Чешская академия наук и искусств
- 1 year ago
- 0
- 0
Че́шская шко́ла в шахматной композиции — направление, одним из основных правил которого считается красота: изящество построения, оживлённая игра на протяжении всего решения, неожиданно возникающие правильные маты (паты) . Кроме того, на доске не должно быть лишних фигур, все фигуры (особенно белые) должны быть задействованы. Качество задачи оценивается не сложностью авторского замысла и не чёткостью цели ходов, а эмоциональным воздействием задачи на решателя — принцип, заимствованный у импрессионистов .
Основой произведений чешской школы является правильный мат , которым заканчиваются несколько вариантов (как правило, 3).
Датой основания школы считается 1869 год, когда чешский журнал « » опубликовал большую теоретическую работу «Краткий трактат о шахматной задаче» чешского художника Антонина Кёнига. В этой статье Кёниг описал подход к задаче: «это не ребус, не загадка, не объект для тренировки пытливого ума, а произведение искусства, которое должно удовлетворять определённым художественным принципам». Впервые было высказано положение, легшее в основу школы — интерес представляют не только идеи, относящиеся к процессу игры, но и идея конечного положения, красивого правильного мата.
В 1887 году опубликован первый сборник задач чешских авторов, состоящий из 320 композиций. Составитель, Й. Поспишил , в предисловии к сборнику изложил общие принципы современной ему шахматной композиции, в том числе дал подробную характеристику идей чешской школы. С точки зрения Поспишила шахматную задачу необходимо рассматривать с трёх различных сторон: как продукт шахматного творчества, как произведение искусства и как объект решения.
Следующий этап развития чешской школы, известный как эра Хавеля (1-я половина XX века ), отмечен публикациями проблемистов, обладавших высокой техникой составления задач — М. Хавеля , 3. Маха , , , и других.
Задачи чешской школы широко публиковались в печати, проводились регулярные конкурсы, чешские композиторы в участвовали в международных конкурсах. Было выпущено более 60 сборников задач. Все это способствовало развитию и укреплению позиций чешской школы.
В чешской школе выделяют несколько стилей:
Кроме упомянутых проблемистов, сторонниками чешской школы в других странах являются И. Шель (Норвегия), А. Акерблом и Й. Фридлизиус (оба — Швеция), Ф. Рдух (Румыния) и другие.
Российские и советские проблемисты — А. Галицкий , Л. Куббель , М. Тронов, С. Левман , А. Немцов , С. Крючков , Г. Лободинский , Л. Лошинский , В. Брон , А. Гуляев , 3. Бирнов , Р. Кофман , Е. Фомичёв .
Идеи чешской школы (преимущественно в части представления игр в эхо-вариантах) проникли и в область этюда. Известные этюдисты: Й. Фритз , Л. Прокеш , Пахман, Хавель, Моравец, О. Дурас .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
1.Лс5!
(∼ 2.Фd2+)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
1.Лf5!
(∼ 2.Ке6+)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Тематические
ложные следы
: 1. К:с6? Cf2! и 1. С:с6? h1Ф!
Решает
1.Лg5!
с угрозой
2.Лg8
и
3.Cd7#
— правильный мат со связкой,
Согласно принципам чешской школы, игра должна быть разнообразной, что достигается наличием трёх тематических вариантов; при меньшем числе вариантов остаётся впечатление незаконченности, при большем — требуются дополнительные фигуры. Варианты могут заканчиваться различными или схожими матами (см. Эхо (шахматы) ).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
1.Ле3! f5 2.Фb5 С:е8 3.Cd5#
и
Основной жанр современных чешских задач — трёхходовка ; чешская двухходовка практически исчерпала свои возможности. Соблюдение эстетических норм чешской школы в многоходовке , которая мало разработана, требует высокой техники исполнения авторских замыслов. Стремление к экономии шахматного материала приводит к росту числа миниатюр в творчестве чехословацких авторов.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
1.Кb6! Кр:с5 2.Крb7 Крb4 3.Лd3 Крс5 4.а3 Крb5 5.Лd5#
,
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
1.Kpf7! Kd6+ 2.Кре6 Кb7 3.Се4! Л:е4 4.Kpd5 Лb4 5.Крс6 Kd6 6.Сс5
или