Таски, Сердар
- 1 year ago
- 0
- 0
Сердар Чарыевич Чарыяров ( туркм. Serdar Çaryýewiç Çaryýarow , 1943 , с. Ясман-Салык, Ашхабадский район , Ашхабадская область , Туркменская ССР , СССР ) — туркменский государственный деятель, министр внутренних дел Туркменистана (1990 — 1993).
Родился в 1943 году в селе Ашхабадского района Ашхабадской области Туркменской ССР СССР .
Получил два высших образования, окончив Туркменский политехнический институт и Высшую школу КГБ СССР им. Дзержинского (г. Москва)
Свою трудовую деятельность начал на Безмеинской ГРЭС в 1965 году, проработав на электростанции до 1974 года, сначала начальником смены, затем — дежурным инженером и заместителем начальника электроцеха.
В 1974 — 1977 годах — на работе в партийных органах: являлся секретарём Безмеинского горкома Коммунистической партии Туркменистана .
После окончания в 1979 году Высшей школы КГБ СССР работал в органах республиканского КГБ, в 1988 — 1990 годах возглавлял Управление КГБ Туркменской ССР по Ташаузской области .
С 17 сентября 1990 по 2 апреля 1993 года — министр внутренних дел Туркменистана . По мнению независимой неправительственной организации Туркменский Хельсинкский Фонд во время руководства министерством внутренних дел Чарыяров курировал работу всех силовых ведомств страны .
По экспертным оценкам, которые, однако, отрицались официальными органами власти республики, после назначения Чарыярова на должность министра, в Туркменистане значительно вырос уровень преступности . Согласно одной из публикаций в Интернет-издании «Хроника Туркменистана» в качестве руководителя органов внутренних дел Чырыяров «первое, что он сделал, уволил русскоязычных сотрудников и тех, кто имеет два высших образования» . После назначения Чарырова министром внутренних дел были почти полностью прекращены контакты местных правоохранительных органов с московскими, в том числе в части борьбы с распространением наркотиков .
Либеральное отношение руководства Туркменистана, в том числе, неоднократно высказанное лично Сапармуратом Ниязовым, привело к резкому увеличению числа наркозависимых в стране. Бывший министр иностранных дел Авды Кулиев приводил мнение, согласно которому именно Чарыяров извлёк значительную финансовую прибыль и был напрямую причастен к попаданию на подпольный рынок страны наркотиков, ранее арестованных на границе Туркменистана .
Президент Туркменистана Ниязов, недовольный криминогенной обстановкой в стране, 15 апреля 1992 года провёл по данному вопросу встречу с руководителями органов правопорядка, в связи с чем вскоре был арестован (и впоследствии расстрелян) один из лидеров криминальных группировок страны, « вор в законе » Аймурад Нурыев. После заявления Нурыевым на допросе о покровительстве, оказывавшемуся ему крупными руководителями страны, в правительстве Туркменистана последовал ряд перестановок: заместители председателя кабинета министров Хан Ахмедов , Ниязклыч Нурклычев и Ата Чарыев , были назначены послами соответственно в Турцию, Россию и Иран .
2 апреля 1993 года Сердар Чарыяров уволен в связи с переходом на другую работу. По неофициальным источникам причиной отставки Чарыярова стал наркозависимый сын .
В дальнейшем занимал должность начальника Управления подготовки специалистов вооружённых сил Министерства обороны Туркменистана .
После перенесённой в 1997 году операции на сердце президент Туркменистана Сапармурат Ниязов заподозрил Чарыярова в намерении осуществить государственный переворот с целью последующего захвата власти. В связи с этим 23 июня 1997 года Ниязов отправил Чарыярова в отставку, лишил всех ранее присвоенных званий, материальных и иных льгот, предусматривавшихся законодательством страны для военнослужащих, и уволен из вооружённых сил . Официальной причиной отставки были объявлены «серьёзные недостатки и упущения, допущенные по службе, а также проявленную личную нескромность» .
В 2003 году некоторые средства массовой информации сообщили об увольнении и аресте Сердара Чарыевича Чарыярова в связи с обвинением его в организации покушения в 2002 году на президента Ниязова . Однако, это сообщение было ошибочным, так как данное обвинение было в действительности предъявлено начальнику генерального штаба .