Айдаров, Алексей Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Равиль Сайярович Айдаров ( тат. Равил Сәйяр улы Айдаров ; род. 9 августа 1950 , Арск , Арский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский архитектор , художник . Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2021), (2005).
Равиль Сайярович Айдаров родился 9 августа 1950 года в Арске . Отец — Сайяр Ситдикович (р. 1928), архитектор; мать — (урожд. Каримова, р. 1928), биолог . Младший брат — Ильяс (р. 1956), художник . В детстве вместе с семьёй переехал в Казань , где окончил среднюю школу № 96, также занимался в художественной школе № 1, увлекался рисованием, физикой, играл на саксофоне .
В 1967 году поступил на архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института , который окончил в 1972 году . В 1973—1986 годах занимал пост главного архитектора Вахитовского района . Одновременно, в 1979 году окончил аспирантуру при Казанском филиале Академии наук СССР , но приостановил работу над диссертацией, сосредоточившись на текущей проектно-творческой деятельности . В дальнейшем являлся главным художником Казани (1986—1990), затем начальником городского управления Госархстройконтроля (1990—1991) . В 1991 году основал одну из первых в Казани архитектурную творческую мастерскую «АРТЭП», став её директором . Активно участвовал в конкурсных проектах, выступил автором архитектурного решения ряда построенных объектов в Казани, среди которых — комплекс зданий торгового центра «Савиново» на на проспекте Хусаина Ямашева , административное здание компании «МЭЛТ», жилые комплексы по улицам Академика Завойского и Тази Гиззата ; также активно работал в других городах и за рубежом .
Сменив сферу деятельности, в 2004 году стал доцентом кафедры изобразительных искусств Казанского государственного архитектурно-строительного университета . Преподаёт академический рисунок и живопись, поддерживает развитие у студентов собственной творческой манеры, уделяет внимание их будущей самореализации и пути к профессии . В годы работы архитектором и художником заинтересовался деревянной застройкой исторической части Казани в условиях её грядущего уничтожения по программе ликвидации ветхого жилья, в связи с чем занимался фотофиксацией архитектурного облика домов, собрав большой материал по городскому деревянному зодчеству . В 2009 году защитил диссертацию на тему «Архитектурно-пространственная организация деревянной застройки Казани второй половины XIX — начала XX вв.» под научным руководством Е. И. Прокофьева , получив учёную степень кандидата архитектуры . По словам Ф. М. Забировой , диссертация Айдарова стала «ответом на многие актуальные вопросы изучения деревянного зодчества Казани», и в дальнейшем она была переиздана в виде отдельной книги . В 2015 году назначен профессором Института архитектуры и дизайна КГАСУ .
Одновременно с фотографированием деревянной архитектуры Казани, занялся её воссозданием в рисунке по сохранившимся чёрно-белым историческим открыткам, чтобы творчески «оживить» как индивидуальные деревянные, так и многоквартирные дома, их интерьеры, а также городскую атмосферу той эпохи — ярмарочные площади, мечети, медресе, сыроварни, бани, гостиницы, рестораны, корчмы, кинотеатры, мельницы, мосты, выставочные комплексы, парки и сады с эстрадами и павильонами . Своими учителями считает и , за годы работы овладел различными видами и техниками живописи и графики , работает с маслом , гуашью , акварелью . Достигнув наибольшего успеха в жанре архитектурной графики, преимущественно работает с акварелью, считая её более точным и поэтому сложным жанром . Каждая композиция отличается проникновенностью и правдивостью, точной передачей архитектурного облика и пропорций зданий, будучи выполненной в строгих цветовых сочетаниях, просто и непритязательно, но одновременно с проникновением в самую суть запечатляемого объекта с тонкой передачей малейших деталей .
В дальнейшем предпринял ряд экспедиций по малым городам и сёлам Татарстана в целях натурного изучения наследия и традиций сельского деревянного зодчества, результатом чего стала серия акварелей с детальным изображением различных типов деревянных домов и деталей их декоративного убранства . Итогом многолетней работы стала серия из семи книг по деревянной архитектуре Татарстана, выпущенная в соавторстве с женой Г. Н. Айдаровой . Во время служебных командировок творческих поездок за границу также не оставлял занятий акварелью, став автором множества видов различных городов Испании , Италии , Болгарии , Франции , Германии , США , Греции , Турции , Египта , их архитектурных ансамблей, соборов, мечетей, улиц и древностей . Значительное место в творчестве Айдарова также занимает природный пейзаж, в котором он запечатлел Чёрное , Красное , Средиземное , Эгейское моря , Индийский океан , речные просторы Волги , лесные виды окрестностей Казани . Неоднократно принимал участие во многих всероссийских и международных выставках, в Казани также состоялся ряд его персональных экспозиций .
Является членом Союза архитекторов России и , . В 2021 году удостоен почётного звания заслуженного работника культуры Российской Федерации . В 2022 году получил учёное звание профессора в области искусства . В 2016 и 2023 годах выдвигался на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая за свои книги об архитектуре в акварели .
Жена — Галина Николаевна (р. 1947), профессор Казанского государственного архитектурно-строительного университета . Познакомились в 1967 году во время учёбы, поженились в 1972 году . Сын — (р. 1973), архитектор . В своём загородном доме создал своеобразный этнографический музей, собрав большую коллекцию дверных ручек, швейных машинок, маслобоек, икон, самоваров, кумганов, различных предметов как древнего, так и современного человеческого быта .