Галицкая даруга
- 1 year ago
- 0
- 0
Общая краевая выставка во Львове или Галицкая краевая выставка ( польск. Powszechna Wystawa Krajowa we Lwowie ) — крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галичины и Лодомерии , которая проходила с 5 июня по 10 октября 1894 года на верхней террасе Стрыйского парка во Львове с целью демонстрации культурных и цивилизационных достижений. Выставка посвящена 100-летию Восстания Костюшко , которое праздновали в 1894 году . Стала одним из крупнейших и самых массовых событий в истории Львова , а также одним из главных градообразующих факторов конца XIX века .
Экспозиция выставки охватывала все отрасли хозяйства Галичины того времени. В ней приняли участие как местные, так и зарубежные представители. Главным опекуном Выставки являлся император Франц Иосиф I . Организационный комитет возглавлял князь Адам Станислав Сапега .
За 139 дней работы выставки, 100 из которых выдались пасмурными, её посетило 1 146 329 человек. Иногда, в связи с большим наплывом людей, к продаже билетов, помимо кассиров, привлекали дирекцию Выставки.
Общая краевая выставка проходила на верхней террасе Стрыйского парка . Тогда это была южная окраина Львова. За год до начала выставки территорию современной террасы выровняли, так как до этого она покрывалась оврагами , для чего дополнительно завезли около 20 тыс. кубометров грунта — в результате образовалась терраса площадью около 50 га .
В выставке участвовали различные общества, государственные учреждения, частные предприятия. Всего ими построено 129 павильонов, проектированием которых занимались лучшие архитекторы Галичины, а строительством — опытные инженеры. Так описывала их Петроградская газета «Край»:
Одни из этих павильонов очень хорошие — например павильон искусства, другие слишком хрупкие — например, павильон архитектуры, какие солидные — как дирекции сокровища, некоторые банальные, а некоторые просто отвратительны.
Главный вход на краевую выставку размещался на современной Стрыйского прака . Слева от главного входа находилась круглое здание Рацлавицкой панорамы , построенной в стиле неоренессанса по проекту Л.Балдвин-Рамулта . Панорама изображала битву под Рацлавицами 1794 года , а её открытие приурочено к 100-летию Восстания Костюшко , которое праздновали в 1894 году . На панораму, расписанную польскими художниками , потратили 750 кг краски. Она разместилась на холсте размером 120 × 15 м, который изготовили в Брюсселе . Рацлавицкая панорама экспонировалась и по окончании Краевой выставки, пользуясь большой популярностью. В 1946 году , когда, согласно операции «Висла» поляков переселяли из Львова , они забрали с собой и Рацлавицую панораму, которая сегодня экспонируется в Вроцлаве .
. Главная аллея выставки совпадала с современной Верхней аллеейНапротив здания панорамы стоял Дворец искусств — единственное здание Краевой выставки, которое без изменений сохранилась до нашего времени. Сегодня в ней находится спорткомплекс Национального университета «Львовская Политехника» . Дворец искусств построен по проекту и , украсил его известный тогда дизайнер . Фасад украшен аллегорическими скульптурами Антона Попеля , аттик ризалита увенчан скульптурами Юлиана Марковского . Во Дворце искусств экспонировались 3 выставки: «Древние памятники», «Ретроперспектива польского искусства» и «Современное искусство».
По обе стороны Главной аллеи тянулись выставочные павильоны. Примерно посередине Главной аллеи находился электрический фонтан — его струи достигали 50 м в высоту и подсвечивались разноцветной подвижной иллюминацией . Конструктор фонтана — Ф. Кршижик , чаша фонтана оформлена по проекту Р. Гебеля.
Недалеко от этого фонтана находился Нефтяной участок — один из самых популярных и крупнейших, ведь нефтяная промышленность в то время была одной из крупнейших в Галичине . Участок пользовался популярностью ещё и благодаря сооруженной на нем настоящей буровой нефтяной вышке, оборудованной всеми механизмами для так называемого «канадского» способа бурения. Посетителей также привлекала шахта , изображавшая рудник озокерита , устроенная по типу тех, что эксплуатировались в те годы в Бориславе . От шахты до Этнографического отдела, размещавшегося в нижней части парка , вела наклонная штольня . Альтернативой ей была подвесная канатная дорога длиной 170 м, которая являлась одним из самых популярных аттракционов Всеобщей Краевой выставки.
Этнографический отдел состоял из двух комплексов сооружений. Первый — макет дворянской усадьбы, который возвёл Я. Груглажевским и С. Крукиевичем по проекту , внутри которой экспонировались предметы бытовой этнографии. Второй комплекс выглядел как традиционная гуцульская трехкупольная церковь , он построен по проекту Юлиана Захаревича . Внутри зрители имели возможность увидеть образцы украинского культового искусства.
Далее располагался архитектурный павильон, спроектированный Ф. Сковрон и Ю. Кроликовским, построенный под руководством древнегреческий храм — в его оформлении использованы дорический и ионический ордера . Павильон занимал площадь 236 м 2 . Имитацию камней из цемент а и извести поддерживал деревянный каркас, внешние стены расписаны картинами в древнегреческом стиле, вход украшен сфинксами работы Тадеуша Блотницкого, здание венчала скульптура богини Викитории с грифонами авторства Антона Попеля. В павильоне выставлялись экспонаты связанные с архитектурой и строительством — в основном рисунки и модели архитекторов из Львова и Кракова — крупнейших городов Королевства Галиции и Лодомерии .
и В. Подгорецкого. Павильон располагался на небольшом холме над бассейном и снаружи напоминалБольшое внимание на Краевой выставке уделено технике: вниманию посетителей предлагались Промышленный и Машинный павильоны. Первый, построенный в стиле необарокко по проекту Ф. Сковрона, занимал площадь 5985 м 2 , высота его купола составляла 32 м. На центральном витраже , изготовленном в Инсбруке , изображены польские короли . Павильон также был оформлен аллегорическими картинами, на которых изображена история развития промышленности и . Здесь выставлялись экспонаты широкого спектра: от изделий из дерева, искусственных цветов, керамики , фарфора , текстиля и одежды до гигантских моделей предметов и демонстрации производства бумаги. Машинный павильон занимал площадь 3348 м 2 , его огромные ажурные детали выполнены на заводе в Цешине , а внешние стены обшиты деревом с резьбой по проекту Зигмунта Горголевского .
До приезда императора Франца Иосифа на Выставке построили императорский павильон. Автор проекта — Т. Рубковский, столярные работы выполнены А. Бобричем и Б. Щурковским, металлические украшения — компанией , скульптуры — работы Войцика. Также построен Украинский павильон (в виде хутора по проекту Юлиана Захаревича ), Павильон садоводства (состоял из 3-х цветочных оранжерей и аквариума), Павильон казначейства (похож на небольшую фабрику — имел башню, часы и сегментированные окна), павильон Потоцкого (похож на зáмок) и Львовский павильон (в виде немецкой виллы в стиле ренессанс ). Оригинальный павильон Выставки сооружен фирмой-производителем алкогольных напитков «L.Proux G. Kondratowicz» ( Франция ) — и являлся точной копией бутылки коньяка , увеличенной в 144 раза. Высота павильона составляла 15,1 м, а диаметр — 3,54 м. Среди других достопримечательностей выделялись также аквариум с четырьмя ставками и подземная пещера в виде .
К Выставке в Стрыйском парке построены концертный зал и водонапорная башня , внешне напоминающая оборонительную. Её высота — 39 м, она построена из кирпича и камней Я. Баллабаном и В. Подгорецким по проекту Юлиана Захаревича . К Выставки во Львове также открыт электрический трамвай , который, несмотря на функции по перевозке посетителей выставки, стал также одной из её достопримечательностей.
В рамках Общей Краевой выставки за 5 месяцев её работы проведено множество мероприятий, в частности, имели место многочисленные конгрессы — многодневные конференции собирали местных и мировых специалистов из различных отраслей хозяйства. В рамках выставки проводилась также одна из самых масштабных в Львове лотерея . Розыгрыши призов продолжались на протяжении всего периода работы выставки. Главным призом стал каменный дом во Львове . В лотерее приняли участие тысячи людей.
Торжественное открытие Общей Краевой выставки состоялось 5 июня 1894 года . Оно началось мессой в Латинском соборе , на которой присутствовали все причастные к организации Выставки лица и гости. По окончании службы участники мессы процессией прошли в Стрыйский парк, где на площади перед Промышленным павильоном состоялась церемония открытия выставки. Председатель Комитета по организации Выставки Адам Сапега произнес речь на польском языке , а член Краевого отдела — на украинском . Затем всех присутствующих поздравил эрцгерцог Карл Людвиг. Объединенный хор певчих обществ под руководством композитора Владислава Желенского исполнили кантату на польском и украинском языках, после чего начался осмотр выставки.
На открытии присутствовали эрцгерцоги Леопольд Сальватор и Карл Людвиг (представитель императора Франца Иосифа , как главного опекуна выставки), министры граф Фалькенгейн, Яворский и Мадейский , главнокомандующий князь Людвиг Виндишгратц и генералитет , краевой маршал князь Евстахий Сангушко , все члены краевого отдела, президиум комитета Выставки во главе с князем Адамом Сапегой , все члены краевого сейма, представители духовенства (все три архиепископы: римско-католический — Северин Моравский, греко-католический — Сильвестр Сембратович и армяно-католический — Изаак Миколай Иссакович). Присутствовали представители земства, мещанства, высших учебных заведений и учреждений всех слоев и профессий.
В рамках Краевой выставки состоялась междугородная футбольная игра между командами, представлявшими Львов ( спортивно-гимнастическое общество «Сокол» ) и Краков . Это первый в истории Украины документально зафиксированный футбольный матч .
Матч начался 14 июля 1894 года в 17:00. Львовяне играли в белых футболках и серых гимнастических штанах, а гости — в белых футболках и синих штанах. Поединок судил профессор Выробек из Кракова. На стадионе вместимостью 10 тыс. зрителей собралось около 3000 человек. Игра продолжалась 7 минут — до первого забитого гола. Этот мяч провел второкурсник учительской гимназии Влодзимеж Хомицкий , который играл на левой стороне поля. Тактики и стратегии в действиях футболистов почти не было, главная задача — протолкнуть мяч мимо вратаря в ворота. Стойками ворот служили два флажка, воткнутые в землю.
Для посещения Всеобщей Краевой выставки, главным опекуном которой он был, император Австро-Венгрии Франц Иосиф посетил Львов . Визит длился с 11 по 15 сентября 1894 года . Председатель государства прибыл во Львов по железной дороге. На главном вокзале его поджидала толпа во главе с маршалом Галичины графом Людвиком Водзицким. На современном перекрестке улиц Городоцкой и воздвигли триумфальную арку по проекту архитектора . Посередине её венчала австрийская корона, по бокам — гербы города и края . Вблизи арки стояла трибуна, где императора встретил . Он вручил Францу Иосифу позолоченный ключ от города и произнес речь.
Вечером того же дня состоялось огненное представление — тогда загорелось электрическое солнце на гостинице «Европейская», фонарь на Соборе святого Юра , бочки со смолой на Высоком Замке . Львовяне украсили дома коврами, гербами, портретами и инициалами монарха, свечами и транспарантами с лозунгами лояльности. Украинцы тогда вывесили много сине-желтых флагов . На сцене напротив наместничества пел хор из 420 человек в сопровождении военного оркестра. В 19:30 под звуки триумфального марша Тимольского с трех сторон к наместничеству прошел факельный марш, участниками которого было шесть тысяч человек. Толпа в это время выкрикивала: "Слава! Пусть здравствует! Виват ". Около девяти Франц Иосиф I прогулялся по городу.
Кроме Краевой выставки, в рамках своего визита император посетил Латинскую кафедру , Армянскую церковь , Собор святого Юра , ортодоксальную и реформистскую синагоги, здание Галицкого Сейма (сегодня — главный корпус ЛНУ имени Франко ), учебные заведения, музеи, библиотеку Оссолинских , городской театр и бал в Ратуше . Во время встречи с украинцами в Народном Доме Франц Иосиф сказал присутствующим на украинском языке «Спасибо», чем вызвал фурор.
После Львова император посетил Коломыю и Черновцы .
В Общей Краевой выставке участвовали украинские общества: « Боян », « », «Днестр», «Народный Совет», « », Научное общество имени Шевченко , « Просвещение », « », . Последнее для своих экспозиций даже построило отдельный павильон. Украинский организационный комитет возглавлял .
Украинская общественность также сыграла решающую роль в создании Этнографического отдела выставки, её куратором был тот же Владимир Шухевич, а большинство экспонатов составляли произведения украинских мастеров.
Общая Краевая выставка стала одним из крупнейших и самых массовых событий в истории Львова . Она оказала значительное положительное влияние на городскую жизнь: благодаря выставке Львов стал известным в мире городом, о нем писала не только австро-венгерская , но и зарубежная пресса; выставка способствовала увеличению количества инвестиций в Галичину в целом и во Львов в частности; подтолкнула галицких предпринимателей внедрять новейшие в то время технологии. Город обогатился системой общественного транспорта — электрический трамвай , отремонтированы объекты инфраструктуры и фасады домов. В наследство после Выставки осталась первоклассная выставочная площадь, которую позже неоднократно использовали по назначению. 1902 году здесь проведена юбилейная выставка , в 1916 году — военная выставка австрийской армии, в 1921-1939 годах здесь проходила ежегодная выставка-ярмарка « », а в 1956 году состоялась выставка, посвященная 700-летию Львова. На базе железной дороги, построенной для доставки на Выставку экспонатов, впоследствии открыта Львовская детская железная дорога . После Выставки район Софиевка, прилегающей к Стрыйскому парку, стал элитным, а недвижимость в нем стала самой дорогой во Львове.
Из сооружений Выставки до сих сохранился Дворец искусств (в нем располагается спорткомплекс Национального университета «Львовская Политехника»), водонапорная башня (до недавнего времени в ней находился ресторан «Башня») и бывший павильон Рацлавивськои панорамы, реконструирован в 1954 году для нужд Политехники (архитекторы , А. Сластельников) . Территория, на которой располагалась Выставка, сегодня интегрирована в Стрыйский парк - теперь её называют Верхней террасой Стрыйского парка. В 2004 году, по случаю 110-летия первого футбольного матча, открыт памятник (расположен на месте проведения матча).