Interested Article - Зарипов, Эрот Якубович

Эрот Якубович Зарипов ( 20 июля 1938 12 марта 2009 , Иштиряково ) — художник , Заслуженный деятель искусств Татарстана .

Биография

Родился в 1938 году в дер. Иштиряково Уинского района (ныне — Пермского края ). Детство и юность прошли в дер. Ямады Янаульского р-на Башкортостана . После окончания школы приехал в Пермь , где начал постигать изобразительное искусство в художественной студии под руководством Виктора Кузина . В 1965 году окончил Львовский полиграфический институт . Много лет работал художественным редактором, главным художником, внештатным художником Таткнигоиздата, научным сотрудником ИЯЛИ КФАН СССР и т. д.

Творчество

С 1977 года — член Союза художников СССР , активный участник республиканских, зональных и всероссийских художественных выставок. Эрот Зарипов известен и как один из ведущих мастеров, работавших в области книжной и станковой графики. Неоднократно награждался дипломами всероссийских конкурсов искусства книг .

В середине 1970-х годов, учась в аспирантуре Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, Эрот Зарипов занялся исследованием истории оформления татарской книги. Работая в архивах, отделе редких книг и рукописей Казанского государственного университета, художник открыл для себя богатейший и неизученный пласт татарской культуры. Образы Курсави, Утыз-Имяни , Акмуллы, Марджани, Кандалый и многих других поэтов, писателей, просветителей и мыслителей впервые увидели своё графическое воплощение в произведениях Эрота Зарипова. С творческой деятельностью мастера в этом направлении во многом связано возрождение интереса к изучению творческого наследия многих выдающихся мыслителей татарского народа. В технике линогравюра художник мастерски передает не только конкретные черты модели, но и обобщенный образ эпохи, дух времени, интеллект и силу личности.

Дух экспериментаторства, характерный живому и пытливому уму художника, заставляет его идти дальше, не только расширяя диапазон портретируемых персонажей, но и раздвигая рамки совершенствования техники исполнения и используемых материалов.

С конца 1980-х начала 1990-х гг. художник обращается к образам современников — писателей, поэтов, артистов, ученых, философов. Развивая портретный жанр в своих живописно-графических произведениях Эрот Зарипов становится истинным летописцем прошлого и современного татарской национальной культуры. Его обширные серии «Багышлау» («Посвящение») отражают образную галерею известных писателей и поэтов — Ильдар Юзеев, Шаукат Галеев, Равиль Файзуллин, Гариф Ахунов, Роберт Миннуллин и их современников — друзей, родных, одно сельчан, близких по духу людей.

Значительны работы Э.Зарипова в области книжной иллюстрации. Среди его работ — оформление детских книг, сказок, рассказов, стихов; подарочных альбомов, популярной литературы. В выразительных средствах черно-белой гравюры художник, одаренный чувством цвета, сумел найти созвучие живописи. В книжной графике художник применяет и другие техники, обогащая и расширяя арсенал своих творческих возможностей. Им используется тушь, перо, гуашь, акварель. Виртуозность и живописность линии и цветового пятна, следование от образа к обобщению сочетаются с конкретностью видения и познавательностью. В детских книгах иллюстрации художника вводят ребёнка в мир красоты и богатства природы, доброго отношения к животным. Художник улавливает ритмику прозы или стихотворного текста, а сюжеты отличаются тонкостью психологических этюдов, меткостью рисунка.

Национальная тема со всей полнотой звучит в произведениях мастера, посвященных земле Татарстана («Здравствуй, земля родная»). В 1960—1970-е гг. традиция народного искусства начинает использоваться, главным образом, в плане приведения всей композиции к системе орнаментальной декоративности и зарифмованности её элементов, и в то же время, в стремлении к созданию образа-символа — изображение солнца как символа жизни и единения всего доброго на земле, женщины — как воплощения плодородия и непрерывности жизни, мужчины — как олицетворения силы и защищенности. Символика работ Эрота Зарипова лаконична, в плакатности образов которых проявился отказ от бытописательства и натурализма. Стилизация орнамента, обобщение традиционных татарских народных мотивов и узоров органичной тканью вплетается в произведение, придавая ему изысканность и метафоричность.

Награды и признание

Комментарии

  1. В ряде источников деревня Ямады указывается местом рождения Э. Я. Зарипова .

Примечания

  1. Зарипов Э. Я. . Татарское кн. изд-во (2006). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  2. Татарская энциклопедия. В 5 томах / М. Х. Хасанов. — Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2005. — Т. 2. — 656 с.
  3. .
  4. . Татарская энциклопедия «Милләттәшләр». Дата обращения: 25 ноября 2019. 6 сентября 2019 года.
  5. : [ рус. ] // Янаульские зори : газета. — 2013. — 2 августа.
  6. . Историко-краеведческий музей городского поселения город Янаул. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  7. . Книжный магазин Libris.club. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  8. . из оригинала 3 февраля 2014 . Дата обращения: 16 июля 2017 .
  9. . Пермское землячество. Дата обращения: 16 июля 2017. 26 июля 2017 года.
  10. . Министерство Культуры Республики Татарстан. Дата обращения: 15 февраля 2013. 17 марта 2013 года.
  11. Указ Президента Республики Татарстан от 21 декабря 2006 года № УП-570.

Литература

  • Бариев Р. Тарихны яңартучы рәссам // Илһамият. — 2002. — 12 декабрь.
  • Большая Волга: IV Зональная тематическая художественная выставка: Каталог. — Горький, 1974. — С. 71.
  • Большая Волга: V Зональная тематическая художественная выставка: Каталог. — Казань, 1979. — С. 52.
  • Большая Волга: VI Зональная художественная выставка: Каталог выставки произведений. — Чебоксары, 1985. — С. 32, 51.
  • Валеева Д. Только цветом и линией // Комсомолец Татарии. — 1968. — май.
  • Валеева Д. Все богатство палитры // Цвети, мой Татарстан. — Казань, 1980. — С. 296.
  • Валеева Д. Вглубь к истокам // Советская Татария. — 1988. — 4 сентября.
  • Валентинова Т. Мир простоты и гармонии // Советская Татария. — 1988. — 10 августа.
  • Вторая выставка эстампа и агитплаката: Каталог. — Казань, 1977.
  • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР: Каталог. — М.: Советский художник, 1971. — С. 68.
  • Выставка произведений художников Татарии: Каталог. — Казань; Уфа, 1988. — С. 17.
  • Выставка произведений художников Татарии: Каталог. — Казань; Новочебоксарск, 1985. — С. 17, 24, 49.
  • Габдулла Тукай: Альбом / Составление и текст Р. Даутова (на рус. и тат. яз.). — Казань, 1978. — С. 168.
  • Галеев Н. Только в Казань! // Казанские ведомости. — 2001. — 27 ноября.
  • Галерея Союза художников Татарстана: Буклет. — Казань, 1990-е гг.
  • Гараев М. Тамашачы якын киңәшчесен эзләп таба Тукай ягыннан // Мәдәни җомга. — 1999. — 23 апрель.
  • Гаффаров А. Салават күпере // Социалистик Татарстан. — 1973. — 23 сентябрь.
  • Горина Т. Н., Вольценбург О. Э. Художники народов СССР: биобиблиографический словарь. В 6 томах. — М. : Искусство, 1983. — Т. 1, Кн. 1. — С. 224.
  • Дмитриева О. Палитра добрых чувств // Советская Татария. — 1984. — 5 августа.
  • Забиров Ш. Иҗатта сыналган дуслык // Мәдәни җомга. — 1998. — 20 февраль.
  • Зацветет земля родная: Об искусстве Советской Татарии // Литературная Россия. — 1982. — 17 сентября.
  • Ильина М. Мир в волшебном зеркале // Вечерняя Казань. — 1984. — 14 августа.
  • Ильина М. «Аһәң» (татар.) // Азат хатын. — 1988. — № 11.
  • Имашев Р. Выставка художников-волжан // Комсомолец Татарии. — 1973. — 29 июля.
  • Каталог II выставки произведений молодых львовских художников. — Львов, 1964. — С. 13.
  • Лебедева Е . Возвращаясь к новому // Комсомолец Татарии. — 1974. — 5 февраля.
  • Макаренко О. Свой почерк // Советская Татария. — 1973. — 9 сентября.
  • Мухамметова Р. Туган яклар үзе килгән иде // Сабантуй. — 1996. — 9 июня.
  • Равиль Файзуллин в жизни и в живописи // Казанские ведомости. — 1998. — 31 января.
  • Татарский энциклопедический словарь. — Казань, Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — С. 200.
  • Файнберг А. Крылья для полета // Советская Татария. — 1975. — 12 августа.
  • Фатыхов А. И художник есть у нас // Заря коммунизма (пос. Янаул Башкирской АССР). — 1975. — 15 марта.
  • Хафизов Г. Бар дөньяга таралыр күк яхшы атым! // Татарстан. — 1998. — № 4. — С. 83.
  • Червонная С. М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. — М. : Изобразительное искусство, 1982. — 224 с.
  • Червонная С. Искусство Советской Татарии: Живопись, скульптура, графика. — М., 1978. — С. 201, 213, 214.
  • Червонная С. Художники Советской Татарии: (биограф. справочник). — Казань, 1975. — С. 76, 210.
  • Червонная С. Художники Советской Татарии: (Мастера изобразительного искусства Союза художников ТАССР). — Казань, 1984. — С. 125—127.
  • Червонная С. Художники Татарии (на рус. и тат. яз.). — Казань, 1974. — С. 76, 210.
  • Шангареев И. Нет, не высохнет родник поэзии // Янаульские зори. — 1996. — 5 ноября.
  • Шафигуллин Ф. Кояшлы хезмәт турында җыр // Идель. — 1976. — № 7. — С. 80-84.
  • Юбилейная республиканская художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина: Каталог. — Казань, 1971. — С. 24.
  • Юнусова А. Дусларны чәчеп җыям // Ватаным Татарстан. — 1998. — 6 февраль.

Ссылки

  • Галеев Н. // Казанские ведомости : газета. — Казань, 2009. — Вып. 102 .
  • . Янаульские зори (2 августа 2013). Дата обращения: 28 января 2014. 2 февраля 2014 года.
  • // Янаульские зори : газета. — 2014. — 1 февраля.
  • . Arthive. Дата обращения: 25 ноября 2019.
Источник —

Same as Зарипов, Эрот Якубович