Interested Article - Шарапова, Ирина Александровна

Ирина Александровна Шарапова (род. 12 сентября 1951 , Минск ) — российская пианистка, концертмейстер, Заслуженная артистка Российской Федерации (2005), профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова , художественный руководитель Международного фестиваля-конкурса « Три века классического романса », президент Фонда поддержки и развития молодёжного исполнительского искусства «Камерата Ирины Шараповой».

Биография

Ирина Шарапова родилась в Минске в семье поэта и переводчика Александра Яковлевича Шарапова. Мать — Раиса Михайловна Балбуцкая — литературный редактор.

Начальное музыкальное образование получила в школе-десятилетке при Белорусской консерватории и Минском музыкальном училище, окончив с отличием по классу (ученика К. Н. Игумнова).

С 1970 по 1976 обучалась на фортепианном факультете Ленинградской консерватории у , Олега Малова , . По камерному ансамблю занималась в классе , по концертмейстерскому классу — у . В 1981 окончила ассистентура-стажировку на кафедре камерного ансамбля Ленинградской консерватории под руководством .

Преподавательская деятельность началась в 1981 году на кафедре камерного ансамбля Ленинградской консерватории. С 1995 года Шарапова — доцент кафедры концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской консерватории. С 2006 года — профессор.

Концертная деятельность

Основная репертуарная сфера пианистки — вокальная музыка. В разные годы Шарапова сотрудничала с Анной Нетребко , Евгением Нестеренко, Николаем Путилиным , Юрием Марусиным , Виктором Черноморцевым , Владимиром Ванеевым , Скотом Вейром, Мауро Тромбетта, Романом Трекелем, и др.

Среди постоянных партнеров по сцене — Пётр Мигунов , Оксана Шилова, Ирина Васильева, Надежда Сердюк, Владимир Самсонов , Ирина Матаева, Сергей Романов, Жанна Домбровская , Лара Елина, Сергей Муравьёв и др.

В 1992—1995 годах Ирина Шарапова в сотрудничестве с баритоном Андреем Славным и музыковедом Наталией Энтелис осуществила цикл концертов «Антология русского романса: от Алябьева до наших дней». В 25 концертах цикла музыканты исполнили около 500 сочинений от русской классики до современных авторов (всего было представлено более 50 композиторов).

Шарапова считается непревзойденным интерпретатором камерно-вокальных произведений Р. Шумана, Р. Штрауса, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Н. Метнера. Эксклюзивная репертуарная линия пианистки — романсы композиторов «Серебряного века» (Стравинский, Прокофьев, Мясковский, Гречанинов, Черепнин, Гнесин, Щербачев, Василенко, Александров и др.).

Большое место в репертуаре Шараповой занимает музыка современных петербургских композиторов, в особенности Сергея Слонимского , Валерия Гаврилина, Бориса Арапова, Игоря Воробьева, Израиля Финкельштейна.

Михаил Бялик, характеризуя исполнительский стиль пианистки, пишет: «Её игре присуща открытая темпераментность, обостренность контрастов, волевой напор, даже властность».

Выступления пианистки проходят в концертных залах Санкт-Петербурга: Малом зале филармонии, Большом зале филармонии, Академической Капелле, Доме Композиторов Санкт-Петербурга, а также за рубежом: в Литве, Латвии, Чехии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Японии, США.

Проекты

В 90-е Ирина Шарапова осуществила свои первые концертные проекты в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова: «Музыкальная культура России XVIII—XIX веков» и «Римский-Корсаков в контексте двух эпох». С начала двухтысячных стартовали концертные проекты в Белом зале Политехнического университета, Дворце Великого князя Владимира (Санкт-Петербургский Дом Учёных РАН), Малом зале Санкт-Петербургской филармонии.

«Петербургский салон сегодня» ежемесячно проходит в Дубовом зале Владимирского дворца.

Среди филармонических проектов — популярные абонементы Малого зала филармонии: «Судьбы и роли», «Оперные герои и их жизненные истории», «Великие оперные сюжеты», «Призрак оперы», «Блестящие и великолепные. Оперные легенды». Шарапова выступает автором идеи, разработчиком и художественным руководителем программ, ведущей, исполнителем. Вокруг неё сформировалось содружество молодых музыкантов «Камерата Ирины Шараповой».

В 2003 году вместе с Еленой Гаудасинской Шарапова создала международный фестиваль «Три века классического романса». Фестиваль ежегодно проводится в Санкт-Петербурге. В рамках фестиваля каждые два года проходит конкурс вокально-фортепианных дуэтов. С 2007 года в рамках фестиваля проходит также конкурс молодых композиторов на лучший романс.

Ирина Шарапова явилась инициатором многих камерно-вокальных сочинений современных петербургских композиторов.

Педагогика

Шарапова воспитала около 250 профессиональных пианистов-концертмейстеров. Среди её учеников — Дмитрий Ефимов, Александр Селицер, Екатерина Венчикова, Светлана Коннова, Татьяна Беззубенкова, Анна Курганова, Александра Воронина, Екатерина Князева, Юлия Сыдыкбаева, Елена Гурина, Александр Ларионов, Артур Церр, Ярослава Сердобольская, Семён Заборин и др.

Член жюри международных конкурсов проекта «Дети XXI века» , Международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой художественной культуры» ; председатель жюри Международного конкурса Concert Festival.

Семья

Сын — Александр Болдачев , российский арфист, композитор, педагог, общественный деятель.

Награды и звания

Примечания

  1. Ольга Скорбященская. Нет, не в тени солиста // Вечерний Петербург. — 1993. — 10 Ноябрь.
  2. Ю. Федосеева. Концертмейстер - равноправный сотворец ансамблевой музыки // Театральная, 3. — 2001. — Ноябрь ( № 4 (801) ). — С. 2 .
  3. Одно из выступлений с солисткой Мариинского театра Анной Нетребко состоялось 16 декабря 1996 года в Малом зале им. Глинки Санкт-Петербургской филармонии (2-й концерт 17 абонемента). Аннотация к концерту см.: ЦГАЛИ СПб, Фонд Р-279, опись 9, дело 18.
  4. Программа концерта 27 июня 2012 года. (недоступная ссылка — ) . Общественный благотворительный фонд «Арт-Петербург» .
  5. от 1 ноября 2019 на Wayback Machine в афише Малого зала Санкт-Петербургской филармонии (2015).
  6. от 1 ноября 2019 на Wayback Machine в афише Малого зала Санкт-Петербургской филармонии (2013).
  7. от 1 ноября 2019 на Wayback Machine в афише Малого зала Санкт-Петербургской филармонии (2014).
  8. Михаил Бялик. Высоким слогом русского романса // Санкт-Петербургские ведомости. — 1995. — Июнь ( № 8 ).
  9. Александр Епишин. Очарование русского романса // Привет, Петербург. — 1993. — 30 Июнь ( № 24 ).
  10. Лариса Казанская. В начале славных дел // Музыкальная жизнь. — 1993. — № 21—22 . — С. 9 . — ISSN .
  11. Элеонора Фрадкина. Оправдание жизни // PRO MUSICA. — 1997. — Январь ( № 8 ). — С. 8 .
  12. О. Марченко. Возвращая дорогие имена // Журнал любителей искусства. — 1996. — Ноябрь ( № 3 ). — С. 22—27 .
  13. Юлия Рубцова. Дарим праздник! // Российская музыкальная газета. — 2002. — № 1 .
  14. Елена Тычинина. Сергей Слонимский: Нам нужно идти в народ // События и размышления. — 2009. — Октябрь ( № 5 (32) ). — С. 7—14 .
  15. Ольга Спиркова. Три века классического романса // АРТ город : Журнал. — 2004. — Июнь. — С. 86—88 .
  16. Татьяна Меликова, Ульяна Спиридонова. Три века классического романса. IV Международный фестиваль-конкурс вокально-фортепианных дуэтов // Санкт-Петербургский Музыкальный вестник. — 2006. — Август-сентябрь ( № 8—9 ). — С. 4 .
  17. Михаил Бялик. Осчастливленная музыкой // Невское время. — 2002. — 17 Август.
  18. . Дата обращения: 30 октября 2019. Архивировано из 30 октября 2019 года.
  19. . Дата обращения: 12 апреля 2023. 12 апреля 2023 года.
  20. . Дата обращения: 12 апреля 2023. 28 июня 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Шарапова, Ирина Александровна