien. Band 5. Kremayr & Scheriau, Wien 1997, ISBN 3-218-00547-7 , S. 304f.
  • Evelyn Adunka: Der Stadttempel Wien. Geschichte — Rabbiner — Kantoren. Herausgegeben von der Stiftung Neue Synagoge Berlin, Centrum Judaicum, Hentrich & Hentrich, Teetz 2008, ISBN 978-3-938485-55-2 (= Jüdische Miniaturen, Band 62).
  • Nikolaus Vielmetti: Die Bedeutung des Tempels in der Wiener Seitenstettengasse für die jüdische Gemeinde in Wien . In: Voll Leben und voll Tod ist diese Erde: Bilder aus der Geschichte der Jüdischen Österreicher von 1190 bis 1938, Herold Verlag, Wien 1988, ISBN 3-7008-0378-8 , S. 130—142.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Штадттемпель