Interested Article - Интервал (музыка)
- 2020-03-27
- 1
Интерва́л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение двух музыкальных звуков по их высоте . В европейской теории музыки мерой исчисления музыкальных интервалов на протяжении столетий был целый тон , по отношению к которому определялись и меньшие (например, полутон , четвертитон) и некоторые бо́льшие (например, дитон , полудитон , тритон ) интервалы. Наименьшим музыкальным интервалом в европейской традиции считается полутон . Интервалы меньше полутона именуются микроинтервалами . Консонантные и диссонантные интервалы — важнейшие элементы гармонии .
Две стороны интервала
С одной стороны, интервал может быть представлен как математическая ( акустическая ) величина, выражающая отношение двух чисел — частот основных гармоник входящих в него звуков . В теоретически «правильных», то есть наиболее естественно звучащих, интервалах частоты должны соотноситься как небольшие целые числа , например 3:2 для квинты . В равномерно темперированном строе отношения слегка отклоняются от «правильных» (скажем, 1,498307 вместо 3:2). Иногда вместо отношения используют эквивалентную величину разности логарифмов частот ( цент для 3:2). Абсолютная математическая величина интервала устанавливается путём механических (на монохорде и др.) или электронных (с помощью прикладной компьютерной программы) измерений.
С другой стороны, интервал — категория специфически музыкальной логики, что проявляет себя уже в музыкальной терминологии. Например, термин quinta предполагает понятие о пяти ступенях диатонического звукоряда (пятая ступень [quinta vox] рассчитывается от основания интервала, которое называется «примой»). Из контекста, который предоставляет музыкальная нотация ( буквенная , линейная и т. д.), выводится именно музыкально-логическое значение интервала.
Интервал как математическая (акустическая) величина не может быть однозначно ассоциирован с нотированным музыкальным интервалом. Например, запись eis-a («ми диез» — «ля») в классическом учении о гармонии трактуется как хроматический интервал (уменьшённая кварта , подразумевается разрешение ми диеза в фа диез), энгармонически равный большой терции равномерно темперированного строя , в другом контексте может означать и пифагорейский дитон , и большую терцию чистого строя (например, в итальянском мадригале XVI века). Интервал, нотированный как fis-a («фа диез» — «ля»), в тональности C-dur (до мажор) может рассматриваться как малая терция равномерно темперированного строя, а в тетрахорде хроматического рода у греков — как полуторатон, или полудитон , и т. д.
Поскольку нотация фиксирует только музыкальную (а не математическую) сторону интервалов, вопрос об акустической «правильности» их звучания в каждой конкретной интерпретации нотного памятника остаётся открытым, особенно в отношении так называемой старинной музыки. Неоднозначность связи «числа» и « гармонической логики» интервала открывает простор для музыковедческих и исполнительских трактовок нотированной музыки.
Классификация интервалов
Универсальной и общепринятой классификации музыкальных интервалов, которые были объектом изучения на протяжении более двух тысячелетий, не существует. Нижеследующая классификация основана на сведениях из российских пособий по элементарной теории музыки (ЭТМ) 2-й половины XX и начала XXI века. Используемая в этих пособиях терминология (в том числе, интервальная) ориентирована на мажорно-минорную тональность (например, хроматика рассматривается как надстройка над диатоникой, отсюда хроматические интервалы — как производные от диатонических). Остальные исторические и локально-специфические звуковысотные системы (например, нейтральная, или зальзалева , терция, издревле присущая арабской музыкальной традиции ) в ЭТМ рассматриваются по минимуму или не рассматриваются вовсе.
По изложению
В музыкальной теории и практике словом «интервал» обозначают не только расстояние между двумя звуками, но и само сочетание этих звуков, нижний из которых называется основанием интервала, а верхний — вершиной . Вследствие этого возможны два способа изложения интервала: мелодический и гармонический . Звуки интервала, взятые последовательно от основания к вершине образуют восходящий мелодический интервал ; от вершины к основанию — нисходящий мелодический интервал . Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал . Иначе мелодические интервалы называются горизонтальными , а гармонические — вертикальными (по их принадлежности к категориям музыкальной горизонтали или вертикали) .
По ширине
Интервалы различаются по ширине, определяемой количеством охватываемых ими ступеней звукоряда (количественной величиной) . Те из них, которые образуются в пределах октавы , называются простыми . Некоторые авторы также выделяют категории тесных интервалов (от примы до кварты включительно) и широких (от квинты до октавы включительно) . Интервалы шире октавы называются составными , так как они состоят из октавы и простого интервала . Составные интервалы наследуют свойства простых (например, ноны, как и секунды, могут быть большими и малыми) . Интервалы шире двойной октавы (квинтдецимы) в теории музыки по традиции не рассматриваются. Число, обозначающее количество ступеней, которые охватывает данный интервал, является его кратким обозначением.
По виду
Интервалы имеют различную качественную величину, то есть заключают в себе неодинаковое количество целых тонов и полутонов . Вследствие этого однородные интервалы (интервалы идентичной ширины) могут быть не тождественны друг другу . Измерение интервалов по количеству полутонов определяет различные виды интервалов одного названия . Так, выделяют интервалы чистые (сокращённо — ч.) , малые (м.) , большие (б.) , увеличенные (ув.) , уменьшённые (ум.) , дважды увеличенные (дв. ув.) и дважды уменьшённые (дв. ум.) .
- Термины «большой» и «малый» относят к интервалам, имеющим по два основных вида : это секунды, терции, сексты и септимы.
- Термин «чистый» относят к интервалам, имеющим один основной вид : это примы, кварты, квинты и октавы. Такое название связано с тем, что в существовавших в разные времена строях указанные интервалы акустически точно соответствовали унисону, кварте, квинте и октаве натурального звукоряда . В настоящее время, в связи с изменением строя (см. Равномерно-темперированный строй ) термин сохранил своё первоначальное значение лишь в отношении октавы и примы .
- Термин «увеличенный» обозначает интервалы, которые на хроматический полутон (в случае дв. ув. — тон ) шире своего чистого или большого вида .
- Термин «уменьшённый» обозначает интервалы, которые на хроматический полутон (в случае дв. ум. — тон ) у́же своего чистого или малого вида .
Теоретически всякий интервал может быть увеличенным или уменьшенным на полутонов, однако в музыкальной практике уже трижды увеличенные или трижды уменьшённые интервалы не встречаются . Кроме того, не существует интервала, который уступал бы своей тоновой величиной чистой приме (поэтому сама прима не бывает уменьшённой, а секунда — дважды уменьшённой).
Примеры:
В музыке, где мажорно-минорной тональности нет (например, в додекафонии композиторов Новой венской школы), термины «уменьшённый» и «увеличенный» теряют смысл, а термин «чистый» используется только в смысле акустической чистоты (см. Чистый строй ).
По впечатлению на слух
Начиная с античности и до эпохи мажорно-минорной тональности интервалы также распределялись по тому, насколько слитно они воспринимаются слухом (подробнее см. в статье Консонанс и диссонанс ). В разных исторических классификациях теоретики выделяли (по порядку от самых благозвучных к наиболее неблагозвучным) «совершенные консонансы», «несовершенные консонансы», «несовершенные диссонансы», «совершенные диссонансы» и другие оценочные термины.
По принадлежности к диатонике и хроматике
Интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда, называются диатоническими . Интервалы, вершина и/или основание которых содержит хроматическую ступень (то есть ступень, производную от диатонической), называются хроматическими . Все увеличенные и уменьшённые интервалы, кроме тритонов , являются хроматическими.
Список музыкальных интервалов
Нижеследующие таблицы иллюстрируют виды интервалов, как они стандартно описываются в пособиях по элементарной теории музыки .
Количество
ступеней |
Название | Виды |
Количество
тонов |
Обозначение |
---|---|---|---|---|
Простые интервалы | ||||
Примеры простых гармонических интервалов:
|
||||
1 | Прима | чистая | 0 ( унисон ) | ч.1 |
2 | Секунда |
малая
большая |
0,5 (
полутон
)
1 ( целый тон ) |
м.2
б.2 |
3 | Терция |
малая
большая |
1,5 (
полудитон
)
2 ( дитон ) |
м.3
б.3 |
4 | Кварта |
чистая
увеличенная |
2,5
3 ( тритон ) |
ч.4
ув.4 |
5 | Квинта |
уменьшенная
чистая |
3 (тритон)
3,5 |
ум.5
ч.5 |
6 | Секста |
малая
большая |
4
4,5 |
м.6
б.6 |
7 | Септима |
малая
большая |
5
5,5 |
м.7
б.7 |
8 | Октава | чистая | 6 ( октава ) | ч.8 |
Составные интервалы | ||||
Примеры составных гармонических интервалов:
|
||||
9 | Нона (секунда + ч.8) |
малая
большая |
6,5
7 |
м.9
б.9 |
10 | Децима (терция + ч.8) |
малая
большая |
7,5
8 |
м.10
б.10 |
11 | Ундецима (кварта + ч.8) |
чистая
увеличенная |
8,5
9 |
ч.11
ув.11 |
12 | Дуодецима (квинта + ч.8) |
уменьшенная
чистая |
9
9,5 |
ум.12
ч.12 |
13 | Терцдецима (секста + ч.8) |
малая
большая |
10
10,5 |
м.13
б.13 |
14 | Квартдецима (септима + ч.8) |
малая
большая |
11
11,5 |
м.14
б.14 |
15 | Квинтдецима (октава + ч.8) | чистая | 12 | ч.15 |
Количество ступеней | Название | Качество | Количество тонов | Обозначение | Квинтовых шагов |
1 | Прима | чистая | 0 | ч.1 | 0 |
увеличенная | 0,5 | ув.1 | 7 | ||
2 | Секунда | малая | 0,5 | м.2 | 5 |
большая | 1 | б.2 | 2 | ||
увеличенная | 1,5 | ув.2 | 9 | ||
уменьшенная | 0 | ум.2 | 12 | ||
3 | Терция | малая | 1,5 | м.3 | 3 |
большая | 2 | б.3 | 4 | ||
уменьшенная | 1 | ум.3 | 10 | ||
увеличенная | 2,5 | ув.3 | 11 | ||
4 | Кварта | чистая | 2,5 | ч.4 | 1 |
увеличенная | 3 | ув.4 | 6 | ||
уменьшенная | 2 | ум.4 | 8 | ||
5 | Квинта | чистая | 3,5 | ч.5 | 1 |
уменьшенная | 3 | ум.5 | 6 | ||
увеличенная | 4 | ув.5 | 8 | ||
6 | Секста | малая | 4 | м.6 | 4 |
большая | 4,5 | б.6 | 3 | ||
уменьшенная | 3,5 | ум.6 | 11 | ||
увеличенная | 5 | ув.6 | 10 | ||
7 | Септима | малая | 5 | м.7 | 2 |
большая | 5,5 | б.7 | 5 | ||
увеличенная | 6 | ув.7 | 12 | ||
уменьшенная | 4,5 | ум.7 | 9 | ||
8 | Октава | чистая | 6 | ч.8 | 0 |
уменьшенная | 5,5 | ум.8 | 7 |
В двенадцатиступенном равномерно темперированном строе , ставшем основным в европейской музыке с XVIII в., соотношение частот звуков, образующих интервал, вычисляется как , где — количество тонов (см. таблицу выше).
Обращения
Обращением интервала называется перемещение звука, лежащего в его основании, на октаву вверх или вершины интервала — на октаву вниз. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым, дважды увеличенный — дважды уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. В простых интервалах сумма цифровых обозначений основного вида интервала и его обращения всегда равна девяти.
Основной интервал | Обращённый интервал |
---|---|
Прима (1) | Октава (8) |
Секунда (2) | Септима (7) |
Терция (3) | Секста (6) |
Кварта (4) | Квинта (5) |
Квинта (5) | Кварта (4) |
Секста (6) | Терция (3) |
Септима (7) | Секунда (2) |
Октава (8) | Прима (1) |
Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхний — вниз, нижний — вверх) либо один из них на две октавы, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна шестнадцати.
Основной интервал | Обращённый интервал |
---|---|
Нона (9) | Септима (7) |
Децима (10) | Секста (6) |
Ундецима (11) | Квинта (5) |
Дуодецима (12) | Кварта (4) |
Терцдецима (13) | Терция (3) |
Квартдецима (14) | Секунда (2) |
Квинтдецима (15) | Прима (1) |
Увеличенная октава, также рассматривающаяся как составной интервал, даёт в обращении октаву уменьшённую.
Возможность исполнения
Возможность исполнения интервалов конкретными инструментами или вокально определяется, в частности:
- диапазоном инструмента/голоса (ограничение и сверху, и снизу, причём ближе к крайним доступным регистрам качество звучания становится хуже, особенно у вокалистов);
- [для гармонического изложения] технической возможностью одновременного извлечения более одного звука (например, на ксилофоне - да, а на духовых инструментах или голосом - нет):
- растяжением руки исполнителя (например, взрослый пианист обычно способен сыграть legato одной рукой интервалы до децимы , а скрипач при ведении смычка по одной струне — не шире тритона );
- удобством интонирования (скажем, очень часто сложны широкие интервалы, особенно скачки́ [так, на рояле в быстром темпе можно не попасть на нужную клавишу], а также непривычные для соответствующей культуры интервалы типа зальзалевой терции для певцов-европейцев);
- реальностью достижения слитного звучания при групповой игре (допустим, движение октавами считается рискованным, ибо ясно ощущается малейшая фальшь).
Эти и другие исполнительские ограничения по интервалам всегда учитываются композиторами при написании музыки как для инструмента/голоса соло, так и для оркестра .
Примечания
- Назайкинский Е. В. от 16 апреля 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008. — С. 435.
- В отечественном музыковедении числовое отношение интервала часто неправильно называют « пропорцией ». Например, Е. В. Герцман: «…звучание должно выражаться числом… можно смело представлять звуковые отношения конкретными числовыми пропорциями. Но так как неодинаковые отношения количества представляются различными типами пропорций, то и расстояния между звуками (интервалы) способны регистрироваться аналогичным образом, то есть кратными, эпиморными, эпимерными и прочими пропорциями» (Пифагорейское музыкознание. СПб., 2003, стр. 280—281.).
- Подробно об арифметических терминах «отношение» и «пропорция» можно прочитать в учебниках арифметики, например, в Шестом отделе учебника А. С. Киселева от 4 декабря 2016 на Wayback Machine .
- ↑ Красинская Л. Э., Уткин В. Ф. Элементарная теория музыки: Учеб. пособие. — М. : Музыка, 2007. — С. 84, 94, 87. — 334 с. — ISBN 978-5-7140-0764-4 , ББК 85.314, К 78.
- Термины «горизонтальный интервал» и «вертикальный интервал» вошли в употребление в последние десятилетия XX века, см., например: Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988, с.22. В популярных доныне учебниках элементарной теории музыки, написанных в 1950-е гг. — И. В. Способина (1951), В. А. Вахромеева (1956), а также в «Практическом руководстве по музыкальной грамоте» Г. А. Фридкина (1957) — использовались только термины (соответственно) «мелодический интервал» и «гармонический интервал».
- ↑ В. И. Астахова. Музыкальная грамота : Популярный справочник для тех, кто учится играть на гитаре, фортепиано, баяне и других музыкальных инструментах. — Минск: Современная школа, 2011. — С. 21, 22. — 48 с. — 3050 экз. — ISBN 978-985-539-187-7 .
- ↑ Алексеев Б., Мясоедов А. Глава IV. ИНТЕРВАЛЫ // Элементарная теория музыки. — Москва: Издательство «Музыка», 1986. — С. 67—69. — 240 с. — 38 000 экз.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ Курс теории музыки / Общая редакция А. Л. Островского. — Издание 3-е. — Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1988. — С. 49, 48. — 20 000 экз.
- Битюков Сергей. (рус.) . Хабр (7 августа 2021). Дата обращения: 12 августа 2021. 12 августа 2021 года.
- М. И. Чулаки // Изд-во «Музыка», М. (1972) — см., в частн., стр. 35 и 49.
Литература
- // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 544—545. — 960 с.
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Музгиз, 1962
Ссылки
- Гуго Римана
- (наименования интервалов и их переводы не являются нормативными)
- 2020-03-27
- 1