Interested Article - Имя потерпевшего — Никто
- 2020-04-11
- 1
«И́мя потерпе́вшего — Никто́» — детективный роман Александры Марининой , опубликованный в декабре 1996 года.
История создания
По словам писательницы, сюжет был навеян фильмом Люка Бессона « Леон »:
Сидела, смотрела, наблюдала как складываются отношения киллера средних лет и маленькой девочки. «А вот интересно было бы посмотреть на ситуацию обратную», — подумала я, –«К примеру, есть древняя, жесткая, хитрая старуха и молодой наркоман…»
Сюжет
Таня Образцова согласилась переехать из Санкт-Петербурга к своему мужу Владиславу Стасову в Москву , но для этого ей надо разделаться с делом об убийстве старухи Бахметьевой. С ней связывается Настя Каменская , которая, расследует в Москве убийство супругов Шкрабуль и убеждена, что их убили из-за ценностей, которые припрятал когда-то расстрелянный икорно-бриллиантовый король Сергей Бахметьев — первый муж Елены Шкрабуль и сын старухи Бахметьевой. Два дела сливаются в одно, и Таня просит Настю приехать в Питер.
О персонажах
Лингвист Мария Завьялова уделяет внимание гендерному аспекту романа: «В повести „Имя потерпевшего — Никто“ две героини, обе работают, и кто чем хочет, тот тем и занимается. … Татьяна Образцова пишет детективные романы, а Ирочка Милованова работает экономкой в ее доме. Интересно, что книги Марининой имеют самые большие тиражи в детективном жанре. Тут, очевидно, причиной дефицит справедливости в обществе, но справедливость у Марининой особенная. За сюжетом чувствуется автор-демиург, или скорее богиня-мать, выносящая свои приговоры, и справедливость эта весьма особенная, не патриархатного толка. »
Г. Пономарёва также обращает внимание на гендерный аспект: «В детективах А. Марининой женские персонажи превосходят мужские не только числом, но и разнообразием характеров. В произведениях Марининой женщина не столько страдательная сторона, не столько жертва, сколько активный субъект, организующий обстоятельства, а не подчиняющийся им. Таковы образы „преступниц“ Киры Шевченко („Шестёрки умирают первыми“), Натальи Цукановой („Светлый лик смерти“), Регины („Игра на чужом поле“), Софьи Илларионовны („Имя потерпевшего никто“) и т. д. »
Отзывы и критика
Ольга Кушлина подошла к творчеству Марининой со стороны «квартирного вопроса»: исследуя описания жилищных условий разных персонажей марининских детективов, их прямые и косвенные высказывания на эту тему, Кушлина пришла к выводу, что жилищная проблема не чужда и самой писательнице.
В повести "Имя потерпевшего — никто" возникла тема квартирного обмена, продажи, маклерской мафии... У читателей забрезжила надежда: неужели получилось? Сдвинулось с мертвой точки? Мы так исправно помогали любимой писательнице все эти годы... И вот, наконец, в двухтомнике "Мужские игры" появилась тема ремонта. Ура! Свершилось.
Экранизации
Экранизирован в пятом сезоне сериала " Каменская " (режиссер Антон Сиверс).
Примечания
- от 11 февраля 2017 на Wayback Machine Служба новостей Ugranow, 10 июня 2014
- Мария Завьялова от 14 февраля 2017 на Wayback Machine „ Независимая газета “, 21.09.2000
- Пономарёва Г. Женщина как „граница“ в произведениях Александры Марининой // Пол. Гендер. Культура (немецкие и русские исследования). — М. — 1999. — С. 181—191.
- Ольга Кушлина от 14 февраля 2017 на Wayback Machine « Русский Журнал »
Ссылки
- 2020-04-11
- 1