Тарасов, Виктор Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Гвардии лейтенант Виктор Павлович Тарасов — главный герой кинофильмов « В зоне особого внимания » и « Ответный ход » в исполнении Бориса Галкина .
Усиление милитаристских настроений привело к тому, что на ответственный пост центрального персонажа в армейских фильмах вместо молодого солдата заступил кадровый офицер . Персонаж Тарасова был создан военным журналистом Евгением Месяцевым на основе реального случая, когда во время учений прапорщик и офицер с двумя солдатами обезвредили банду бежавших из колонии рецидивистов. Месяцев, проведя собственное журналистское расследование, написал об этом сначала репортаж, а затем и киносценарий. Позже, благодаря режиссёрской работе Андрея Малюкова и актёрской игре Бориса Галкина персонаж был воплощён на экране .
Однако Галкин был не первым кандидатом на роль. Изначально на роль Тарасова претендовало около тридцати человек, но Сергей Бондарчук , помогавший при создании фильма, после просмотра кинопроб утвердил его кандидатуру, сказав: «Конечно, Галкин» . Готовясь к роли Тарасова, Галкин оттачивал свои навыки единоборств в спортзале «Фрунзенец» на Садовой-Триумфальной в группах под руководством А. Костенко и А. Иншакова . В ходе съёмок Борис Галкин сам выполнял все сложные и острые эпизоды, кроме затяжного прыжка с парашютом — трюка, требовавшего квалификации спортсмена-парашютиста .
Сложность проблемы, которая вставала перед создателями ленты, на тот момент дебютантами — режиссёром и сценаристом, заключалась в том, что зритель заранее знал, что на экране перед ним разворачивается не настоящее сражение, а игра. Масштабная, разворачивающаяся по всем правилам военных действий , максимально приближённая к боевым условиям, но игра. Сложным представлялось втянуть в эту игру зрителя, создать атмосферу серьёзности происходящего, так как до этого фильма советские, как и, впрочем, зарубежные режиссёры не пытались строить сюжеты приключенческих фильмов на основе войсковых учений — учениям не хватало остроты сюжета. Здесь в первую очередь необходимо было знание материала — А. Малюкову помогал собственный армейский опыт, кроме того, участие в работе над другой военной картиной — « Освобождение » — также сыграло свою роль. Нужны были и такие драматургические ходы, которые бы позволяли специфику военной игры рассматривать сквозь призму обычных человеческих отношений .
Сам по себе этот ход — двух главных героев, лейтенанта и прапорщика из южной группы, сразу поставить в конфликтную ситуацию друг к другу — возможно даже в чём-то элементарен, но именно он обеспечивает действию остроту, дополнительную энергию. Назначив молодого лейтенанта Тарасова командиром взвода, начальник штаба тем самым «убивал двух зайцев»: рассчитывал на инициативу, целеустремлённость, честолюбие Тарасова и подстраховывал его — на всякий случай — огромным воинским и житейским опытом другого ключевого персонажа — прапорщика Волентира . Командирский дебют Тарасова и сто первый разведвыход Волентира должны были, каждый со своими преимуществами, соединиться в одну целенаправленную силу. Однако дело тут не в одной ситуации — в самом типе, новом характере выходящего на арену действий героя. Драматургия фильма на другом материале поддерживает, продолжает тенденцию, которая уже заявила о себе в некоторых сценариях и фильмах 1970-х, — тяготение к сильной личности, всё берущей на себя, за всё отвечающей собственной головой .
Как отметила советский кинокритик, заслуженный работник культуры РСФСР Нина Игнатьева в своей статье «Право на фильм» , есть в этом герое хватка, сокрушительный напор, неуёмная энергия, особая уверенность, с самоуверенностью граничащая, целенаправленный ум, хладнокровие, трезвость расчёта. Чем хорош такой герой и чем плох, в чём его привлекательность, а чем он настораживает, насколько закономерно его появление, — Игнатьева считает что на эти вопросы лучше отвечать не «вообще», а обращаясь к конкретному художественному опыту, к конкретному характеру, раскрывающемуся в определенных обстоятельствах. Тарасов из числа тех людей, которые стараются быть в авангарде, громко и без обиняков стремятся заявить о себе, о своих качествах. И раз уж качества эти направлены на нужное дело, устремлены на достижение общей цели, если желание идти впереди сочетается ещё и с умением вести за собой — это определённо на пользу .
Лейтенант Тарасов в исполнении Галкина — по мнению Игнатьевой — обаятельный, ловкий, смелый и выносливый . По словам обозревателя газеты « Аргументы и факты » Андрея Колобаева, в конце 1970-х и середине 1980-х годов после роли доблестного десантника в крутых боевиках «В зоне особого внимания» и «Ответном ходе» имя артиста Бориса Галкина гремело на всю страну, для многих он стал идеалом настоящего мужчины . Согласно корреспонденту « Вечерней Москвы » Андрею Кравченко, сыгранный Галкиным командир разведывательно-диверсионной группы Тарасов стал не только образцом для киноподражания, но и «визитной карточкой» актёра . Обозреватель газеты «Москвичка» Мария Посохова отмечает по этому поводу, что сыгранная тридцать с лишним лет назад роль десантника, лейтенанта Виктора Тарасова словно бы отпечаталась на нём . Киновед, член Союза кинематографистов России Денис Горелов считает, что выбор на роль командира группы гвардии лейтенанта Тарасова «компактного» самбиста-каратиста, актёра Театра на Таганке Бориса Галкина был попаданием в яблочко: «Попрыгучий мячик-лейтенант пританцовывал, бесился, валял дурака и отлично выглядел в тельняшке с автоматом-складнем через шею коромыслом» .
Член Союза писателей России , полковник запаса Борис Карпов уверен, что главный герой картины, десантный лейтенант Тарасов здорово полюбился военному зрителю по причине своего задора, напористости, бескомпромиссности, отваги, то есть всего набора качеств офицера-романтика, присягнувшего на верность Родине, готового выполнить любой боевой приказ . Прапорщика Волентира и лейтенанта Тарасова он называет просто: «Бравыми десантниками» .
После выхода фильма «В зоне особого внимания» в прокат, конкурс в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище вырос фактически в десять раз, — до двадцати человек на место , — в первую очередь, благодаря блестяще сыгранной Борисом Галкиным роли лейтенанта Тарасова. Старший редактор газеты « Красная звезда » Константин Ращепкин отмечает то обстоятельство, что мастерски владеющий приёмами рукопашного боя и ловко побеждающий на учениях со своей разведгруппой целые роты мотострелков, кинематографический лейтенант Тарасов буквально «звал» в РВВДКУ тысячи отважных мальчишек. Поступить, однако, удавалось немногим. И лишь единицам удавалось попасть по распределению в разведывательные подразделения ВДВ . «Кто из пацанов в те годы не хотел быть похожим на лейтенанта Тарасова?», — соглашается с ним другой корреспондент «Красной звезды» Юрий Бородин .
По мнению обозревателя газеты « Гудок » Светланы Пшеничновой, мальчишки тысячами шли в военные училища с именем лейтенанта Тарасова на устах, потому что это был надёжный парень, мастер своего дела, настоящий мужик . Корреспондент ИА REGNUM и помощник командующего КСПМ СНГ по информационному обеспечению полковник А. Диордиев подтверждает, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов, лейтенант Тарасов и крутой десантный боевик «В зоне особого внимания» многим парням судьбу сделали .
После успеха обоих фильмов актёр Борис Галкин встречался с командующим ВДВ генералом Подколзиным . По словам актёра, генерал сам тогда положил голову ему на плечо и сказал: «Сынок, если бы ты знал, что ты для нас сделал!..» . «Куда подевались те ловкие, удачливые десантники из фильма „В зоне особого внимания“»? — вопрошал с ностальгией обозреватель журнала «Коммунист Вооружённых сил» майор Игорь Плугатарёв, повествующий в начале 1990-х годов о пришедших им на смену героях перестроечных фильмов про армию, где на первое место вышли темы неуставных отношений и дедовщины , а не чувство долга и решимость во что бы то ни стало выполнить боевую задачу .
Во время пребывания Бориса Галкина в Пскове в июле 2011 года к нему подошла делегация из во главе с генерал-майором в отставке Юрием Соседовым. Любимому артисту они вручили подарки, благодарили за роль капитана Тарасова. «Ведь я, как и многие мои товарищи, стал офицером-десантником, посмотрев фильм „В зоне особого внимания“», — заметил один из мужчин . Виктор Бабенко, депутат Областной думы Законодательного собрания Свердловской области , председатель правления Свердловской областной организации Российского Союза ветеранов Афганистана вспоминает о времени выхода первого фильма дилогии: «Нам лет по шестнадцать было, смотрели фильм по пять-десять раз и рвались в десантуру!». О встрече ветеранов войны в Афганистане с Борисом Галкиным в 2010 году Бабенко пишет, что это уже был не тот молодой лейтенант Тарасов, да и ветераны боевых действий — тоже уже не мальчишки, но всё равно принимали его на ура, как командира . Несмотря на то, что фильмы «Ответный ход» и «В зоне особого внимания» были сняты более тридцати лет назад, молодые парни до сих пор под впечатлением от созданных Галкиным образов делают свой жизненный выбор и ставят во главу угла служение России .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|