Полторацкий, Николай Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Виктор Александрович Полторацкий (1949—1985) — советский композитор, пианист, член Союза композиторов, один из основателей Государственного Камерного оркестра « Виртуозы Москвы ».
Происходил из дворянского рода Полторацких . Его прапрадед Марк Фёдорович Полторацкий в правление императрицы Елизаветы Петровны получил потомственное дворянство и возглавил Придворную певческую капеллу .
Первым педагогом была мать, пианистка, заслуженный педагог Грузинской ССР — Татьяна Викторовна Полторацкая. С 5-летнего возраста начались занятия в Тбилисской Центральной музыкальной школе (ЦМШ) им. З.Палиашвили по классу скрипки у проф. Б. Чиаурели. В продолжение обучения проявились способности к композиции, и в 7 лет он был переведён на фортепианное отделение в класс заслуженного педагога Грузии Е. В. Чернявской и по композиции в класс Александра Шаверзашвили . После знакомства с композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским , который высоко оценил способности юного композитора, семья переехала в Москву, где занятия продолжились в Московской Центральной музыкальной школе (ЦМШ) , и с 1966 г. в Московской государственной консерватории у профессора Т. П. Николаевой (фортепианно) и Д. Б. Кабалевского (композиция).
Композиторский дебют Виктора Полторацкого состоялся в 1968 году. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, под управлением Бориса Хайкина исполнил «Симфониетту» в 4-х частях. После концерта в интервью Всесоюзному радио СССР Борис Эммануилович охарактеризовал это сочинение шестнадцатилетнего композитора как произведение, полное непосредственности и свежести мелодического языка, обладающего колоритностью в использовании оркестровых красок и настоящей свободой в развитии тематического материала.
В. Полторацкий написал 24 прелюдии и фуги для фортепиано (ор.16,ор.17) , ставшими весомым вкладом в жанр полифонии XX века; «Музыку отдыха» ор.29, ор.30. («24 салонные пьесы») , сочетающими в себе синтез классической формы и джаза, сохранившиеся в авторском исполнении . Также на несколько пьес из «Музыки отдыха» был поставлен балет «Белый шум» («Взаимодействия») — хореография Анны Балуковой , который был показан в рамках проекта «Мастерская новой хореографии» в Большом театре России в 2008-м году . Многие сочинения связаны с именами друзей и коллег композитора, по заказу которых они писались. Скрипичный концерт для Владимира Спивакова ; фортепианное трио для «Московского трио» , скрипичную и виолончельные сонаты для братьев Григория и Валентина Фейгиных , с которыми Виктор Полторацкий много концертировал в качестве пианиста, а также записал большое количество ансамблей на студии грамзаписи « Мелодия »; альтовый концерт для своей жены — Ларисы Шилюк , ученицы основателя русской альтовой школы, проф. Московской консерватории Вадима Васильевича Борисовского , по просьбе которого были написаны аккомпанементы к трём сюитам М. Регера (ор.131) для альта соло, а 1-я Сюита специально оркестрована для Юрия Башмета ; концерт для тромбона и камерного оркестра для «Ансамбля солистов Большого Театра» и т. д.
Виктор Полторацкий являлся одним из основателей Государственного камерного оркестра « Виртуозы Москвы », с которым связаны последние годы жизни и творчества композитора . Для коллектива он писал концертные пьесы, получившие широкую популярность. Одним из таких произведений стал «Сувенир», написанный специально для В. Спивакова. Также Виктор Полторацкий сделал более 100 обработок, в том числе 24-х прелюдий Дмитрия Шостаковича , которые были исполнены в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского в 1996 году, объявленном ЮНЕСКО годом Шостаковича в России.
Виктор Полторацкий скоропостижно скончался во время гастролей в г. Будапеште. Похоронен в Москве на Хованском кладбище .