Interested Article - Сансара
- 2020-09-03
- 2
Санса́ра или самса́ра ( санскр. संसार , IAST : saṃsāra «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой , одно из основных понятий в индийской философии : душа , тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению ( мокше ) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме , буддизме , джайнизме и сикхизме . Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма сансара рассматривается как результат неведения в понимании своего истинного «я», неведения, под влиянием которого индивид или душа принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.
В индуизме
Впервые учение о сансаре появляется в упанишадах ( Чхандогья , Брихадараньяка ).
В индуизме причиной пребывания души ( дживы ) в мире сансары считается авидья (неведение), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи . Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений , заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.
Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по-разному: мокша , мукти, нирвана или махасамадхи.
В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре /Богу (см. бхакти и бхакти-йога ), путём медитации ( раджа-йога ), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа ( джнана-йога ) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам ( карма-йога ).
В монистической адвайта-веданте , которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты ), при осознании которой все временные проявления, такие как сансара, космос , дэвы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.
В философской школе санкхья — одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма — принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула , и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:
- Буддхи («сознание»)
- Аханкара («эго»)
- Манас («ум как центр чувственного восприятия»)
В круговороте сансары живые существа , эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов , насекомых , растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции дэвы -творца вселенной Брахмы . Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях, и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.
Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа ( джива ) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия ( локи ) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически это делает возможным памятование о прошлой жизни ( джатисмара ) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме примерами джатисмары являются истории Джатаки , в которых Будда (основатель буддизма Сиддхартха Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.
В буддизме
В буддизме под сансарой понимают мир страданий ( дуккхи ), страстей и несвободы, неразрывно связанный с повторяемым циклом рождений и смертей . В шастре «Спасение украшения» сансара описывается следующим образом: « Истинная сущность её пустота , вид её обман, признак её мучение и рождение ». В частном случае под сансарой также может пониматься « сознание обычных существ», которое подвержено « неведению , гневу, страстной привязанности» и другим омрачениям , или общая последовательность подобных состояний сознания, непрерывно сменяющих друг друга в каждый момент времени .
Будда Шакьямуни описывал сансару следующим образом :
Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания. Как вы думаете, ученики, больше ли воды в четырёх великих океанах, или слёз, пролитых вами, когда вы бродили и скитались в этом долгом паломничестве и скорбели и плакали, ибо то, что было вашим уделом, вы ненавидели, а то, что вы любили, не было вашим уделом. Смерть матери, смерть брата, потеря родственников, потеря собственности — всё это пережили вы в течение долгих веков. И, переживая в течение долгих веков всё это, скитаясь и бродя в этом паломничестве, скорбя и плача, — ибо то, что было вашим уделом, вы ненавидели, а то, что вы любили, не было вашим уделом, — вы пролили больше слёз, чем есть воды в четырёх великих океанах. Будда Шакьямуни . Самъютта-никая
Визуальным воплощением сансары также может служить бхавачакра , изображающая двенадцатичленную формулу бытия вместе с основными омрачениями в виде неведения, привязанности (страсти) и ненависти в их животном воплощении, а также элементами буддийской космологии . Комментируя бхавачакру, учителя тибетского буддизма указывали, что если человек больше не хочет вращаться в круговороте сансары, ему необходимо разъединить двенадцатичленную цепь .
Сансара считается не имеющей начала . Наиболее важными причинами продолжения существования сансары считаются карма и омрачения живых существ , причиной же существования человека в сансаре является его неведение относительно своей природы и убеждённость в существовании вечного и неизменного «я» . Освободиться от сансары и страданий возможно с помощью достижения нирваны , являющейся «миром абсолютного, миром свободы» .
Среди шести миров , в которых могут перерождаться живые существа, мир людей считается наиболее подходящим для достижения нирваны, несмотря на то, что мир богов считается более счастливым. Страдание присутствует во всех шести мирах, но перерождение в миры животных, голодных духов и адских существ считается нежелательным. Согласно буддизму, выбор конкретного мира для перерождения происходит исходя из накопленной кармы . В тхераваде считается, что перерождение происходит сразу после смерти, в махаяне указывается, что существует промежуток времени между смертью и новым рождением. В тантрическом буддизме данный промежуток оформился в концепцию бардо .
Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями вместе с разнообразными способами освобождения от неё. Универсальным путём освобождения от сансары считается восьмеричный путь . Также освобождение связано с появлением у человека высшей интуитивной мудрости — праджни . При освобождении человеку необходимо полагаться не на усилия высших существ, а на себя и самостоятельное постижение учения. В некоторых направлениях махаяны также считается, что после освобождения от сансары человек может осознать, что сансара абсолютно тождественна нирване .
В китайском буддизме понимание сансары изменилось. Если раньше сансара однозначно воспринималась как страдание, то в Китае подобное восприятие сансары значительно ослабло. Существование в сансаре бесконечных перерождений стало для знакомящихся с учением «надеждой на вечное продолжение индивидуального существования» или вариантом даосского бессмертия . Данное понимание противоречило буддийскому учению анатмавады , указывающей на отсутствие какой-либо постоянной самости или «я» у человека, что в дальнейшем стало причиной ряда дискуссий. Китайскими буддистами также был сделан акцент на улучшение кармы для получения следующего хорошего перерождения, в котором появится больше возможностей для самосовершенствования. Вхождение же в нирвану рассматривалось в более отдалённом будущем .
В чаньской школе сансару изначально не отделяют от нирваны, что связано с ориентацией школы на Махапаринирвана-сутру в данном вопросе. Чань считает неверным понимание нирваны как «ухода из мира» и отказывается от понимания сансары как промежуточного места перед нирваной или рождением в Чистой земле школы Цзинту . Чань указывает, что просветления возможно достичь в этой жизни без каких-либо дополнительных рождений, после чего человек продолжит жить дальше в «эмпирическом бытии» .
В джайнизме
Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.
В сикхизме
В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом ( карме или ) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной , перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации , называется мукти . Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью — уровень, который известен как дживан-муктат , что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».
Примечания
- ↑ , с. 127.
- , с. 222.
- ↑ .
- .
- ↑ , с. 1118.
- Радхакришнан С. Этический идеализм раннего буддизма // Индийская философия. Том I / Под ред. В. И. Кальянова , А. С. Бархударова и др. — М. : Миф, 1994. — С. 308. — 624 с. — ISBN 5-87214-013-4 .
- Урбанаева И. С. Буддийская философия и медитация в компаративистском контексте (на основе индо-тибетских текстов и живой традиции тибетского буддизма) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН , 2014. — С. 220. — 376 с. — ISBN 978-5-8200-0347-9 .
- , с. 223.
- , с. 58.
- , с. 222—223.
- Лысенко В. Г. . — М. : ИФ РАН , 2003. — С. 3—4. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9 . 29 июля 2016 года.
- , с. 37—38.
- .
Литература
- Анисимова И. В., Тузова А. А. // Востоковедные исследования на Алтае. — Барнаул: Алтайский государственный университет , 2018. — № 12 . — С. 32—39 . — ISSN .
- Булич С. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб. : Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — ISBN 5-85803-268-0 . — ISBN 5-352-00735-9 .
- // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 592—593. — 840 с. — 150 000 экз.
- Мялль Л. Э. Сансара // / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева . — М. : Республика , 1992. — С. —223. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
- Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
- Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм: Карманный словарь. — СПб. : Амфора , 2002. — 172 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94278-326-8 .
- Сансара // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красникова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2008. — С. 1118. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 . — ISBN 978-5-98426-067-1 .
- // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1985. — С. 393. — 512 с. — 200 000 экз.
- Торчинов Е. А. Сансара // Буддизм: Карманный словарь. — СПб. : Амфора, 2002. — С. 127. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5 .
- Уланов М. С. Учения о сансаре и нирване в буддизме // / Отв. ред. Б. К. Салаев . — Элиста: КалмГУ , 2012. — С. 27—34. — 168 с.
- Черданцева И. В., Жиренова А. Т., Тузова А. А. // Философские дескрипты. — Барнаул: Алтайский государственный университет , 2018. — № 19 . — ISSN .
- Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- : [ 3 января 2023 ] / Шохин В. К. , Лысенко В. Г. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .
- // Энциклопедия « Кругосвет ».
Ссылки
- Лама Сопа Ринпоче . . « Фонд поддержания Махаянской традиции ».
- Шен Янь . . «Дзендо».
- 2020-09-03
- 2