Interested Article - Дабац, Тошо
- 2020-09-29
- 2
Тошо Дабац ( хорв. Tošo Dabac ; 18 мая 1907 , Нова-Рача , Австро-Венгрия — 9 мая 1970 , Загреб ) — хорватский фотограф , получивший признание на международном уровне . Несмотря на то, что его работы часто выставлялись и высоко ценились за рубежом, Дабац провёл почти всю свою творческую жизнь в Загребе . Он в первую очередь известен своими чёрно-белыми фотографиями уличной жизни Загреба в эпоху Великой депрессии .
Биография и карьера
Ранняя биография
Дабац родился в небольшом городке Нова-Рача , недалеко от города Бьеловар , в центральной Хорватии. После окончания им начальной школы в родном городе, его семья переехала в Самобор . Он поступил в Королевскую классическую гимназию ( хорв. Kraljevska klasična gimnazija ) в Загребе , а по её окончании — на юридический факультет Загребского университета . В конце 1920-х годов Дабац работал в австрийской кинопрокатной компании «Fanamet-Film». После её закрытия он был нанят дочерней компанией « Metro-Goldwyn-Mayer » в Загребе, где работал переводчиком и пресс-офицером для Юго-Восточной Европы в 1928—1937 годах . Бросив юридическую школу в 1927 году, Дабац стал редактором журнала «Metro Megafon» .
Самой ранней сохранившейся фотографией Дабаца является панорама Самобора, сделанная 7 марта 1925 года . Его работы впервые были представлены публике на любительской выставке, проходившей в маленьком городке Иванец в 1932 году. Новаторская галерея, принимавшая эту выставку, позже внесла свой вклад в развитие фотографии в стране, опубликовав хорватские издания европейского журнала художественной фотографии «Die Galerie» в 1933 и 1934 годах . В 1932 году Дабац начал работать профессиональным фотожурналистом в сотрудничестве с Джуро Янековичем.
Признание
Через год после первой выставки Дабаца его работы были отобраны для выставки на Втором международном салоне фотографии в Праге в 1933 году вместе с работами Франтишека Дртикола и Ласло Мохой-Надя . В том же году его фотографии выставлялись на Втором международном салоне фотографии Филадельфии, проходившем в Художественном музее Филадельфии , вместе с работами Маргарет Бурк-Уайт , Анри Картье-Брессона , Пола Аутербриджа , Ильзы Бинг и других. Куратором этой выставки был искусствовед .
Позднее Дабац работал корреспондентом различных зарубежных информационных агентств. С 1933 по 1937 год он создал серию фотографий, впервые выставленных под названием «Страдание» ( хорв. Bijeda ), но позже переименованных в «Люди с улицы» ( хорв. Ljudi s ulice ). Эта серия принесла ему репутацию искусного летописца загребской уличной жизни .
В 1937 году Дабач открыл фотостудию и женился на опереточной певице Джулии Грилл. В том же году его уличные фотографии были отобраны для Четвёртого международного салона, проводившегося в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, где его фотография «Путь на гильотину» ( хорв. Put na giljotinu ) претендовала на награду. Позже в том же году его работы были представлены на групповых выставках, прошедших в Музее современного искусства Сан-Франциско (наряду с работами Эдварда Стайхена , Брассаи , Рэя Мана , Александра Родченко и Энсела Адамса ), а также в , где ещё одна из его фотографий, «Философ жизни» ( хорв. Filozof života ), была удостоена премии. В 1938 году Дабац выиграл два ежемесячных конкурса, организованных американским журналом фотографии «Camera Craft».
В 1940 году Тошо Дабац перенес свою студию на улицу Илица , дом 17. Студия не только останется его рабочим местом на всю оставшуюся жизнь, но и вскоре станет важным местом встреч, где собрались многие видные интеллектуалы и художники Загреба . В том же году его фотография появилась на обложке номера немецкого фотожурнала «Photographische Rundschau», в котором была представлена серия фотографий Дабаца из Хорватии.
После Второй мировой войны Дабац присоединился к Ассоциации художников Хорватии ( хорв. Udruženje likovnih umjetnika Hrvatske или хорв. ULUH ). В 1945 году он провёл месяц, делая фотографии в Истрии и одновременно ведя дневник, в котором описывал послевоенное состояние региона. В 1946 году он продолжил снимать природные и культурные достопримечательности вдоль далматинского побережья, от Истрии до Дубровника .
В последующие годы Дабац регулярно публиковался в журнале «Jugoslavija», а также сделал серию фотографий средневековых скульптур и фресок, туристических объектов и летних домов Дубровника. Он также работал фотографом на многих выставках, в том числе и промышленных , где участвовали югославские компании (в Торонто в 1949 году, в Чикаго в 1950 году, в Москве в 1958 году и на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе). В 1952 году его работы были показаны на международной выставке в Люцерне, наряду с другими мастерами, такими как Ричард Аведон , Сесил Битон , Анри Картье-Брессон , Роберт Франк и Андре Кертес .
Поздняя биография
В 1960 году работы Дабаца были представлены на международной выставке, которая с тех пор приобрела культовый статус, «Das menschliche Antlitz Europas», наряду с работами Роберта Капы , Вернера Бишофа , и других. В 1965 году его фотографии участвовали в выставке Карла Павека «Was ist der Mensch?». В 1966 году Дабац был награждён премией Владимира Назора , присуждаемой хорватским Министерством культуры за самые высокие достижения в изобразительном искусстве , за его фотографии стечек . Позже, в том же году, он получил ежегодную премию и диплом о жизненных достижениях Югославского фотографического союза ( хорв. Fotosavez Jugoslavije ). В 1967 году Дабац стал наставником .
Дабац работал для многих международных издательств, включая , Encyclopædia Britannica , Alber Müller Verlag из Цюриха , Hanns Reich Verlag из Мюнхена и другие. Его фотографии использовались как в местных, так и в зарубежных энциклопедиях. Он также был автором или участвовал в создании многих фотоальбомов городов и регионов Хорватии и Югославии. Дабац был членом нескольких национальных и международных фотографических организаций; с 1953 года он был членом Фотографического общества Америки . Он стал почётным членом Королевского фотографического общества Бельгии (CREPSA), Голландского салона FOKUS.
Память
Тошо Дабац умер 9 мая 1970 года в Загребе и был похоронен на кладбище Мирогой .
В 1975 году Фотоклуб Загреба ( хорв. Fotoklub Zagreb ) учредил ежегодную премию его имени, присуждаемую хорватским фотографам за самые высокие достижения в этой области .
Наследие Дабаца, состоящее из почти 200 000 негативов, хранится в архиве Тошо Дабака, расположенном в его бывшей студии. В марте 2006 года архив был приобретён городом Загреб и в настоящее время находится в ведении загребского Музея современного искусства .
Примечания
- Toso Dabac // (нидерл.)
- (нидерл.)
- Tošo Dabac // (хорв.) — 1983.
- ↑ , Dabac, Tošo // (хорв.) — LZMK , 1999. — 9272 с. — ISBN 978-953-6036-31-8
- ↑ Dabac, Tošo // (хорв.) — 2009.
- Dabac, Tošo // (хорв.) — LZMK , 2009.
-
↑
Kostelnik, Branko (2007-11-24).
(хорв.)
.
Jutarnji list
.
из оригинала
2 мая 2014
. Дата обращения:
2 августа 2019
.
{{ cite news }}
: Неизвестный параметр|subtitle=
игнорируется ( справка ) - ↑ (англ.) . Culturenet.hr (9 января 2009). Дата обращения: 2 августа 2019. 3 марта 2016 года.
- ↑ (хорв.) . The Badrov Gallery. Дата обращения: 2 августа 2019. Архивировано из 3 марта 2012 года.
- ↑ (хорв.) . Blur Magazine. Дата обращения: 2 августа 2019. Архивировано из 7 декабря 2013 года.
- Bajlo, Ivan (хорв.) . Svijet-Fotografije.com. Дата обращения: 2 августа 2019. Архивировано из 14 марта 2012 года.
- (англ.) . . Дата обращения: 2 августа 2019. Архивировано из 20 февраля 2012 года.
- . en:Vladimir Nazor Prize winners 1959–2005 (хорв.) (DOC). Croatian Ministry of Culture . Дата обращения: 2 августа 2019.
- (хорв.) . Gradska groblja Zagreb. Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано из 28 сентября 2011 года.
-
Pavleković, Nikolina (2009-04-29).
(хорв.)
. Javno.hr.
из оригинала
2 мая 2009
. Дата обращения:
2 августа 2019
.
{{ cite news }}
: Неизвестный параметр|subtitle=
игнорируется ( справка ) - (англ.) . msu.hr . Museum of Contemporary Art Zagreb. Дата обращения: 2 августа 2019. 28 мая 2019 года.
Ссылки
- на Culturenet.hr
- 2020-09-29
- 2