Interested Article - Храм Троицы Живоначальной (Вощажниково)

Храм Тро́ицы Живонача́льной приходской православный храм в селе Вощажниково Борисоглебского района Ярославской области . Относится к Борисоглебскому благочинию Переславской епархии Русской православной церкви .

Здание храма было возведено в 1782—1796 годах на средства графов Шереметевых .

Главный престол освящён в честь Живоначальной Троицы ; приделы — во имя великомученицы Параскевы Пятницы , во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской .

История храма

Двухэтажный храм Троицы Живоначальной расположен в центре села и образует храмовый комплекс вместе с храмом Рождества Пресвятой Богородицы — более ранней постройки (во времена Михаила Фёдоровича Романова на этом месте находилась деревянная церковь, в 1700-гг. она была разобрана и там же была построена каменная церковь). Предположительно, что во время постройки первого каменного храма Пресвятой Богородицы была построена и Троицкая церковь .

При Николае Петровиче Шереметеве произошёл расцвет усадьбы Шереметевых в Вощажниковской волости, при нём велось активное храмовое строительство. Тогда был перестроен храм Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1796 г. рядом была построена церковь Живоначальной Троицы. Её решил возвести ещё его отец — Пётр Борисович — скорее всего, на месте Троицкой церкви 1700-гг. постройки. В 1782 г. Пётр Борисович принял решение о строительстве новой церкви, он писал: «приходские люди имели желание чтоб имеющуюся в том селе церковь перестроить и сделать в два этажа … а ныне же они желают построить вновь особо церковь каменную <…> вновь каменную церковь строить просителям дозволить и под фундамент велеть начать копать рвы, а каким манером оная строится будет план и фасад на рассмотрение прислать в домовую канцелярию немедленно. Для строения ж той церкви на подмостки и на жерди дозволить вырубить из лесных его сиятельства рощей до ста деревьев …» Начались строительные работы, но здание упало, строительство возобновили в 1786 г. В создании храма принимал участие знаменитый архитектор К. И. Бланк , а также крепостной графа Шереметева А. Ф. Миронов . Храм являлся центральным в шереметевской вотчине, поэтому его интерьеры были очень роскошными.

Благодаря объединяющему храмы (Троицы Живоначальной и Рождества Пресвятой Богородицы) пятиглавому завершению и стройной высокой колокольне со шпилем (вертикальной композиционной оси ансамбля) оба вощажниковских храма смотрятся сложносоставным ансамблем, а не «двумя церквями, стоящими рядом». В конце XVIII века всю храмовую территорию с трёх сторон обнесли оградой с коваными воротами и двумя угловыми часовнями. С четвёртой стороны устраивались торговые ряды. Этот комплекс — ценнейший объект историко-культурного наследия.

Вскоре после революции храмы в селе попали под давление со стороны советской власти. В начале 1920-х годов прошло изъятие всех церковных ценностей. Серебряная и золотая утварь в огромном количестве была вывезена из церквей, но службы в них пока продолжались. В 1929 году храм Троицы закрыли, в здании расположили склад зерна и холодильные установки для хранения мяса местного совхоза. Иконами забивали окна. Последний его священник был арестован и сослан в лагеря (сейчас в храме есть икона священномученика Фёдора, посвящённая Фёдору Поройкову ). Только в 2000 году в храме были возобновлены богослужения, там начались реставрационные работы. В 2006 году, через 210 лет со дня освящения, храм Живоначальной Троицы приобрёл свой первоначальный внешний вид.

Летом 2018—2019 годов преподавателями и студентами Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглица были проведены реставрационные работы росписей церкви . В летнем храме и на лестнице второго этажа велись работы по укреплению штукатурного основания фресок и красочного слоя. Были выполнены расчистки от поверхностных загрязнений композиций «Лествица Иакова» и «Видение Ходящего посреди семи светильников», восполнены утраты красочного слоя. В зимнем храме работа велась на северо-западной стене придела Святителя Николая Чудотворца над композицией «Нагорная проповедь». Летом 2019 г. этому процессу подверглись росписи «Видение Авраама», «Лот и ангелы», «Рождество пресвятой Богородицы».

Внешний облик храма

Фотография храма с юга
Фотография храма с запада

Это двухэтажная бесстолпная церковь с осевой трёхчастной схемой и пятиглавым четвериком , перекрытым сомкнутым сводом . Это соединение национальной русской архитектуры — композиция « храм кораблём » — с декоративными элементами и приёмами западного барокко , укоренившегося при Петре I и расцветшего при Елизавете Петровне . По мнению Александра Мельника , характерной чертой Ярославской области и её округи является смешение в архитектуре церквей древнерусских форм, взятых из арсенала допетровского зодчества (архаизирующее течение в архитектуре этого региона), черт барокко (это общероссийская стилистическая тенденция) и классицизма . Это прослеживается в чертах храма Живоначальной Троицы. Р. Ф. Алитова выделяет группу практически одинаковых церквей — в Вощажникове, Покровском (церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1779 год, построена на средства прихожан) и Фроловском (церковь Воскресения Христова, 1787 год, построена на средства прихожан), находящихся в непосредственной близости друг к другу.

Объёмно-пространственная композиция этого двухэтажного каменного «храма кораблём» состоит из двухэтажной апсиды , трапезной , паперти и двухъярусной колокольни над северо-западным притвором с возвышающимся в центре трёхэтажным зданием самой церкви. Храм развит по оси «восток-запад».

Пять барабанов церкви восьмигранные, в виде параллелепипедов со срезанными углами, присутствует четыре глухих и один световой. Главки храма характерны для барокко — с перехватами, луковичной формы, цоколь главки повторяет изгиб криволинейной кровли. Её сложная криволинейная кровля — веяние западных архитектурных традиций. Фасады Троицкой церкви разделены лопатками и широкими профилированными карнизами , окна убраны в наличники . Трапезная с притвором достаточно типична для барочных храмов, а вот маленькая колокольня, установленная поверх притвора — оригинальное решение. Апсида храма, идущая полукругом, двухэтажная, с декоративными элементами, повторяющими украшения трапезной. Столь же характерны для барокко геометрические наличники с ушами и замковыми камнями , бровками и сандриками карнизы сложного профиля и пилястры . Наверху, акцентируя завершение стен, фасады украшают небольшие арки с круглыми окнами наверху — люкарнами . Люкарны как бы перекрывают сомкнутый свод храма. Углы здания отмечены сдвоенными пилястрами.

Внутренний облик храма

Вход для зимнего и летнего храмов единый, он размещается в маленькой западной пристройке. В основной, летний храм, располагающийся на втором этаже, от самого входа ведут пролёты большой деревянной лестницы, расположенные с обеих сторон от входных дверей. Они находятся в притворе, в пространстве под колоколенкой. Главное пространство летнего храма пронизано естественным светом — этому способствуют ряды больших окон на северном и южном фасадах, люкарны и центральный световой барабан. Трапезная на первом этаже — просторное пространство с одним рядом окон и забелёнными стенами. На нижнем этаже находится зимняя церковь с главным престолом в честь Великомученицы Праскевы Пятницы и приделами святителя Николая Чудотворца и Новомучеников и исповедников земли Российской. Там низкие тяжёлые сомкнутые своды, на которых частично сохранились фрагменты былых росписей храма (некоторые из них были недавно отреставрированы питерскими художниками), о толщине стен зимнего храма можно составить представление по широким подоконникам и глубоким оконным проёмам.

На верхнем этаже располагается летний храм Живоначальной Троицы. Стены, простенки, оконные проёмы, своды и потолок храма покрыты высокохудожественной росписью, созданной крепостными художниками Н. П. Шереметева. Исследователи полагают, что в росписи храма принимал участие крепостной живописец Иван Аргунов , приезжавший в Вощажниково в эти годы . Всё пространство стен храма разбито на клейма небольшого размера. Фрески летнего храма очень интересны, они содержат редкие иконографические сюжеты, например, изгнание еретиков. Росписи полны животных и природных мотивов, на стенах храма встречаются живописные изображения рыб и птиц. На втором этаже можно найти изображения библейских сюжетов из жизни Иисуса Христа и пророков, а также фрагменты из притч. Над каждым окном пространства храма располагается фреска иконы Пресвятой Богородицы. Фрески верхней церкви очень разнообразны, они полны жизнерадостности и яркости, в них видится скрупулёзное отношение к деталям и наблюдается мощное спиралевидное движение ввысь, которое проходит сквозь все сюжеты.

В летнем храме был один из самых богатых иконостасов в Ярославской губернии. Он датировался XVIII в. и был выполнен в стиле барокко, представляя собой четырёхъярусную конструкцию с золочёнными резными колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными фигурами ангелов. До наших дней он не дошёл.

Примечания

  1. Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. — М.: Искусство, 1987. — С. 58.
  2. Елисеева А. А. Село Вощажниково // Деревни и сёла Ярославской области. I : Переславский, Ростовский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский районы. Рыбинск, 2015.— С. 80.
  3. . Дата обращения: 24 октября 2020. 27 октября 2020 года.
  4. Мельник А. Г. Основные закономерности в развитии каменной архитектуры Ростова и его окрестностей с середины XVIII до середины XIX в. // История и культура Ростовской земли. 2004. — Ростов, 2005. — С. 335.
  5. Алитова Р. Ф. К истории и типологии церквей конца XVIII — начала XIX вв. в ярославских вотчинах Шереметевых // Сообщения Ростовского музея. — 2002. — Вып. XII. — С. 161.

Литература

  • Алитова Р. Ф. К истории и типологии церквей конца XVIII — начала XIX вв. в ярославских вотчинах Шереметевых / Р. Ф. Алитова // Сообщения Ростовского Музея. Ростов, 2002. — Вып. XII. — С.156-169.
  • Алитова Р. Ф. Ростовская церковная архитектура XVIII века. — М.: Индрик, 2010. — 400 с.
  • Елисеева А. А. Село Вощажниково // Деревни и сёла Ярославской области. I : Переславский, Ростовский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский районы. Рыбинск, 2015. — С. 78-83.
  • Мельник А. Г. Основные закономерности в развитии каменной архитектуры Ростова и его окрестностей с середины XVIII до середины XIX в. // История и культура Ростовской земли. 2004. — Ростов, 2005. — С. 333—338.
  • Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. — М.: Искусство, 1987. — 159 с. — ISBN 978-5-91674-107-0

Ссылки

  • . Дата обращения: 24 октября 2020.
  • Виноградов А. Н., Кривулько Т. А. (2016). Дата обращения: 24 октября 2020.
Источник —

Same as Храм Троицы Живоначальной (Вощажниково)