Interested Article - Философия в Белоруссии

Философия в Белоруссии — философская мысль ( філасофская думка ), возникшая на исторической территории Белоруссии. Сложный процесс формирования духовной культуры Белоруссии приводил к тому, что белорусские философы писали свои тексты на языках доминирующих народов ( полілінгвізм ): польском ( Нарбут ) и русском ( Грицанов , Манеев ), что позволяет рассматривать таких мыслителей как в контексте белорусской, так и соседних культур.

Проблемы изучения

Проблемы изучения философии Белоруссии связаны с условиями ее формирования :

  • существование белорусских земель в разных геополитических образованиях
  • отсутствие единого языка
  • развитие в поликонфесиональном и мультикультурном пространстве

В связи с этим можно сказать, что предмет истории философии Белоруссии является достаточно широким, выходит за территориальные и языковые рамки собственно "белорусскости" и включает в себя всё значимое для белорусской культуры, что так или иначе было воплощено в различных формах интеллектуальной деятельности.

История

Евфросиния Полоцкая

Средневековье

Возникновение философии на белорусских землях неотрывно связано с появлением письменности. Культурное и интеллектуальное влияние Византии , происходившее как посредством Христианизации , так и посредством введения письменности, привнесло не только интеллектуальное наследие Отцов Церкви , но и достижения древнегреческой философии. Интеллектуальная доминация, возникшая на основе синтеза платонизма, аристотелизма и философии Отцов Церкви, приобрела свои особенности в регионе благодаря фигурам Евфросинии Полоцкой и Кириллы Туровского . Данный период характеризуется доминированием христианской проблематики, где не последнее место занимала критика язычества и греческой философии.

Эпоха Возрождения

Василий Тяпинский

Эпоха упадка Средневековья ( Ренессанс ), которая прежде всего связана с югом Европы и локализуется в Италии, оказала влияние на региональную традицию мышления. Доминантой этого периода является раскрепощение светскости, а также сочетание философских и социально-политических идей, что было не характерно для расцвета Средневековья. Наиболее ярким представителем эпохи Возрождения в локальной традиции является Франциск Скорина , который перевел и издал Библию, а также написал для нее предисловие и некоторые комментарии. Безусловным достижением Возрождения на этой территории являются Статуты Великого княжества Литовского .

Эпоха Реформации

Философия позднего Ренессанса ( Реформация ) проявилась в двух чрезвычайно существенных для региональной традиции мышления позициях. Первая позиция заключалась в переводе религиозной литературы на местный язык, особенным вниманием наделяется концепт «свободы» ( Симон Будный , Василий Тяпинский , Андрей Волан ). Вторая позиция заключалась в расцвете полемической литературы, где мыслители в форме диспута пытались обнаружить точки совпадения и разъединения многих конфессий региона ( Мелетий Смотрицкий , Стефан Зизаний , Афанасий Филиппович, Пётр Скарга , Ипатий Поцей , Иосиф Рутский ).

Титульный лист книги Т. Билевича «Рациональная философия ...», 1675 г

Контрреформация и вторая схоластика

Реформация, ставшая основной опасностью католицизма в Европе породила орден Иезуитов , который боролся с еретиками с помощью латинского образования и мышления. Приобретя авторитет в Европе, орден Иезуитов начал распространять свою деятельность дальше на восход. Создав наиболее разветвленную систему образования, Иезуиты стали основной образовательной силой региона. С этим связана актуализация латинского языка в философской и научной жизни, а также возвращение средневековой религиозной проблематики, что проявилось в феномене Второй схоластики ( Матей Сарбевский , А. Коялович, Т. Билевич и др.).

Эклектика

Изменение интеллектуальной парадигмы в Европе (когда авторитетное первенство от университетских профессоров перешло к интеллектуалам, которые ранее стояли на маргинесе философской жизни ( Декарт , Спиноза , Лейбниц )) породило в местном контексте попытку синтеза университетской схоластики с приобретениями нового философского течения (А. Скаульский, С. Шаурский и др.).

Просвещение

Костёл Св.Иоаннов и Большой двор Виленского университета (1840-1850-е)

Эпоха Просвещения , как и другие философские эпохи, в местном контексте также приобретала периферийные черты. Появилась как реакция на интеллектуальный вызов нового философского направления, главной фигурой которого был Иммануил Кант . Центром просвещения стал Виленский университет , в стенах которого схоластические достижения университетской науки соединялись с изучением позитивной науки. В отношении нового философского течения профессура разделилась на критиков (Бенедик Дабшевич, Анджей Снядецкий , Анёл Довгирд ) и последователей (И. Быховец, Ю. Галуховский).

Романтизм

Разделы Речи Посполитой , а также закрытие Виленского университета привели к "растеканию" региональной традиции мышления в интеллектуальные центры Российской Империи ( Варшава , Петербург , Москва ). Это же стало причиной изменения пути проникновения философских актуальных течений в периферийное пространство региона. На этот раз проникновение происходило не через Запад, но через Россию. Яркими представителями романтизма являются Адам Мицкевич , Ян Чечот , Ян Борщевский , В. Дунин-Марцинкевич . Как и везде, местный романтизм с вниманием относиться к фольклору, эксплуатирует тему народных поверий, а также обращается к национальной проблематике (возврат литвинизма).

Социально-демократический период

Актуализация социально-демократической проблематики в Европе приводит к появлению этого течения и в местном ареале. Посредничество снова происходит через Петербург и Москву. Популярность приобретают темы свободы и социального равенства. В то же время, отличительной чертой является стремление к национальной общности с освобождением, что создает условия для развития не чистой социальной проблематики, а антиколониального мышления ( Кастусь Калиновский , Ф. Богушевич , Игнат Абдиралович ). Тот же постколониальной вектор обусловил окончательное сепарированное дробление региональной интеллектуальной традиции на ряд национальных, а именно Польской, Белорусской, Литовской и Украинской.

Стоит добавить, что ряд ученых, мыслителей и философов также стали считать себя частью общерусской традиции, хотя исследовали региональную проблематику ( Адам Мицкевич , Михаил Осипович Коялович и др.).

Белорусская советская философия

Институализация белорусской философии началась в 1921 году после открытия Белорусского государственного университета , при котором существовал факультет общественных ( грамадскіх ) наук. В советский период белорусская философия развивалась под сильным влиянием марксизма , целью которого было преобразование мира ( пераўтварэнне свету ) и построение коммунистического общества ( грамадства ). Средством этого преобразования является классовая борьба ( класавая барацьба ) и революция ( рэвалюцыя ). C 1931 года отсчитывает свои историю белорусский Институт философии ( Інстытут філасофіі ) . В 1973 году появилось Белорусское философское общество ( Беларускае філасофскае таварыства ) как отделение Философского общества СССР .

Современная философия Беларуси

Современная белорусская философия неотъемлемо связана с белорусской советской философией: интеллектуальные разделы и фокусирование проблематики напрямую связаны с институциональным делением белорусской советской философии.

После развала СССР большинство исследователей находились в растерянности: одна часть должна была и дальше "паразитировать" на советском варианте марксистской философии (затем это направление вылилось в государственную белорусскую идеологию), а другая вынуждена была искать новые пути развития философской мысли.

Институт философии сконцентрировался на белорусском контексте, а именно на более основательном исследовании белорусской интеллектуальной традиции. Этот вектор породил такие интеллектуальные течения в белорусской философии как "философию пограничья" ( Игорь Бобков ) и этнокосмологию (Сергей Санько).

В рамках образовательной парадигмы кафедральное разделение закрепилось в более прочное, университетское. Был создан Европейский гуманитарный университет, который сконцентрировался на исследованиях в русле современной европейской философии ( Владимир Фурс , Татьяна Щитцова, Ольга Шпарага и др.) (Западный вектор штудии), а Белорусский государственный университет приоритет отдал философии науки и восточному вектору штудии.

Помимо институционального пространства философии в Белоруссии, национальное возрождение вытолкнуло на поверхность отличительную форму мышления - Белорусскую философию, особенностью которой является исследование местного контекста, пристальное внимание к истории философии региона, а также белорусский язык как основной инструмент мышления ( Валентин Акудович , Игорь Бобков , Петр Рудковский и др.).

Примечания

  1. Галина Малыхина, Иван Габрусь, Наталья Кутузова, Владимир Миськевич. История философской мысли Беларуси. — 2017. — ISBN 9785040115495 .
  2. . Дата обращения: 29 июля 2017. 29 июля 2017 года.

Литература

  • Подокшин С. А. Скорина и Будный: Очерк философских взглядов. — Минск: Наука и техника, 1974. — 176 с.
  • Подокшин С. А. Философская мысль эпохи Возрождения в Белоруссии: От Ф. Скорины до Симеона Полоцкого / АН БССР, Ин-т философии и права. — Минск: Навука i тэхніка, 1990. — 288 с.
  • Падокшин С. А. Філасофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi: Ад Францыска Скарыны да Сімяона Полацкага. — Мн., 1990.
  • Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии (до 1917 г.). 1973.
  • Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии (Дооктябрьский период). 1977.
  • Myśl białoruska XX wieku. Filozofia, religia, kultura (Antologia), opr. J. Garbiński (польск.), Варшава, 1998.

Ссылки

Источник —

Same as Философия в Белоруссии