Спорыш, Иван Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Споры́ш ( белор. спары́ш , спорынья ; от др.-рус. споръ ) — в восточнославянской мифологии воплощение плодородия .
В некоторых местах крестьяне представляли Спорыша в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с Богом и Раем) . Спорыш может считаться продолжением общеславянского мифологического близнечного божества , родственного балтийскому Юмису , древнеиндийским Ашвинам . П. В. Шейн считал Спорыша языческим богом на основе записанных им спарышевых ( райковых ) белорусских песен, однако другие исследователи (Д. Кравченко) не согласны с этой интерпретацией и считают Спорыша продуктом « кабинетной мифологии » .
В Этимологический словаре словаре Фасмера указано, что слово произошло от др.-рус. споръ — «обильный» . Согласно Этимологическому словарю Шанского , слово образовано от о.-слав. спорый — «обильный, богатый, удачный», родственного др.-инд. shiras — «жирный, богатый, толстый», лат. prosper — «счастливый, благоприятный» . В Словаре русского языка XI—XVII веков даётся определение слову «спорынья» — прибыль, обилие .
По мнению некоторых исследователей [ кого? ] , первоначально наименованием спарыш обозначали двойное зерно или двойной колос, который в восточно- и южнославянской традициях рассматривался как близнечный символ плодородия. У русских, украинцев и белорусов стряпуху приветствовали словами: «Спорынья в квашню!».
Во многих местах восточнославянской территории (особенно в Белоруссии) распространено представление о том, что двойной колос (спорыш, спорынья, двойчатка, житная матка и т. п.), скормленный скотине, способствует увеличению её плодовитости, что вызывает к жизни соответствующий ритуал: «Если спорышики дать корове и овцам (особенно), то двое родятся». Для объяснения роли двойного плода в продуцирующей магии существенной представляется сама этимология названия спорыш, спорынья , то есть связь со спорый, спорость со значениями обильный, щедрый, объемистый, прибыль, удача .
При отправления древних обрядов из сдвоенных колосьев-спорышей плели венки, варили « братское » пиво, или откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из таких колосьев изготовлялась кукла-спорынья. Из них изготавливалась и пожинальная «борода», посвящавшаяся парным святым — покровителям сельского хозяйства: Флору и Лавру, Зосиме и Савве, Козьме и Демьяну .
Образ Спорыша, навеянный славянскими поверьями, выступает в повести-сказке А. М. Ремизова «К Морю-Океану» (1907) .