Interested Article - Кинамо
- 2021-06-27
- 1
Кинамо ( нем. Kinamo ) — ручной киносъёмочный аппарат , с 1921 году выпускавшийся в Германии компанией ICA AG . Сконструирован Эмануэлем Гольдбергом и считается самой маленькой из когда-либо выпущенных кинокамер, рассчитанных на 35-мм киноплёнку . С 1921 по 1926 год выпускался компанией ICA в Дрездене под названием «Ica Kinamo», а после слияния Zeiss, Krupp-Ernemann и ICA в единый концерн Zeiss Ikon , переименован в «Kinamo N 25», и производился до 1934 года. Благодаря удобству и компактности, камера получила распространение на студиях кинохроники , в том числе в СССР .
Историческая справка
«Кинамо» стала самой компактной из ручных кинокамер своей эпохи, обладающих минимальным набором свойств, достаточных для успешной хроникальной киносъёмки. Так, выпущенная в том же 1921 году более компактная «Дебри-Септ» с пружинным приводом вмещала всего 5 метров киноплёнки, позволяя отснять лишь несколько секунд материала . «Кинамо» получила приставной пружинный привод лишь три года спустя, но даже без него длительность непрерывной съёмки превышала минуту . Ещё одним достоинством была кассетная зарядка, позволявшая быстро перезаряжать камеру даже при ярком солнечном свете. Киноплёнка заряжалась в кассету полуторного типа, располагавшуюся внутри разъёмного корпуса.
Однако, несмотря на передовую для своего времени конструкцию, занять в истории киноаппаратостроения более заметное место камере «Кинамо» было не суждено: выпущенный в 1925 году в США киносъёмочный аппарат « Аймо » превосходил немецкий аналог по всем параметрам. 30-метровые бобины с киноплёнкой позволяли снимать дольше, а револьверная головка с тремя сменными объективами давала кинооператору большую свободу выбора съёмочной точки . Американская камера быстро стала де-факто стандартом у кинохроникёров всего мира, хотя «Кинамо» ещё долго исправно служила в новостных студиях.
Особенности конструкции
Камера собрана в литом корпусе из магниевого сплава. Корпус, покрытый чёрным кожзаменителем , имел традиционную для первых камер ящичную форму и состоял из двух половин, соединяемых замком . Одна половина содержала привод и телескопический визир , а другая — лентопротяжный механизм с кассетой и объектив . Ёмкость кассет базовой модели N 25 составляла 25 метров, а более компактной N 15 — соответственно 15 метров. Перезарядка производилась при разъединённых половинах корпуса. Киноплёнка перемещалась односторонним однозубым грейфером без контргрейфера и двумя зубчатыми барабанами. Дисковый обтюратор с постоянным углом раскрытия 180 градусов обеспечивал выдержку в 1/32 секунды при стандартной для немого кинематографа частоте киносъёмки 16 кадров в секунду.
Ручной привод позволял осуществлять как обычную киносъёмку, так и покадровую, для чего на корпусе имелись два разных гнезда под рукоятку. В самой совершенной модели «Универсал» было предусмотрено 4 гнезда — одно для покадровой съёмки, и три для съёмки с разной частотой: 16, 24 и 32 кадра в секунду, которые достигались вращением ручки со скоростью 2 оборота в секунду. Фокусировка объектива производилась от 0,9 метра до «бесконечности» по шкале расстояний, которая отображается в поле зрения видоискателя , позволяя переводить резкость непосредственно во время съёмки. На первых выпусках «Кинамо» объектив « Zeiss Tessar » 40 мм/f 3,5 крепился жёстко, не допуская замены. На более поздних камерах Zeiss Ikon предусмотрен байонет с накидной гайкой, в который устанавливался более светосильный объектив «Zeiss Tessar» 40 мм/f 2,7. Кадрирование производилось с помощью телескопического видоискателя типа «Ньютон». Кроме него камера снабжена откидным рамочным визиром.
Модификации
- Kinamo N 25 (ICA, 1921—1926):
Жёстковстроенный объектив «Zeiss Tessar» 40 мм/f 3,5. Запас киноплёнки 25 метров.
- Kinamo N 15 (ICA, 1921—1926):
Жёстковстроенный объектив «Zeiss Tessar» 40 мм/f 3,5. Запас киноплёнки 15 метров.
- Kinamo Universal (ICA, 192?—1926; Zeiss Ikon, 1926—193?):
До 1926 года жёстковстроенный объектив «Zeiss Tessar» 40 мм/f 3,5, а после сменный «Zeiss Tessar» 40 мм/f 2,7. Запас киноплёнки 25 метров и 4 скорости ручного привода.
- Kinamo Zeiss Ikon N 25 (Zeiss Ikon, 1926—193?):
Сменный объектив «Zeiss Tessar» 40 мм/f 2,7. Запас киноплёнки 25 метров и две скорости ручного привода.
- Kinamo S 10 (Zeiss Ikon, 1929—1936)
16-мм версия «Кинамо» с объективом «Zeiss Tessar» 15 мм/f 1:2,7. Ёмкость кассеты 10 метров. Перед войной эта модель послужила основой при разработке первой советской любительской кинокамеры .
-
Вид с правой стороны камеры
-
Объектив Tessar 40 мм/f 3,5
-
Откидной рамочный видоискатель
-
«Кинамо» с принадлежностями
-
Кассета в гнезде аппарата
Точное количество выпущенных камер неизвестно, однако серийные номера (начинающиеся на 60 000 на ранних камерах и заканчивающиеся на 85 000 на поздних) позволяют предположить тираж в 7—8 тысяч экземпляров.
Применение
За счет невероятной компактности и простоты управления, камера очень быстро стала популярной в документальном кино и даже у кинематографистов авангардных направлений, таких, как например, Ласло Мохой-Надь . Одним из самых известных почитателей «Кинамо» стал Йорис Ивенс .
Рынок любительского кино, на который рассчитывали разработчики, не оправдал ожиданий, особенно после запуска в 1923 году «Кодаком» производства 16-мм киноплёнки и быстро ставшей популярной аппаратуры для неё. Камера этого формата «Filmo» компании Bell & Howell , составила серьёзную конкуренцию, которой не смогла противостоять даже 16-мм версии «Kinamo S 10» . Несмотря на это, «Кинамо» с успехом применялась для хроникальных съёмок, приняв участие во Второй мировой войне .
Примечания
- . Сайт кино и видеотехники XX века. Дата обращения: 23 июля 2018. 23 июля 2018 года.
- . Livejornal . Дата обращения: 25 июля 2018.
- ↑ Michael K. Buckland. (англ.) . Дата обращения: 23 июля 2018. 3 апреля 2020 года.
- ↑ Dom Jaeger. (англ.) . Cinematography (7 октября 2010). Дата обращения: 23 июля 2018. 23 июля 2018 года.
- , с. 21.
- , с. 66.
- (англ.) . «Motorenhalle». Дата обращения: 29 июля 2018. Архивировано из 20 октября 2014 года.
- (англ.) . Collecting Movie Cameras. Дата обращения: 23 июля 2018. 14 апреля 2021 года.
Литература
- Евгений Музруков. № 5 . — С. 20—25 . — ISSN . // «Братишка» : журнал. — 2013. —
- Ю. Прокопцев. Наука и жизнь » : журнал. — 2001. — № 6 . — С. 64—66 . — ISSN . // «
Ссылки
- 2021-06-27
- 1