Interested Article - Заключённый № 13

Convict 13

«Заключённый № 13» ( англ. Convict 13 ) — американская короткометражная комедия 1920 года с Бастером Китоном в главной роли. Авторы сценария и режиссёры — Бастер Китон и (англ.) . В фильме снимались Клайн, постоянные партнёры Китона Сибил Сили и Джо Робертс , и вся театральная семья Китонов — отец, мать и дядя Бастера. Все полные копии фильма утрачены. В 1970-е годы (англ.) восстановил бо́льшую часть «Заключённого № 13» из архивных фрагментов.

«Заключённый № 13» — третий фильм Китона-режиссёра, второй его фильм по времени выхода в прокат, и его первая фантасмагорическая короткометражка ( англ. dream short ) . События реального мира (игра в гольф , флирт , побег из тюрьмы) сменяются фантастическими виде́ниями тюремной жизни, казни и бунта — после того, как незадачливый игрок в гольф «метким» ударом посылает себя самого в нокаут .

Сюжет

Игрок в гольф (Китон) пытается очаровать прекрасную незнакомку (Сили) точной игрой, но «невидимая рука» судьбы и собственное неумение разрушают все его попытки . Зеваки, только что восхищавшиеся меткими ударами «дамы», освистывают Игрока . Он умудряется послать мяч в реку, и по правилам игры должен отыскать мяч и сыграть его именно там, где тот приводнился . Игрок, решивший, что мяч проглотила рыба, ныряет в воду и голыми руками ловит и «обыскивает» речных рыб. Действительно, мяч находится в глотке третьей по счёту форели . Сыграв мяч с поверхности воды, Игрок возвращается на берег — а в это время из расположенной неподалёку тюрьмы бежит одетый в полосатую робу преступник . После нескольких неудачных эпизодов Игрок решает сыграть мяч отскоком от стены сарая, — отскочивший от сарая мяч ударяет Игрока по голове и тот падает без сознания . Из-за сарая появляется Беглец и стягивает с себя полосатый тюремный наряд . Камера на мгновение показывает бегущих полицейских, а в следующем кадре с земли встаёт и уходит прочь человек в одежде Игрока — переодетый Беглец .

Переодетый в тюремные одежды Игрок с трудом, шатаясь, встаёт на ноги. Как только он берёт в руки клюшку, помутнение проходит и Игрок так же механически, как и до обморока, примеривается к следующему удару (который оказывается таким же неудачным). К Игроку подходят двое полицейских, Игрок смотрит на них, на свою полосатую робу — но пока ничего не подозревает . Только увидев лоскут с номером «13», Игрок наконец понимает своё положение . Он выбегает на дорогу, и начинается комическая погоня — Игрок шагает широким, но спокойным шагом, а из придорожных кустов одним за другим выбегают полицейские, пристраиваясь в колонну по трое за Игроком . После «строевых упражнений», случайной встречи с начальником тюрьмы и гадания на ромашке Игрок прячется за воротами и запирает их на засов . Обернувшись, Игрок обнаруживает, что пришёл в тюрьму . Неожиданно к нему подходит Незнакомка со словами «Не стоило делать это только ради меня…» ( англ. You shouldn't have gone to all that trouble just for me ) . Оказывается, что Незнакомка — дочь начальника тюрьмы. Несмотря на протесты дочери, Начальник заявляет, что сейчас Игрока повесят , и уводит его на виселицу . Здоровенный Палач (Эдвард Клайн) тщательно ощупывает шейные позвонки Игрока: «Не волнуйся, всё будет хорошо» ( англ. Don't worry, it'll work just fine ) , а Незнакомка тайком заменяет верёвку на эластичный резиновый жгут. Игрок встаёт на колени, признаваясь в любви к Незнакомке, но приходит конвой и уводит Игрока на виселицу .

Повешение отменяется. «Аудитория» освистывает Палача.

Комедия превращается в фантасмагорию: виселица становится сценой, вокруг которой рассажен амфитеатр требующих зрелищ зрителей в полосатых робах . Вошедший в роль распорядителя Палач надраивает медаль «Палачу — Чемпиону в Тяжёлом Весе» ( англ. Champion Heavy Weight Hangman ) . Среди рядов «зрителей» ходит торговец арахисом. Наконец из-под Игрока выбивают пол, и он начинает качаться вверх-вниз на резиновом жгуте . Палач прекращает шоу, усадив Игрока на помост, а «зрители» и Торговец освистывают несостоявшийся спектакль . Палач извиняется: «Ребята, всё исправим и завтра повесим двоих из вас !» ( англ. Sorry boys. We'll fix it and tomorrow we'll hang two of you to make up for this ) .

Игрока отводят на принудительные работы в «каменоломню» . Обращаясь с молотом так же умело, как с клюшкой для гольфа, Игрок случайно вышибает дух из надзирателя . Работающий рядом Большой Заключённый (Джо Робертс) также сбивает с ног другого надзирателя (Гарри Китон, дядя Бастера) . Пока Большой укладывает тюремщиков в штабеля, Игрок переодевается в форму Надзирателя — и сталкивается лицом к лицу с Большим . Вновь, как и в эпизоде у сарая, Игрок не сразу осознаёт своё положение . Понимание приходит только тогда, когда Игрок видит гору из тел тюремщиков . Сумев запереть Большого в тюремном дворике, Игрок расслабляется и отворачивается . Повторяется история с тюремными воротами: когда Игрок оборачивается, он видит, что калитка в дворик сломана, а Большого Заключённого нигде не видно (он стоит за спиной у Игрока) . Когда Игрок приходит в себя, начинается погоня, которая заканчивается на виселице: запутавшийся в петле Большой Заключённый раскачивается вверх-вниз на резиновом жгуте . Начальник тюрьмы, считающий Игрока одним из своих подчинённых, повышает его в должности. Тем временем в тюремном дворе на глазах у охраны готовится полномасштабный бунт .

Прорвавшийся в тюремную контору Большой Заключённый нокаутирует Начальника, Игрока и похищает Незнакомку . В тюремном дворе другой заключённый ( Джо Китон , отец Бастера) избивает ногами трёх надзирателей (Джо, будучи мастером ирландского танца, и в возрасте сохранил гибкость ног) . Очнувшись, Игрок видит, что восставшие захватили контроль над тюрьмой . Соорудив из боксёрской груши и остатков резинового шнура гигантский кистень , он взбирается на помост в центре тюремного дворика и оглушает им бунтовщиков — одного за другим, так же, как Большой Заключённый оглушал тюремщиков . Для Большого Заключённого этого оружия не достаточно — его Игрок оглушает гирей, из тех, что приковывают к ногам осуждённых . Фантастическое зрелище финального избиения содержит не менее сорока отдельных актов насилия , и под конец совершенно теряет связь с реальностью .

Игрок в изнеможении падает, над ним склоняется Незнакомка. В этот момент меняется фон: Игрок и Незнакомка оказываются на том же поле для гольфа, с которого начался фильм . Концовка подтверждает нараставшие сомнения в реальности происходящего на экране: бо́льшая часть событий фильма происходила в бессознательном бреду Игрока .

История производства и проката

В начале 1920 года Китон, ранее работавший под началом комика Роско Арбакла , получил право снимать собственные фильмы — как ведущий комик, сценарист, режиссёр и постановщик трюков. В 1920 году Китон и его партнёр, режиссёр Эдвард Клайн, поставили три фильма: (англ.) , «Одна неделя» , и «Заключённый № 13». Первый фильм показался авторам недостаточно хорошим для дебютного показа, и они придержали его «до лучших времён». Таким образом, в сентябре 1920 года первой вышла «Одна неделя», вторым — «Заключённый № 13». «The High Sign» вышел на экраны полгода спустя. Все эти фильмы были короткометражками, состоявшими из двух частей по 300 метров 35-миллиметровой плёнки .

Помимо Китона, Клайна и их традиционных партнёров Сибил Сили и Джо Робертса, в фильме снялась вся актёрская семья Китонов. Отец Бастера (Джо Китон), мастер ирландского танца, сыграл заключённого-бунтовщика. Узнав у тюремщика точное время (ровно три часа), заключённый-Джо начинает бунт, нокаутируя трёх полицейских ударами ног . Дядя Бастера (Гарри Китон) играет незадачливого низкорослого тюремщика — первого из нокаутированных Большим Заключённым . Мать Китона (Луиз Китон) играет одну из дам, мешавших Игроку в сцене, после которой Игрок вынужден играть мяч отскоком от стены сарая.

Премьера фильма в октябре 1920 года совпал с казнью семерых осуждённых в Чикаго . Карл Сэндберг в своей рецензии удивился печальному совпадению и похвалил создателей фильма за мастерство, с которым они превратили казнь через повешение — в безудержную комедию, вызывавшую в аудитории взрывы смеха. Сэндберг писал, что «Китону пока далеко до классической и классной комедийной игры Чаплина … но на сегодня он [Китон] — ближайший соперник Чаплина за титул великого комика» .

В послевоенные годы фильм считался утраченным. Все прокатные копии были уничтожены, сохранились лишь сцены бунта в тюрьме. Только в 1970-е годы партнёр Китона (англ.) , владевший исключительными правами на китоновские фильмы, разыскал другие сохранившиеся фрагменты и восстановил «Заключённого № 13» . По мнению критика Габриэл Олдхэм, вероятно, что в редакцию Рохауэра не вошли отдельные, навсегда утраченные, фрагменты, — например, сцены встреч Игрока и Незнакомки в тюрьме . Восстановленный фильм сопровождается традиционной для немой комедии фортепианной музыкой. Гитарист (англ.) сочинил альтернативную звуковую дорожку фильма — она опубликована на альбоме 1996 года (англ.) (композиции Convict 13 и The Gallows ) .

В ролях

  • Бастер Китон — Игрок в гольф / Беглец / Тюремщик
  • Сибил Сили — Незнакомка / Дочь Начальника тюрьмы
  • Джо Робертс — Большой Заключённый («Страшный Заключённый», «Спятивший Заключённый»)
  • (англ.) — Палач
  • Джо Китон — заключённый
  • Гарри Китон — низкорослый тюремщик
  • Луиз Китон — дама на поле для гольфа

Примечания

  1. , p. 26.
  2. , p. 27.
  3. , p. 29.
  4. , p. 30.
  5. , pp. 31-32.
  6. , p. 32.
  7. , p. 33.
  8. , p. 34.
  9. , p. 35.
  10. , p. 36.
  11. , p. 37.
  12. , p. 38.
  13. , p. 39.
  14. , pp. xxi-xxii.
  15. , p. 18: «Buster Keaton is not as yet up to the classic and classy comedy of Charlie Chaplin. It is a safe comment, however, that he is the nearest rival appearing thus far on the heels of Charlie Chaplin as a great comedian»..
  16. Kalat, D. (англ.) . Turner Classical Movies. Дата обращения: 2 апреля 2012. 4 августа 2013 года. .
  17. , pp. 33-34.
  18. . Nonesuch Records (1996). Дата обращения: 7 апреля 2012. 5 октября 2012 года.

Литература

  • Balducci, A. . — McFarland, 2011. — 310 p. — ISBN 9780786465132 .
  • Mast, G. . — University of Chicago Press, 1979. — 369 p. — ISBN 9780226509785 .
  • Neibauer, James L. . — Scarecrow Press, 2010. — 227 p. — ISBN 9780810876828 .
  • Oldham, G. . — Southern Illinois University Press, 2010. — 396 p. — ISBN 9780809385942 .
  • Sandburg, C. et al. . — Lake Claremont Press, 2000. — 397 p. — ISBN 9781893121058 .
  • Sweeney, K. et al. . — Univ. Press of Mississippi, 2007. — 242 p. — (Conversations With Filmmakers Series). — ISBN 9781578069637 .
  • Trahair, L. . — SUNY Press, 2008. — 264 p. — (SUNY Series Insinuations: Philosophy, Psychoanalysis, Literature). — ISBN 9780791472484 .

Ссылки

  • (англ.)
  • Janiss Garza. (англ.) . Rotten Tomatoes. Дата обращения: 4 апреля 2012.
Источник —

Same as Заключённый № 13