Порто-франко
- 1 year ago
- 0
- 0
Порто-фра́нко в Батуме (1878—1886) — «свободный порт» , созданный в соответствии с решениями Берлинского конгресса на территории, подконтрольной России . Конечный пункт железной дороги Баку — Батум . Развивался как центр экспорта керосина и нефтепереработки в российском Причерноморье .
Площадь порто-франко на 1884 год составляла чуть более 324 десятин .
Вероятно, российское правительство задумывалось о присоединении Батума ещё ко времени принятия Грузии в русское подданство . Многие источники отмечают важное стратегическое значение города : последний находился в непосредственной близости от русско-турецкой границы и обладал едва ли не «самой безопасной гаванью на всём побережье от Керчи до Синопа » . В результате русско-турецкой войны (1877—1878) Батум должен был отойти России . Установление в нём режима порто-франко различные исследователи объясняют стремлением европейских держав не допустить усиления России на Чёрном море .
Уже в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов противоречия между Россией и рядом европейских стран достигли критического уровня. В мае 1878 г. российский посол в Лондоне ( П. А. Шувалов ) и британский министр иностранных дел ( маркиз Солсбери ) подписали «меморандумы о достигнутой договоренности» , которые, в числе прочего, предусматривали сохранение Батума за Россией .
Летом 1878 г. в Берлине состоялся международный конгресс, на котором, по требованию европейских держав, были пересмотрены условия Сан-Стефанского мирного договора (согласно ему, русские приобретали в Закавказье Батум и ряд других территорий). В итоге Петербург вынужден был согласиться на компромиссный вариант: Турция уступала Батум России, однако последняя обязалась объявить его порто-франко :
Е. И. В. Император Всероссийский заявляет, что его намерение — превратить Батум в свободный порт, открытый, главным образом, для торговли.
Оригинальный текст (фр.)S. M. l'Empereur de Russie déclare que son intention est d'ériger Batoum en port franc, essentiellement commercial— Ст. 59 Берлинского трактата // Ян Верзайл. Международное право в исторической перспективе (том III) ( пер. с фр. и с англ. )
Примечательно, что на конгрессе представители Британии, словно «забыв» о майской договорённости, наотрез отказались включать Батум в состав России. Шувалову не удалось переубедить Солсбери, так что в конфликт «пришлось вмешаться» российскому министру иностранных дел, А. М. Горчакову . Позднее Александр Михайлович отзывался о событиях тех дней, как о «самой черной странице» в его биографии .
25 августа, согласно договоренности с турецкой администрацией, русские войска заняли Батум.
В то время город представлял собой «деревушку, в которой было до трех тысяч жителей. Лучшие дома были деревянные, крытые черепицей»; располагались они в хаотичном порядке. Вместо улиц город пересекали «узкие коридоры», где не могли разъехаться даже два экипажа. Батум «казался вымершим, и только единственно набережная была оживлена, так как на ней помещались… кофейни и рестораны». Некоторые магазины были закрыты, «так как хозяева их — турки ушли, оставив дома свои с выбитыми стеклами и сорванными дверями». После войны в городе какое-то время ощущалась нехватка продовольствия, так что хлеб завозили из Одессы .
Герретсон в своей «Истории Royal Dutch » описывает Батум при османах как небольшое мусульманское селение, «окруженное болотами узкой полосы побережья» . По свидетельству Дж. Брайса , посетившего порт за год до его передачи России, то был опустевший «сонный городок на Чёрном море…», расположенный в болотистой местности с нездоровым климатом. Тем не менее, будущий виконт и посол Великобритании в США предрекал Батуму стремительное развитие в случае, если бы городом овладели русские .
Уже 1 сентября 1878 года, после занятия вновь приобретённых территорий русскими войсками, военное положение было снято «со всех частей Кавказа и Черноморского побережья». В том же месяце было принято решение о создании особого Батумского округа под управлением военного губернатора. Округ вошёл в состав новообразованной Батумской области, вместе с двумя другими округами (Аджарским и Артвинским ) и портовым городом Батумом. Последний исключался из общей системы военного управления краем.
Режим порто-франко действовал только на территории порта и самого города Батума. У побережья находилась главная складская таможня, взимавшая сборы по провозу и вывозу товаров и осуществлявшая надзор за гаванью вне линии порто-франко. За пределами Батума были созданы таможенные заставы Чорохская и Озургетская и пост Кахаберский. Из-за увеличения грузо- и пассажиропотоков по реке Чороха , близ её устья была открыта застава Усть-Чорохская.
Штат батумской таможни был учрежден по образцу штата тифлисской складской таможни и включал в себя должности «переводчика европейских языков, корабельного смотрителя и его помощника».
Несмотря на статус «вольной гавани», в порту сохраняли силу все карантинные постановления, необходимые для предотвращения эпидемий . Ещё в 1878 году в городе был образован Батумский военный госпиталь .
В Батуме действовал областной меджлис (иначе — народный суд); иностранцы не подпадали под его юрисдикцию . Наряду с меджлисом, в городе имелся и мировой судья .
Батум являлся центром одноимённой области до 1883 года, когда она стала частью Кутаисской губернии .
По некоторым данным, проникновение российского капитала в Аджарию происходило «ещё при турецком господстве» в регионе. Однако лишь после вхождения Батума в состав России экономическое развитие края заметно ускорилось, во многом благодаря возможности беспошлинной торговли в городе и порте.
По словам Герретсона, «новый промышленный центр рос в условиях лихорадочного бума» . А. Х. Абашидзе приводит следующую статистику: за шесть неполных лет существования режима «порто-франко» (1878—1884) в городе «было построено 305 жилых домов, открылись 4 табачные фабрики, 8 гостиниц, 4 кондитерские, 27 пекарен… 49 прачечных, 15 галантерей, 12 обувных фабрик» .
Ускоренными темпами развивалась и портовая инфраструктура, что превращало Батум в важнейший порт Закавказья . Так, за один лишь 1882 год величина экспорта товаров достигла 6,5 млн французских франков, тогда как размер импорта составил около 1,1 млн франков, соответственно .