Взвоз (Ивановская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хо́луй — село (с 1946 до 2004 гг. — посёлок городского типа) в Южском районе Ивановской области России . Административный центр Холуйского сельского поселения . Известно как центр холуйской миниатюры .
Существует несколько этимологических версий. По одной из них название происходит от одноимённого хо́луйского промысла , которым славилось селение, основанное бежавшими от монголо-татар суздальцами , и обосновавшимися там, где сооружались «хо́луи на Тезе» . По мнению краеведов «хо́луем» на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью которой перегораживали реку наискосок, и, не на всю её ширину . Согласно другой версии, русского этнографа XIX в. Максимова С. В. , слово «хо́луй» означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово «хо́луй» сохранилось на Севере, в то время как в самом Хо́луе это его значение забыто и утрачено .
По преданию, основателями Холуя были беженцы из Суздаля , спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы . Исторические письменные источники свидетельствуют, о существовании Холуйской слободы в первой половине XVI века. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря » записано: «… у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы» .
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции . «Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры. Известно, что в 1688 году слобода во владении князя Алексея Андреевича Голицына , но в том же году поступила в вотчину стольника князя Михаила Ивановича Куракина .
В 1674 году Холуйская слобода упоминается в составе Суздальского уезда .
По переписным книгам 1678 года в слободе 118 дворов и 325 душ мужского пола; главные промыслы жителей иконописание и строчевышивание. Во времена царствования Петра I на реке Тезе была устроена система простейших шлюзов, действовавшая до 1731 г., когда судоходство было прекращено из-за постройки мельниц.
В XVIII веке, с образованием Владимирской губернии , Холуй вошёл в состав Вязниковского уезда .
В 1837 году вновь открылось судоходство по Тезе, для чего были устроены пять деревянных шлюзов; один из них, на окраине Холуя, действует до настоящего времени. Количество ярмарок сразу выросло от двух до пяти, и для их проведения в слободе был сооружён постоянный деревянный гостиный двор на 300 мест — всего 14 корпусов.
По сведениям 1856 года — в слободе 900 жителей, 568 из них принадлежали графине Бобринской, а 332 были казёнными крестьянами. После Крестьянской реформы и отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян , не имевших земли.
К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород — Мстёра — Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи.
В 1946 году Холую был присвоен особый статус — рабочий посёлок , но в 2004 году был преобразован в сельский населённый пункт . C 2002 года Холуй входил в перечень исторических поселений России , но в 2010 году был лишён данного статуса .
1859 | 1897 | 1905 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|
2172 | ↗ 2219 | ↗ 2603 | ↘ 1734 | ↘ 1486 | ↘ 1296 | ↗ 1355 |
2002 | 2010 | |||||
↘ 1031 | ↘ 855 |
Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан , легко отступали от строгих канонов иконописания , вносили в изображения черты народного лубка . Искусствоведы отмечают, что в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные владимиро-суздальские традиции. В середине XIX века в год создавалось до 2 миллионов икон .
После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой . Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше . В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели , а в 1934-м выделились в самостоятельную артель.
В 1935 году в Холуе была организована художественная школа по обучению живописному мастерству, унаследовавшая традиции обучения, а в 1943 году — Холуйская художественная профшкола, которая позднее — в 1989 году — преобразована в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, ныне — Холуйское художественное училище имени Н. Н. Харламова , являющееся центром художественного образования в Холуе и важнейшим стимулом развития культурной жизни и сохранения традиции .