Иванов-Вано, Иван Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Петрович Караваев (1846—1921) — мастер , известный прежде всего в связи с дымковской игрушкой . Лауреат серебряной медали Казанской научно-промышленной выставки 1890 года.
Родился в 1846 году в слободе Дымково , города Вятка в семье сезонных рабочих — штукатуров. О первых годах своей работы Иван Петрович вспоминал следующее:
«Все в нашем роду, начиная с прадеда и кончая мной были штукатурами. С 12 лет я начал работать наравне со взрослыми и к 16 годам работал уже самостоятельно — стоял на стенке, делал глади и тянул карнизы. Жили не важно: что летом прирабатывали, то за зиму проедали. Когда я был уже 18-летним парнем, мне пришло в голову из алебастра делать игрушки. Первое время я вылепил из глины несколько „поток“ (птичек) и по ним отлил из гипса формы, а в формах уже стал делать детские игрушки. Игрушки выходили очень хорошие. Раскрашивал я их частично: у животных — ушки, глазки да мордочки. В остальном игрушки оставлял белыми »
Этот промысел, начатый в 1840 году, приносит Ивану Петровичу успех . Первые формы для отливки он делает самостоятельно, на основе глиняных фигурок, позже он начинает использовать готовые формы, купленные за границей . Новому ремеслу он обучил своих родственников — брата жены К. И. Исупова и А. Ф. Пестова и И. С. Мартынова, приходившихся ему зятьями. Мужчины занимались формовкой изделий, а их жёны (Л. Н. Исупова, А. И. Пестова) — раскрасчицами .
В 1888 года была напечатана [ где? ] , заметка, полностью посвященная гипсовой мастерской Караваева, рассказывающая и о дымковском игрушечном промысле в целом.
В 1890 году на Казанской научно-промышленной выставке, где был организован целый отдел вятских кустарных промыслов Караваев получает серебряную медаль «за правильное изготовление гипсовых жанровых фигур и отличную окраску их». Кроме работ мастерской Караваева там экспонировались глиняные игрушки трех мастериц: Натальи Антоновны Микулиной, Авдотьи Андреевны Швецовой и Аграфены Тимофеевны Лаженицыной.
В 1894 году он также получает медаль нижегородской ярмарки .
После революции Караваева хотели раскулачить, однако вятский художник Алексей Иванович Деньшин пишет письмо в Москву, где доказывает что Иван Петрович занимается самостоятельной кустарной деятельностью и не использует наёмный труд . Впрочем, в книгах, посвящённых дымковской мастерице Анне Афанасьевне Мезриной , снимавшей у Караваевых флигель, он описан как классический кулак - эксплуататор .
Неграмотный Караваев за свою жизнь создал до 12 000 форм для отливки различных художественных и наглядных учебных пособий из гипса. В число их входили: типы и расы различных народностей, художественные фигуры — «Рахиль», «Ревека», «Соломея», «Мефистофель», «Геркулес», бюсты великих ученых, поэтов, композиторов, гоголевские и горьковские типы, коллекции домашних животных, зверей, птиц, орнаменты для рисования и многое другое .
Внуки Ивана Караваева — Василий и Владимир Мартыновы изготавливали обелиски, стоящие в различных районах Кировской области . В частности их работой является постамент под танк Т-34, стоящий на Октябрьском проспекте города Кирова .
Начатое Иваном Петровичем производство было продолжено сначала в Ждановском райпромкомбинате, а затем в Дымковском отделении Кировской фабрики игрушек. Часть работ Караева в настоящее время экспонируется в музее Кировской фабрики игрушек «Весна» .