Карпин, Валерий Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Валерий Георгиевич Харитонов (род. 7 мая 1939 , Москва ) — русский художник-живописец, сценограф и драматург.
Первые уроки живописи получил от матери, художницы Лины (Ангелины) Васильевны Порхуновой. В 1950—1957 учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) , а в 1957—1962 на художественно-постановочном факультете ВГИКа . После первых студенческих работ в качестве сценографа на сцене учебного театра ВГИКа ( Трёхгрошовая опера Б. Брехта , актёрская мастерская народного артиста СССР Б. А. Бабочкина ), приглашается в Малый театр , где как художник-постановщик оформляет спектакли: « Разбойники » Ф. Шиллера (1969), «Человек и глобус» ( ) 1970, «Каменный хозяин» ( Л. Украинки ) 1971, «Яков Пасынков» (по И. Тургеневу ) 1982.
Работа над спектаклем « Тихий Дон » по М. Шолохову (инсценировка и постановка Б. Бабочкина, Малый театр) была в 1967 остановлена на стадии сценических репетиций по причине излишне «кровавой» трактовки романа, декорации к спектаклю уничтожены. В 1983—1985 годах в Паневежском драматическом театре оформил совместно с братом, , художником и архитектором, спектакли « Три сестры » А. Чехова и « Обыкновенная история » И. Гончарова .
Член МОСХа с 1967 года, в 1967—1984 постоянный участник выставок театральных художников России. Начиная с 80-х, творческая биография почти полностью связана с живописными и графическими циклами по мотивам « Божественной Комедии » Данте , — выставить которые художник полностью смог только в Италии (Палермо, 1988) на своей персональной выставке, — а также с последующими циклами: «Античный», «Библейский», «Последние и первые», « Песнь песней », «Огонь, заключенный в костях», где продолжает разрабатывать собственный стиль «мистерического экспрессионизма», в котором пластический образ, метафора формируется Словом. Термин введён искусствоведом Сергеем Кусковым для античных и библейских циклов Харитонова в статье «Мистерия преображения и пространство света» .
Выставка в Ватикане , организованная итальянской стороной, получила уже на стадии её подготовки (17.10.2008) поддержку Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II , написавшего в своём приветствии:
Валерий Харитонов, как православный христианин, черпает своё вдохновение из Священного Писания и церковной истории. Надеюсь, что выставка его картин в Риме поможет нашим современникам на Западе лучше познакомиться с новым художественным творчеством в России, передающим от сердца к сердцу искания истины, размышления о Боге и человеке. Полагаю, что выставка станет одним из знаков православно-католического сотрудничества в совместном свидетельстве о христианских основах европейской культуры.
Председатель Папского Совета по культуре кардинал Джанфранко Равази , под патронатом которого проходила выставка, в своем обращении к художнику накануне вернисажа (3.04.2012) писал:
Я по-настоящему рад, что теперь в Риме, в столь высокозначимом месте, как Palazzo della Cancelleria , состоится выставка под названием «Имени Твоему», представляющая ряд наиболее значимых и характерных для Вашего творчества картин. Эта выставка позволит прежде всего выразить внутренний путь и дать обзор — в современном ключе — мотивов иконографических тем, связанных с великими культурными, религиозными и художественными традициями Востока и Запада. В Ваших работах, по сути, одновременно просматривается духовное влияние русского Православия и христианское предание Запада, при этом типологически разные художественные формы взаимодополняются и почти накладываются друг на друга, создавая новые, впечатляющие образы
Кардинал Поль Пупар , Почетный Президент Папского Совета по культуре, историк церкви, богослов. Из выступления на открытии выставки «Имени Твоему» в Ватикане 14 мая 2012:
В нашем эстетствующем обществе, в котором кажущееся преобладает во всех сферах жизни, восхитительное творчество Валерия Харитонова отсылает нас к собственной гуманистической идентичности. В его работах красота возвращается к своей фундаментальной, присущей ей роли в книге Бытия, и в устах Создателя превращается в чудесное утверждение, обращенное к только что Им сотворённому: «И увидел Бог, что это хорошо». Что отсылает к прекрасному утверждению Павла Евдокимова: «Не знание освещает Чудо, а Чудо освещает знание». В этом и состоит классический стиль дантового цикла Валерия Харитонова, который он сам характеризует как «мистерический экспрессионизм»… Так, благодаря искусству Валерия Харитонова, мы видим живой мост красоты между католической и православной церквами, как сердце тысячелетней европейской культуры, обогащённой дантовским видением Бога и человека на трудном пути от потерянного Рая к Раю, вновь обретённому. С Христом, лик Которого одновременно божественный и человеческий, столь великолепно изображен нашим гениальным художником на холсте, который он сам назвал словами Иисуса из Евангелия: « » .
В работах Харитонова происходит радикальное переосмысление и даже порою подрыв матриц и парадигм закатной живописи Запада. В полые формы экспрессионизма вселяется совсем иная, по сути сверхличная и сверхрациональная Неведомая Сила, восточно-христианская по своему воздействию и творящей мощи.
— Сергей Кусков , искусствовед. («Мистерия Преображения и пространство Света», — Валерий Харитонов «Перед белым холстом,» ЛЕТО, 2001)
Уже в ту пору — пору работы над триптихом по мотивам Данте — художник понял самое главное. И это главное вообще-то исподволь определило его уникальное место в современной живописи. Его путь художника — идти за Словом, за Предвечным библейским Словом. Именно Слово для художника Валерия Харитонова стало тем проводником, что определило и его живописный стиль, и звучание его красок. Художник и в самом себе удерживал тот самый Свет Евангельский, которым более двух тысяч лет тому назад было просвещено человечество
— Капитолина Кокшенёва , литературный и театральный критик, доктор филологических наук
Родословные корни Валерия Харитонова — в античности, в русской православной мистике. Они — в платоновских идеях бессмертия души, в эпической утяжелённости форм, в тяготении к канонической простоте и ордерной завершённости. Мистерический экспрессионизм Валерия Харитонова — это вариации состояния взорванного времени, в котором художник ищет нити порушенной связи человека с Творцом, это и неизбежность апокалиптических мотивов, но без традиционно-трагического их крещендо.
— Владимир Немухин , художник. (Валерий Харитонов "Перед белым холстом" (альбом) изд. ЛЕТО, 2001)
Работы Валерия Харитонова зиждутся на очень прочной основе, чьими главными слагаемыми являются высокопрофессиональная выучка и бесконечное уважение наследия великих мастеров прошлого. Изучив досконально древнерусские фрески и иконы, шедевры итальянских мастеров XIII—XVI веков, лучшие создания русских и западноевропейских живописцев нового времени, он создал самобытные, глубоко осмысленные серии работ, отличающиеся элитарным изобразительным языком, обращённые не к одному лишь узкому кругу посвящённых, но и доступные всем чувствующим проникновенное и возвышенное художественное мировосприятие творца.
— Савва Ямщиков , искусствовед. «Завтра» №12, 19 марта 2008
В творчестве Валерия Харитонова искусство Итальянского Возрождения встречается с православной традицией иконы. В его работах — поиск общих корней культуры. Так во встрече с традицией, с Писанием художник находит своё настоящее лицо.
— Жан–Франсуа Тири, директор межконфессионального Культурного центра "Покровские ворота"
Если подобием Божиим считать проявление Образа (онтологического духовного дара), представляя его как процесс, то экспрессионистическая пластика В. Харитонова абсолютно оправдана с точки зрения богословия. Широко применяя эффект «отслаивания» контура, доведённый им до совершенства, художник показывает динамику и многосложность уподобления Божьему лику одной, нескольких, а иногда целого роя человеческих личностей.
— , религиовед. «За порогом» (сборник) М., ЮС–Б, 2007
На выставке «Видение Данте. Через Ад к Свету» В Соборном музее Вены картины русского художника Валерия Харитонова (*1939) иллюстрируют впечатляющим образом зловещее видение Ада… «Божественная Комедия» является одним из величайших произведений человеческой мысли, и, вместе с тем, как тому восторгался теолог Романо Гуардини , — совершеннейшим образом синтезирует в себе тысячелетие всей западноевропейской истории. Подобным удачным синтезом также стоит признать и экспрессионистские картины Харитонова, вдохновленные также и тенденциями русского ортодоксального мистицизма. Семь его работ, представленных на данной широкомасштабной выставке, считаются лучшими, и вместе с тем каждая из них обладает своими отличительными свойствами.
— Норберт Майер, Die Presse. Wien, 21 juni, 2011
Валерий Харитонов как будто ищет решения загадки всемирной истории. Он пытается вызвать к жизни те ушедшие в почву пласты, которые обозначили центральную мистерию мировой истории. Карл Ясперс связывал эту мистерию с так называемым Осевым временем, Axenzeit . Так обозначил немецкий мыслитель ту эпоху, когда в недрах античной (вроде бы языческой, но идущей к единобожию) культуры, мысли, искусства вызревали зёрна и ростки новой цивилизации — христианской.
— Антонио Черизи. «Собрание» №1, 2012
А также в частных коллекциях:
С 1990 — вице-президент Общества дружбы СССР — Италия, а после 1994 — Ассоциации делового и культурного сотрудничества с Италией.
1994—2000 — член общественного Комитета «За нравственное возрождение Отечества», возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым .
2003—2005 — член экспертного совета сборника «Русская Доктрина» (Сергиевский проект) (Москва 2005), созданного под эгидой Центра динамического консерватизма. По данным Экспертного сообщества Global intellect Monitoring этот сборник признан одним из наиболее выдающихся интеллектуальных продуктов (4-я позиция в рейтинге).