Interested Article - Халтурин, Кирилл Дмитриевич

Кирилл Дмитриевич Халтурин (1905—1981) — российский архитектор- реставратор , известный проектами восстановления Кадетского корпуса , Троицкого собора Александро-Невской лавры , кронверка Петропавловской крепости , выставочного корпуса Русского музея .

Биография

Халтурин родился в 1905 году в Санкт-Петербурге . Будущий архитектор жил в районе Соляного городка и учился в гимназии напротив академии им. Штиглица . Однако в связи с необходимостью материально помогать семье ему пришлось на время оставить учение. Он работал столяром, копировщиком, чертежником, потом вместе с партиями изыскателей участвовал в геодезических съемках на реках Рузе, Амударьс и Сырдарье [ источник не указан 1391 день ] . В 1929 году Халтурин окончил Институт гражданских инженеров .

После окончания учёбы, архитектор вел разнообразную проектную деятельность как архитектор Ленинградского военного округа. По его чертежам строились жилые дома, клубы. До наших дней дошли типичные для архитектуры 1920—1930-х годов жилые корпуса на Каменном острове (Каменноостровский пр., 79—81), улице Мира, и дом на Боткинской улице. В 30-е годы архитектор построил 4 параллельных корпуса жилкомбината работников водопроводной станции в стиле конструктивизма на Шпалерной улице (здания были снесены в 2003 году при строительстве жилого комплекса на ул. Шпалерной, д. 60) .

Реконструкция Кадетского корпуса

В 1935—1937 годах Халтурин занимался внесением нового композиционного акцента в решение фасадов здания бывшего Кадетского корпуса , примыкающего к Меншиковскому дворцу и оформляющего правую сторону Съездовской линии Васильевского острова. Зодчему предстояло найти такое решение, при котором введение новых архитектурных и декоративных элементов не повлекло бы за собой утраты художественного духа памятника. Оформляя новый вход со Съездовской линии, Халтурин использовал стилистически однородные элементы, уже существовавшие в отделке фасадов. Однако они не были просто перенесены из прошлого в настоящее, они намеренно были трансформированы для придания большей выразительности, акцентировки новой композиции. Речь идет об использовании четырёх пар мощных сдвоенных колонн, дополненных раскреповками антаблемента и рустованными постаментами. В итоге появившийся монументальный портик главного входа оказался очень удачно связанным с основным декором фасада, а кроме того, внес динамичность, дополнительный акцент в ритмику корпуса большой протяженности. Своим масштабом, пластикой, соотношением частей новый вход в здание с художественной достоверностью слился с существующей постройкой.

Те же качества органичной вписанности в памятник присущи новому декору вестибюля и большого зала. В решении интерьеров Халтурин также опирался на мотивы, почерпнутые в зодчестве прошлого. Примененные им сдвоенные лопатки классического характера, рельефный фриз, скомпонованный из знамен и воинских доспехов, барельефы Ф. П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 года, — всё это соответствовало раннеклассическому стилю здания и назначению зала как парадного помещения училища.

Монумент на станции Поповка

В 1940 году по проекту Халтурина на станции Поповка был установлен монумент в честь красноармейцев, погибших от войск Юденича. Опираясь на классические традиции, архитектор избрал для памятника четырёхгранный обелиск со срезанным верхом, поставленный на куб со стесанными углами. На лицевой стороне обелиска — рельефно выполненная звезда и дата — 1919 год. Особую выразительность композиции придают помещенные у основания динамичные выступы с мраморными досками для надписей. Монумент прост, лаконичен и не лишен подлинной патетики [ источник не указан 1385 дней ] .

Оформление интерьеров Военно-морской академии

Последние крупные работы предвоенных лет связаны с декоративным оформлением интерьеров Военно-морской академии. Их К. Д. Халтурин осуществлял совместно с архитекторами А. И. Васильевым и В. М. Савковым [ источник не указан 1385 дней ] .

Проекты во время Великой Отечественной войны

В 1941—1942 годах Халтурин разрабатывал проекты памятников и монументов, вложив свою долю труда в оборону родного города, сбережение его художественных сокровищ.

В середине 1942 года архитектора вывезли в Уфу, где он стал заниматься проектами гидростанций в институте, который возглавлял выдающийся инженер С. Я. Жук . В одной из своих мемуарных записей Кирилл Дмитриевич отмечал, что он работал непрерывно, пока не засыпал. За полтора года всего с одним помощником-техником ему удалось выполнить десять архитектурных проектов ГЭС, причем для каждого делался перспективный рисунок. Художественные и строительные достоинства проектов Халтурина были отмечены С. Я. Жуком , который перевел его в Москву, назначив главным архитектором Гидропроекта.

Зимой 1945 года Халтурин помогал приехавшему в Москву начальнику Инспекции по охране памятников Ленинграда Н. Н. Белехову разрабатывать положение и структуру реставрационных мастерских, а затем определила и окончательное решение — вернуться в Ленинград, чтобы принять личное участие в возрождении памятников архитектуры, разрушенных в войну.

Реконструкция здания Кронверка Петропавловской крепости

До 1946 года интерьеры здания Кронверка Петропавловской крепости не были специально приспособлены для музейной экспозиции и хранения фондов. Эту задачу решила группа архитекторов — К. Д. Халтурин , И. Н. Бенуа , Д. И. Сметанников . Не нарушая композиции огромных залов и коридоров, декор которых отмечен чертами «готичности», К. Д. Халтурин и его коллеги не только произвели необходимую реконструкцию, но и создали стильное оформление аппарельной лестницы с прекрасно найденным рисунком перил и решеток люкарн. По их проекту были выполнены люстры, удачно украсившие и подчеркнувшие протяженность галереи, прорезанной высокими стрельчатыми арками.

Так же как и при реставрации Кадетского корпуса, Халтурин очень точно и на высоком художественном уровне решил противоречие между исторической стилистикой здания и его современной функциональной ролью. Эта работа позволила не только восполнить утраты, полученные зданием в годы войны, но и завершить процесс формирования объемно-пространственной композиции одного из крупнейших музеев страны.

Реконструкция корпуса Бенуа

Халтурин участвовал в реставрации корпуса Бенуа совместно с архитекторами Ириной Бенуа и Михаилом Плотниковым .

Кирилл Дмитриевич также участвовал в реставрации, связанной с созданием отделки западного (выставочного) корпуса Русского музея, пострадавшего в ноябре 1941 года от попадания двух фугасных бомб. В 1947—1949 годах под руководством К. Д. Халтурина последствия бомбежки были ликвидированы, структура кладки и декора фасадов полностью восстановлена. А в 1958—1963 годах К. Д. Халтурин , И. Н. Бенуа и М. М. Плотников разработали и воплотили в жизнь проект декора музейных интерьеров. Колонны оделись искусственным мрамором, в отделке была выявлена необходимая взаимосвязь между всеми помещениями западного корпуса, а сам он оказался связанным переходом с основным зданием музейного комплекса — Михайловским дворцом. В оформлении западного корпуса были использованы элементы архитектуры, которыми в свое время пользовался К. И. Росси . Это позволило усилить стилистическое единство с выдающимся произведением русской классики [ источник не указан 1385 дней ] .

Работа в реставрационных мастерских

Большую творческую работу Халтурин до 1948 года совмещал с должностью главного архитектора Ленинградских Архитектурно-реставрационных мастерских (ЛАРМ) . За сравнительно короткое время он сумел вместе с Л. М. Аноликом и Н. Н. Белеховым создать организационную и производственную структуру этого подразделения, из которого впоследствии выросло СНПО «Реставратор».

Реконструкция Троицкого собора Александро-Невской лавры

В 1957 году по поручению Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда Халтурин осмотрел Троицкий собор Александро-Невской лавры , оказавшийся к тому времени в плачевном состоянии. Десятки лет оно не ремонтировалось, было серьёзно повреждено во время войны [ источник не указан 1385 дней ] .

В течение трёх лет над восстановление трудился возглавляемый Халтуриным коллектив специалистов. Для консультации по восстановлению утраченной скульптуры был привлечён известный ваятель профессор И. В. Крестовский . Из двадцати скульптур только две не были повреждены, остальные находились в состоянии сильнейшего разрушения, потому от специалистов потребовалось высочайшее мастерство, чтобы воссоздать выполненный Шубиным декор колонн среднего нефа и трансептов. К. Д. Халтурин вместе с бригадой скульпторов нашёл метод выполнения сохранившихся частей, компонуя вновь формируемые элементы между сохранившимися. Эта работа велась намазным способом прямо на месте. Реставрацию живописи консультировала прекрасный знаток технологии Н. К. Маковская . Росписи восстанавливались на основе обнаруженного «авторского слоя», исполненного по рисунку архитектора Дж. Кваренги в 1806 году [ источник не указан 1385 дней ] .

Реконструкция интерьеров Главного штаба

Таким Халтурин участвовал в воссоздании интерьеров Главного штаба [ источник не указан 1385 дней ] .

Реконструкция дома на Мойке, 12

Вместе с сотрудниками Пушкинского музея зодчий в течение 1972—1977 годов расшифровал «архитектурную биографию» здания на Мойке, 12, где находилась последняя квартира А. С. Пушкина . Он выполнил рисунки, позволившие представить изменения внешнего облика на протяжении более двух столетий, и создал эскизный проект квартиры великого русского поэта в том виде, в котором она была в 1837 году [ источник не указан 1385 дней ] .

Прочие проекты

Кроме реставрационных проектов Халтурин также изучал тему крупноблочного строительства на Севере, в условиях вечной мерзлоты, которую он разрабатывал, трудясь в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР. За короткое время архитектор побывал в Воркуте, Кировске, Мончегорске, Якутске, где ставил опыты и проводил необходимые исследования. Халтуриным были выработаны научные рекомендации, способствовавшие прогрессу в практике возведения сооружений в условиях вечной мерзлоты. Его изыскания были оценены научной общественностью и нашли частичное отражение в сборнике «Крупноблочное строительство Ленинграда» [ источник не указан 1385 дней ] .

В 1946 году совместно с архитектором А. С. Титовым , он выполнил проект экскурсионного прогулочного катера, который был построен и плавал по рекам и каналам Ленинграда [ источник не указан 1391 день ] .

В 1949 - 1950 гг. вместе с А.Э. Гессеном и Е.В. Казанской был выполнен проект реставрации фасадов Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.

Кроме того Халтурин был художником и делал многочисленные наброски и зарисовки, а также писал любительскую прозу [ источник не указан 1391 день ] .

Литература

  • Д. А.Кючарианц, А. Г. Раскин. Кирилл Халтурин // / cост. В.Г. Исаченко ; ред. Ю.В. Артемьева. — СПб. : Лениздат, 2000. — С. 587—594. — 714 с. — ISBN 5-289-01928-6 .

Примечания

  1. Кормильцева О. М. // Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший. — Санкт-Петербург: Европейский дом, 2010. — Вып. I. . — С. 206—211 . — ISBN 978-5-8015-0277-9 . 12 апреля 2020 года.
  2. . Деловой квартал . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  3. Окладникова, Елизавета . Вечерняя Москва (22 августа 2013). Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  4. Геннадий Петров. Идем по Русскому музею: историко-искусствоведческий очерк . — Лениздат, 1982. — P. 62.
  5. Л.М. Терентьева. . Архивы Санкт-Петербурга. Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.

Ссылки

  • . citywalls.ru. Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
Источник —

Same as Халтурин, Кирилл Дмитриевич