Балет
- 1 year ago
- 0
- 0
Академический театр «Киев Модерн-балет» («Коммунальное учреждение «Театрально-зрелищное учреждение культуры «Академический театр «Киев Модерн-балет») — украинский театр современной хореографии , задуманный как авторский, где репертуар и художественные приоритеты определяются постановками одного хореографа. Театр апеллирует к формированию творческой лаборатории современного танца: смелые эксперименты, оригинальные прочтения всемирно известных театральных сюжетов, обновление и обогащение формы и лексики современного танца . Активно гастролирует по Украине и за рубежом .
Основатель и главный балетмейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины , лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко , Раду Поклитару .
История «Киев Модерн-балет» началась 19 декабря 2005 года премьерой спектакля «Le forze del destino / Сила судьбы», созданного по заказу «Фонда искусств Владимира Филиппова», в работе над которым уже были задействованы основные творческие силы будущего театра — хореограф Раду Поклитару , сценограф Андрей Злобин, художница по костюмам Анна Ипатьева, художница по свету Елена Антохина, звукорежиссёр Александр Курий, ассистент хореографа Анатолий Козлов и многие артисты, которые впоследствии вошли в состав постоянной труппы .
Одноактная опера-балет «Le forze del destino / Сила судьбы» воспроизводила атмосферу старого театра 30—40-х годов, где много мягких декораций, в которых звучали современные трактовки классических оперных хитов (аранжировка Павла Шевчука) в исполнении Елена Гребенюк ( сопрано ), и происходило насыщенное действие, о котором пресса отзывалась: «Содержание представления трудно определить конкретно; наиболее точно его отражает само название. Этот коллаж из оперных арий «сцементирован», как лейтмотивом, темой из оперы Дж. Верди « Сила судьбы », которая то и дело звучит в разных модификациях» .
ООО «Театр „Киев Модерн-балет“» во главе с Раду Поклитару и при поддержке мецената Владимира Филиппова было зарегистрировано 18 июля 2006 года . По итогам общеукраинского отбора, кастинг прошли 16 молодых танцовщиков. Наличие академического балетного образования не было необходимым условием для принятия в состав труппы (при этом все артисты являлись профессионалами современного танца, разбирались в классическом танце и умели делать классический урок) .
Премьера балета в двух сериях «Кармен. TV» на музыку Жоржа Бизе состоялась 25 октября 2006 на сцене Национального драматического театра им. Ивана Франко . За спектакль «Кармен. TV» театр получил две премии « Киевская пектораль » — в номинациях «Лучшее спектакль года» и «Лучшее пластическое решение спектакля». Исполнительница роли Кармен, Ольга Кондакова, получила номинацию как «Лучшая исполнительница женской роли» . Балеты «Веронский миф: Шекспирименты» на музыку Жоржа Бизе (2006), «Болеро» Мориса Равеля (2007), «Дождь» на музыку Иоганна Себастьяна Баха и народов мира (2007), «Щелкунчик» Петра Чайковского (2007) стали лауреатами премии « Киевская пектораль » в специально созданной номинации «Событие года» .
В партнерстве с Национальной оперой Украины им. Тараса Шевченко создан балет-триптих «Перекресток» на музыку Мирослава Скорика , балет на одно действие «Геревень» на музыку Владимира Николаева — копродукция с Пермским театром оперы и балета им. Петра Чайковского (оба в 2012 году) .
Кризисным для коллектива стал 2013 год, когда театр оказался на грани полного закрытия. Балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского рассматривали как последнюю премьеру в истории коллектива . По финансовым причинам (крайне низкие зарплаты) 9 из 21 артистов труппы покинули коллектив. На их место были набраны новые, и весь репертуар пришлось восстанавливать почти с самого начала . Постановки коллектива создаются благодаря меценатской поддержке. Балет «Жизель» — с помощью Людмилы Русалиной (основательница холдинга «Петрус-Медиа»), в ряде проектов помогал Владимир Бородянский (на тот момент – генеральный директор телеканала « СТБ », руководитель группы « StarLightMedia »), непосредственное участие бизнесмена Андрея Демидова позволило создать «Лебединое озеро») .
В марте 2016 года работы «Киев Модерн-балета» (балеты «Лебединое озеро», «Женщины в ре миноре», «Длинный рождественский обед» и балет-триптих «Перекресток») в постановке Раду Поклитару отмечены Национальной премией им. Тараса Шевченко в номинации «Музыкальное искусство». В представлении Национальной академии искусств Украины в частности говорится, что «Смысловая полифония танца, созданная мастером, передает внутренний напряженный динамизм, лексику «зашифрованных» метафор и сложных символов, артикулирует прежде всего драматические глубины бытия» .
В период с 2009 по 2017 годы труппа «Киев Модерн-балет» входила в состав Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества , на сцене которого было поставлено большинство балетов из репертуара коллектива.
5 октября 2017 года было создано КП ТЗЗК «Театр „Киев Модерн-балет“» в соответствии с решением Киевского городского совета от 22 июня №610/2772 «О создании Театрально-зрелищного заведения культуры «Театр «Киев Модерн-балет» путем выделения из театрально-зрелищного заведения культуры « Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества ». Отдельно указано, что КЗ «Театрально-зрелищное заведение культуры «Театр „Киев Модерн-балет“» является правопреемником в части имущества, прав и обязанностей КЗ «Театрально-зрелищное учреждение культуры «Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества» .
В ноябре 2017 года творческому коллективу Театра предоставлен статус академического в соотверствии с приказом Министерства культуры Украины №1176 «О предоставлении статуса академического творческому коллективу коммунального предприятия «Театрально-зрелищное заведение культуры «Театр „Киев Модерн-балет“» от 8 ноября .
В феврале 2018 года театр переименован в коммунальное учреждение «Театрально-зрелищное учреждение культуры «Академический театр «Киев Модерн-балет» в соответствии с решением Киевского городского совета от 8 февраля №11/4075 «О переименовании коммунального учреждения «Театрально-зрелищное учреждение культуры «Театр Киев Модерн-балет». В составе театра 23 артиста .
Четыре спектакля «Киев Модерн-балет» вошли в рейтинговый опрос «Киевский счет», который в январе 2021 года обнародовал список лучших украинских спектаклей 2000-х годов. В опросе приняли участие 15 украинских театральных критиков , которые внесли в список «Киевского счета» постановки «Длинный рождественский обед» (2014), «Кармен. TV» (2006), «Палата №6» (2008) и «Спящая красавица» (2018) .
Театральные обозреватели говорят о Раду Поклитару как о «хореографе-волшебнике, который дает новую жизнь старым сказкам на балетной сцене: «Щелкунчик», «Маленький Принц», «Лебединое Озеро»…» . Каждая новая работа коллектива основывается на оригинальной трактовке, на первый взгляд, известного сюжета, сквозь призму взгляда Поклитару. Так, от классического сюжета новеллы « Кармен » Проспера Мериме остаются только имена героев — центральным персонажем становится крестьянка Микаела — мечтательная блондинка, с головой погруженная в мир просмотра телесериалов (отсюда и название постановки «Кармен. TV») ; его «Жизель — не милая пейзанка, а отверженное дитя большого современного города» ; первый эпизод «Лебединого озера» начинается охотничьим убийственным выстрелом лебединой семьи и последующим уходом за спасенным птенцом инфернальным господином Ротбартом ; а сюжет «Щелкунчика» берет свое развитие не из истории маленькой дочери состоятельных родителей, а с девочки-подростка, которая попрошайничает холодными заснеженными улицами большого города, и погружается в волшебный сон, уснув прямо на улице .
Для коллектива не существует «неподъемных тем для балета» — Поклитару переводит на язык пластики фицджеральдовскую « Загадочную историю Бенджамина Баттона » («Вверх по реке») ; смело сочетает историю « Маленького принца » Антуана де Сент-Экзюпери с ранней музыкой Моцарта и украинскими колыбельными в исполнении Марии Пилипчак ; пересказывает пушкинскую историю « Пиковой дамы » с использованием музыки Петра Чайковского , но не предсказуемо одноименной оперой , а Второй и Шестой его симфониями . Постановки живы, актуальны, современны, с вкраплением иронии, здравого юмора, иногда даже «высокоуровневого стёба» («In Pivo Veritas») .
Лаконичность визуальных акцентов становится символикой. Хрупкая, незащищённая, словно обнаженная, Роза — с единственным украшением: роскошным королевским бутоном на головке, сочного цвета. Одинокая вешалка на сцене (вы же помните, с чего начинается настоящий Театр?) с разными аксессуарами одежды жителей Планет — именно эта вешалка красноречиво намекает: ищи всех персонажей — в себе. И только черный, как бездна, Змей , Библейский персонаж с яблоком соблазна , извивающийся в плотное гнездышко, или разворачивающийся до гигантских размеров, как знамя самого Зла — получает невероятную пластику и сценическую выразительность движений благодаря визуальному эффекту чёрно-белых костюмов артистов, которые в нескольких жутких мгновений балета становятся частицами его гибкого и всесильного тела.
Над художественными образами балетов «Кармен TV», «Шекспирименты», «Дождь», «Андеграунд» работает театральная художница Анна Ипатьева, выпускница национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (мастерская профессора Николая Стороженко ) . Для оформления балета «Жизель» Анна использует принты графических произведений (Николая Гончарова), как язык образности театрального костюма . Сценографию («Кармен TV», «Шекспирименты», «Андеграунд») создает заслуженный деятель искусств Украины , выпускник Львовского институту прикладного и декоративного искусства (мастерская Евгения Лысика ) Андрей Злобин . Сценические решения постановок решаются в модерном стиле (напр. события балета «Жизель» перенесены в полуразрушенные дебри современного мегаполиса ). В оформлении балета-триптих «Перекресток» 2012 года, сценограф Александр Друганов использует гравюры Дени Дидро и выводит в сценическое пространство 3D-анимацию . Бессменным звукорежиссёром всех проектов театра является Александр Курий.
В 2014 году к постановщикам присоединяется художник по костюмам Дмитрий Курята: «Женщины в ре миноре», «Длинный рождественский обед» (оба — 2014), «Вверх по реке» (2016), «Спящая красавица» (2018), «Вий» (2019), «Маленький принц» (2020), «Пиковая дама» (2021) С 2019-го — арт-директор, автор видеопроекций Ольга Никитина, которая специально к балетам создает: 3D видео картенг в балетах «Вий» (2019) ) и «Маленький принц» (2020), а в проекте «Пиковая дама» (2021) – континуум «дополненной реальности» (подобно «дополненной реальности» и «гибридной реальности» ).
Музыкальная составляющая постановок представлена широким диапазоном: от канонических балетных партитур (« Болеро » Мориса Равеля , « Лебединое озеро » Петра Чайковского , « Жизель » Адольфа Адана и другие), до авторских музыкальных компиляций («Двое на качелях» на музыку Иоганна Себастьяна Баха и Чавелы Варгаса , «Маленький принц» на музыку Вольфганга Моцарта и украинских колыбельных , «In pivo veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Возрождения , «Пиковая дама» на музыку Второй и Шестой симфоний Петра Чайковского и другие), и уникальных музыкальных первопрочтений (в постановочный процесс балета «Вий» включена и работа по музыкальной записи произведения Александра Родина силами Национального симфонического оркестра ). По словам режиссера: «…в большинстве случаев основой моей хореографии является музыкальный материал, который у нас называют словосочетанием «классическая музыка». Это может быть современная академическая классическая музыка, музыка эпохи Барокко, более ранний период. Но, во всяком случае, это классика, иногда я использую бардовскую песню и фольклор — это три кита, на которых лежит практически вся моя хореография» ).
В истории театра есть постановки, созданные специально под написанную для «Киев Модерн-балета» музыку. Таким стал балет в одном действии «Геревень» композитора Владимира Николаева (копродукция с Пермским театром оперы и балета им. Петра Чайковского (2012) , и балет-триптих «Перекресток» на музыку Мирослава Скорика (в партнерстве с Национальной оперой Украины им. Тараса Шевченко . Маэстро Скорик собственноручно дирижировал своими произведениями во время показа «Перекрестка». А также балет в двух действиях «Вий» (2019), музыку к которому написана украинским композитором Александром Родиным .
Новая постановка Раду Поклитару — это всегда ожидание нового открытия Мастера, нового движения в модерном хореографическом искусстве и одновременно уверенности во встрече с извечными ценностями Духовности и Красоты, Добра и Любви.
«Киев Модерн-балет» является авторским театром, репертуар которого состоит из преимущественно авторских постановок создателя Раду Поклитару, которые стали золотым фондом театра, завоевали награды, получили признание экспертов и зрителей. Вместе с тем, «Киев Модерн-балет» – платформа для творческого поиска молодых украинских хореографов, артистов театра. Артистами театра в разные годы были поставлены одноактные балеты: «Видение Розы» (2014) и «Времена года» (2014) Александра Родина в постановке Алексея Бусько; «Second floor» (Второй этаж) на музыку Дж. Блейка, Н. Фрама, Г. Сантаолалья в постановке Анатолия Водзянского (2016); «Вариации жизни» на музыку композиторов Альфреда Шнитке , Генри Пёрселла , Оулавюра Арнальдса , С. Андерсона, Макса Рихтера в постановке Анны Герус (2017). В театре свои работы ставили Анастасия Харченко, Елена Долгих, Александр Маншилин, Владимир Митев, В. Толстова, Руслан Баранов, Пётр Наку, Владислав Детюченко, Екатерина Курман.
В репертуарную афишу театра вошли одноактные балеты в постановке ведущего артиста театра Артёма Шошина: «Ближе, чем любовь» на музыку Иоганна Пахельбеля , Георга Фридриха Генделя , Кристофа Виллибальда Глюка , Антонио Вивальди , Эцио Боссо , Алессандро Марчелло (2015), «Пробегая жизнь» на музыку Иоганна Себастьяна Баха , Вима Мертенса, Макса Рихтера (2016), «Неразлучники» на музыку Густава Малера , Джакомо Пуччини (2019) и монобалет солиста театра Ильи Мирошниченко «Дерево не может убежать» на музыку Петериса Васкса , Джона Кейджа , Елисео Гренета . В дуете Ильи Мирошниченко и Екатерины Кузнецовой был поставлен балет-антиутопия «1984. Другая» на музыку Хильдур Гуднадоуттир , Хаушка по мотивам романа « 1984 » Джорджа Оруэлла (2020).
Афиша театра предлагает вечера дивертисмента современной хореографии («Con tutti i strumenti»), где в режиме творческой лаборатории презентуются миниатюры постановки Раду Поклитару и работы артистов театра, которые дебютируют на большой сцене в роли хореографов, поддерживая звание «Киев Модерн балета» как одного из ведущих центров развития современной хореографии Украины .
С первых дней создания «Киев Модерн-балет» активно участвовал в различных фестивалях и конкурсах как на территории Украины, так и за её пределами. Театр является постоянным участником крупнейших театральных фестивалей: «Время любить танец» (г. Биарриц , Франция ), «Биенале театра им. Эжена Ионеско» (Bienala Teatrului «Eugène Ionesco» — BITEI), Международного фестиваля культуры и танца (г. Бангкок , Таиланд ), Международного театрального фестиваля FITO (г. Орадя , Румыния ), Международного фестиваля «Балетное лето в Большом» (г. Минск , Белоруссия ), Международный фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC) (г. Витебск , Белоруссия ), Международный фестиваль-конкурс хореографического искусства (г. Лодзь , Польша ). С гастролями театр не только ездит по большим и малым городам Украины , получает приглашение о сотрудничестве с иностранными представительствами (на протяжении девяти лет театр сотрудничает с MTSM.BV Musik Theatre Stage Management при содействии которых балеты театра гастролируют в странах Бенилюкса ).
За годы своего существования театр представил своё искусство на гастролях во Франции , Испании , Швейцарии , Нидерландах , Бельгии , Португалии , Румынии , Китае , Таиланде , России , Белоруссии , Молдове , Эстонии , Южной Корее и т.д. .
Гастрольный график одного только 2019 года включал в себя Одессу , Харьков , Николаев , Херсон , Полтаву , Сумы , Винницу , Хмельницкий , Бердянск , Мариуполь , Краматорск , Северодонецк , Днепр , Кривой Рог , Запорожье , Черкассы . Театр выступил на сценах Salle Métropole ( Лозанна ), Théâtre du Léman ( Женева ), Theater de Koornbeurs ( Франекер ), Theater Veluvine ( Нюнспет ), Theater Singer ( Ларен ), Theater De Hofnar ( Валкенсвард ), Theater Voorhuys (Берстат), Cultuur-En Congrescentrum Van (Veendam), Schouwburg (Lochem), ZINiN (Nijverdal), Cultura Ede (Molenstraat), Posthuis Theater ( Херенвен ), Stadsgehoorzaal ( Кампен ) .
Театр является участником регулярного фестиваля «Лето в стиле Модерн», который проходит в Одессе на сцене Одесского театра оперы и балета . Первый фестиваль состоялся в 2016 году до десятилетия театра , в 2021-м прошел в седьмой раз .
«Киев Модерн-балет» реагирует на карантинные ограничения пандемического периода премьерой спектакля «Маленький принц» в онлайн-формате, который 21 октября 2020 просмотрело более 17 тысяч зрителей. А в новогодний вечер 31 декабря 2020 года театр показал онлайн-версию балета «Щелкунчик» — трансляция из киевского Октябрьского дворца .
Год | Премия | Номинация | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
27 марта |
сезона 2006/07 |
|
|
Победа |
|
(«Кармен.TV») |
Победа | ||
|
(Кармен в балете «Кармен.TV») |
Номинация | ||
27 марта |
сезона 2007/08 |
|
«Дождь» «Веронский миф: Шекспирименты» «Щелкунчик» |
Победа |
25 марта |
сезона 2012/13 |
|
|
Победа |
24 марта |
сезона 2013/14 |
|
|
Победа |
|
(«Лебединое озеро») |
Победа | ||
|
(«Времена года») |
Номинация | ||
2 марта |
за 2016 год |
|
«Женщины в ре миноре» «Долгий рождественский обед» «Перекрёсток» |
Победа |
30 ноября |
|
|
|
Номинация |
2 апреля |
сезона 2019/20 |
|
(«Вий») |
Номинация |
|
(Хома Брута в балете «Вий») |
Номинация | ||
|
(«Вий») |
Номинация | ||
|
(«Вий») |
Победа |