Interested Article - Бакшевская масляница

Захват крепости

Бакше́вская масляница (другие названия: «Бакшевская масленица», «Масленица отрядов добровольных помощников реставраторов») — ежегодный неформальный и некоммерческий праздник, устраиваемый при содействии клуба любителей отечественной истории «Рождественка» на масленицу . На празднике традиционно сжигается чучело зимы, а кульминацией является захват большой снежной крепости . С 1985 года праздник проводится ежегодно. Место проведения праздника находится в Подмосковье и ежегодно меняется .

История

Первые упоминание о «снежной крепости в лесу» относится к началу 1980-х годов. Этот праздник проводился силами нескольких туристических групп, в историографию Бакшевской Масляницы он не включён. В 80-е годы XX века основными организаторами лесной Масленицы были члены трудовых отрядов общества добровольных помощников реставраторов при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры ( ВООПИК ) Энтузиасты, которые летом в свои отпуска и каникулы ездили восстанавливать монастыри и старинные усадьбы, в межсезонье в будние вечера трудились на архитектурных объектах Москвы, зимой устраивали неформальный праздник для себя и всех желающих. Праздник назван в честь Михаила Бакшевского, токаря московского инструментального завода «Калибр», участника общественных работ по реставрации усадеб, монастырей и храмов, который и организовал первые народные празднования в середине 80-х годов .

Из числа добровольных помощников реставраторов в 1990 году образовался реставрационный отряд «Рождественка», позже разросшийся и сильно расширивший круг интересов. Помимо реставрации, рождественцы занимаются туризмом, авторской песней, спортом, фольклором и т. д. Один из основных проектов, в котором принимает участие содружество «Рождественка», подготовка лесной Масленицы, теперь — Бакшевской Масляницы . В 90-е и первой половине 2000-х годов информация о празднике и месте его текущего проведения регулярно публиковалась в газете «Московский комсомолец». Но с годами праздник становился всё популярнее, и устроителям стало сложно поддерживать порядок, обеспечивать безопасность, убирать мусор за таким количеством участников собственными силами. Электрички уже не справлялись с огромным числом желающих приехать на праздничную Поляну: по некоторым оценкам, в 2005 году число участников Масляницы составило около 7500 человек. Далеко не все из них соблюдали рекомендации и пожелания устроителей, касающиеся поведения на Поляне, автотранспорта, безопасности и т. п. Особенно «отличились» гости, которые попали на Масляницу практически случайно, узнали о празднике в последний момент из местной прессы и не представляли, куда попали. После 2005 года было принято решение не рекламировать праздник и не сообщать широко о месте её проведения.

Тем не менее, никакой «секретности» нет, праздник остаётся открытым: до 2017 года оповещение желающих проводилось по заявкам на сайте Рождественки, начиная с 2018 года — через социальную сеть « ВКонтакте ». Примерно за месяц до праздника во «ВКонтакте» организуется отдельная «встреча», в которую может вступить любой желающий. Примерно за три дня до него приём заявок прекращается, встреча закрывается и в неё помещается файл с указанием места, расписанием электричек, рекомендациями и полезными советами. И даже после этого устроители просят не выкладывать в открытый доступ место проведения вплоть до вечера Прощёного Воскресенья, в которое традиционно проводится Бакшевская Масляница.

По оценкам некоторых изданий количество посетителей «Бакшевской масленицы» составляет несколько тысяч человек .

Особенности

Праздник проходит на лесной поляне, размером примерно с футбольное поле, расположенной в труднодоступном для автомобилей месте. Средняя высота крепости — 4,5-5 метров. Поляны каждый раз выбираются в разных местах Подмосковья, повторно почти никогда не используются. Примерное время в пути от вокзала — час на электричке, час пешком .

Праздник некоммерческий. В качестве «билета» с гостей при входе на поляну взимается «песня, частушка, бублик или дырка от бублика» . Организаторы в свою очередь тоже не получают никакого дохода.

На празднике нет разделения на организаторов и гостей. Все являются равноправными участниками. Специально нанятых аниматоров тоже нет, участники сами себя развлекают, проводят игры, водят хороводы, поют песни. Те, кто занимается подготовкой и проведением праздника, предпочитают называться не организаторами, а устроителями.

Под безусловным запретом на празднике — реклама, агитация, все вопросы религиозного и политического характера, вырубка живых деревьев, коммерческая деятельность. Нет даже продажи еды, можно только самому испечь блины из своего теста в блинной крепости. Не приветствуются — ударные единоборства и употребление алкоголя. Мусор убирается и вывозится. После праздника проводятся, по крайней мере, две дополнительные уборки поляны и окрестного леса. Окончательная уборка проходит после схода снега.

Сценарий праздника, утвердившийся с 2010 года, таков. Ряженые встречают гостей у снежных ворот. Участники праздника идут к снежной Берлоге и будят Медведя, который сторожит Масляничное чучело (зиму). Вокруг чучела водят хороводы. Разозлённый Медведь с помощниками (силы зимы) похищает чучело и прячет его на Снежной крепости. Участники праздника (силы весны) под предводительством весеннего Воеводы штурмуют крепость и отбивают чучело. Вновь хороводы и заклички вокруг Масляничной куклы, сжигание чучела, братание Медведя и Воеводы. В сценарий каждый год вносятся изменения и дополнения, делающие его ещё интереснее. Основывается действо на народных традициях — устроители изучают этнографические источники, участвуют в фольклорных экспедициях. Параллельно на Поляне идут игры и забавы — можно залезть на столб за призом, «потолкаться» в «стенке на стенку», принять участие в боях мешками, ручейках, покачаться на качелях, посмотреть кукольный театр Петрушки и прочая, и прочая.

Большая часть участников приезжает на Поляну утром праздничного воскресенья, на электричках. Часть гостей приезжает заранее, в субботу или даже в пятницу, ночует в палатках или проводит ночь у костра в зимнем лесу . Субботним вечером на Поляне в последние годы делается очень красивое свечное освещение, поют песни, водят хороводы. Дороги на автомобиле к месту проведения праздника нет, автостоянка не предусмотрена, устроители не рекомендуют оставлять автотранспорт поблизости от Поляны — как вариант, предлагают автомобилистам припарковаться на соседних станциях и проделать оставшийся путь вместе со всеми — на электричке и пешком.

Подготовка к празднику

Подготовка к празднику, так называемый «Маслострой» — трудоёмкий этап. Кандидаты на новую Поляну рассматриваются почти сразу после очередного праздника в ходе «маслоразведки». Устроителям важно сходить на новое место по снегу, чтобы понять насколько оно посещаемо зимой и какие к ней действуют зимние подходы. Осенью начинается этап разметки и «облагораживания» Поляны, земляных работ и строительства деревянных сооружений. Зимой энтузиасты приезжают в выходные дни и вручную возводят снежный городок. Это занимает не одну неделю. Как минимум, к празднику на Поляне или рядом с ней помимо самой снежной крепости выстраиваются входные ворота, делается несколько горок, качелей разных типов, ставится столб и ряд других аттракционов, лабиринты из снега, снежные печка и корабль. Другие снежные скульптуры чаще всего не повторяются. Также оборудуются туалеты. На время праздника по дороге к Поляне устанавливают мусорный контейнер. Всю еду и питьё участники праздника приносят с собой. Одна из просьб устроителей к участникам — не мусорить на поляне и по дороге к ней. В основном она выполняется. Оставшийся мусор утилизируется уже после праздника — на «маслоуборках». Присоединиться к строительству или уборке может любой, как и в случае с приходом на сам праздник — никаких ограничений тут нет.

Примечания

  1. Константин Завражин. . Российская газета (26 февраля 2017). Дата обращения: 4 мая 2017. 4 мая 2017 года.
  2. Дмитрий Соколов-Митрич. . Известия (18 марта 2005). Дата обращения: 4 мая 2017. 4 мая 2017 года.
  3. Мария Плотникова. . 23-й год в первых числах марта неформальное объединение «Рождественка» организовывает в ближнем Подмосковье народное празднование Бакшевской Масляницы (старорусск.). Праздник назван в честь Михаила Бакшевского, труженика, участника работ... Новая газета , № 20 (26 февраля 2009). Дата обращения: 4 мая 2017. 4 мая 2017 года.
  4. , с. 48—57.
  5. Анна Титова. . Как проводить зиму без унылого официоза . Русский репортёр (28 февраля 2012). Дата обращения: 4 мая 2017. 4 мая 2017 года.
  6. Ирина Власова. . Газета «Мой район» (19 февраля 2010). Дата обращения: 4 мая 2017. 1 марта 2010 года.
  7. Виктория Б. Cosmopolitan (22 февраля 2017). Дата обращения: 4 мая 2017. 28 февраля 2017 года.
  8. Вика Богородская. . The Village посетил Бакшевскую Масляницу — закрытый праздник ценителей русских традиций в подмосковном лесу . The Village (3 марта 2014). Дата обращения: 4 мая 2017. 4 мая 2017 года.
  9. Иван Дементиевский. Русская служба BBC (28 февраля 2012). Дата обращения: 4 мая 2017. 10 апреля 2012 года.
  10. Кирилл Блиновидов. . Нескучный сад (журнал) (14 марта 2013). Дата обращения: 4 мая 2017. 4 мая 2017 года.

Литература

  • Н. Е. Манушкина. // Российский фольклорный союз Вестник Российского Фольклорного Союза. — 2008. — № 1 . — С. 48—57 .
  • (англ.) // American Association for the Advancement of Slavic Studies The Current Digest of the Post-Soviet Press. — Minneapolis, 2005. — Vol. 57 , iss. 1—13 . — P. 116—117 . — ISSN .
  • Анна Шеркунова. // Издательский дом журнала «Смена» Смена : журнал. — Москва: «ИД «Медиа-Пресса», 2009. — Март ( № 3 ). — С. 22—27 . 4 мая 2017 года.
  • Анна Шеркунова. // РТВ_Медиа Панорама образования : газета. — Москва, 2003. — № 1—2 (37-38) . — С. 4 .
  • Дмитрий Ухтомский. Снежная битва в Аникеевке // Антон Платов Мифы и магия индоевропейцев : альманах. — Москва: Менеджер, 1998. — Вып. 7 . — С. 187—188 .

Ссылки

Источник —

Same as Бакшевская масляница