Interested Article - Власть (концепт)
- 2020-06-22
- 1
Власть — социальный конструкт , отражающий определённым образом выстроенные отношения подчинения кого-то кому-то, зависимости, проявления силы или давления, оказания влияния, возможно невидимого. Власть — междисциплинарный концепт, неразрывно связанный с концептами «знание», «элита», «управление», «канон», «дисциплинарность» .
Наиболее разработан концепт власти в работах Мишеля Фуко , который противопоставляет свои представления о «дисциплинарной власти» власти, связанной с законами. В его представлениях власть оказывается простым ограничителем свободы, границей её осуществления . Она не сконцентрирована в какой-то точке, она вездесуща и воспроизводит себя в социальных отношениях. Власть, по Фуко, может быть представлена следующим образом:
- Осуществление надзора. Объект должен быть видимым.
- Дисциплинарные практики, которые осуществляются над объектом.
- Тело — сам объект.
- Особым образом устроенное пространство.
- Знание, неразрывно связанное с властью.
В таком виде власть прежде всего представлена в больницах, тюрьмах, учебных заведениях. Тюрьма — идеальное пространство для осуществления власти. Определённым образом организованные помещения тюрем позволяют осуществлять надзор над заключёнными (объектами власти), в ходу и дисциплинарные практики. Идеальное воплощение такой тюрьмы — паноптикум .
М. Фуко не разделяет концепты «власти» и «знания». Его занимают механизмы власти, которые «делают возможными и продуцируют эти производства истин, а эти производства истин сами оказывают властные воздействия, которые нас связывают» . Под истиной Фуко понимает не просто общую норму, а некую совокупность приёмов, позволяющих совершать высказывания, которые будут восприниматься как истина.
Фуко рассматривает дисциплинарную власть как стратегию, а Мишель де Серто рассматривает власть как практику. Если у Фуко власть — явление жёсткое и не изменяющееся, то практика де Серто выглядит иначе. Практика — это способ освоения мира и жизнь в нём, осуществляющиеся через мягкое игнорирование, приспособление и изменение среды. Смысл не в том, чтобы активно и жёстко сопротивляться власти, как это происходит в стратегиях, а в том, чтобы мягко уходить от нежелательных влияний, все равно делать «по-своему», но без сопротивления, через изменение среды.
Совсем другой заход к пониманию власти совершает Пьер Бурдьё , говоря о символической власти — она невидима и может осуществляться только при содействии тех, кто не хочет знать, что подвержен ей или даже сам её осуществляет . Существуют «символические системы», такие как язык, миф, религия в качестве инструментов познания и конструирования мира. И такие системы могут осуществлять свою структурирующую власть лишь потому, что они структурированы сами. Символическая власть может изменять мир, определять отношение к нему, видение мира, но лишь при условии её признания — легитимности. Именно вера в её легитимность позволяет производящим эту власть давать силу словам и лозунгам и тем самым менять или осуществлять порядок.
См. также
Примечания
- . bibliofond.ru. Дата обращения: 17 июля 2013. 31 мая 2013 года.
- . moluch.ru. Дата обращения: 17 июля 2013. 25 июня 2013 года.
- . dissercat.com. Дата обращения: 17 июля 2013. 5 марта 2016 года.
- . lap-publishing.com. Дата обращения: 17 июля 2013. 4 марта 2016 года.
- . pi.sfedu.ru. Дата обращения: 17 июля 2013. 31 августа 2013 года.
- Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. — M.: Ad Marginem, 1999.с
- . ec-dejavu.ru. Дата обращения: 17 июля 2013. 27 ноября 2012 года.
- Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2002. — 384 с. — (Серия «Новая наука политики»).
- Бурдьё П. Социология социального пространства. — М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007, с. 87—96.
- 2020-06-22
- 1