Interested Article - Волкова, Вера Николаевна

Ве́ра Никола́евна Во́лкова ( 31 мая 1905 , военное поселение близ Томска , Российская империя 5 мая 1975 , Копенгаген , Дания ) — русская и британская артистка балета , педагог.

Биография

Россия

Родилась 31 мая 1905 года под Томском , где её семья находилась на военном поселении во время русско-японской войны . Третий ребёнок в семье (старшие — сестра Ирина и брат Лев). Крещена в томском Богоявленском соборе. Отец — Николай Волков, выходец из Московской губернии , его семья имела землю на юге от Москвы. Погиб на галицийском фронте в 1915 году в звании подполковника в возрасте 37 лет. Мать — Мария Владимировна, урождённая Хейне ( Heine ), по отцовской линии — племянница Генриха Гейне . Дед В. Волковой Максимилиан (младший брат Гейне) участвовал в Русско-турецкой войне, в походе генерала Дибича-Забалканского ; после войны поселился в Санкт-Петербурге , женился на Генриетте фон Арендт и был личным врачом императора Александра II [ источник не указан 494 дня ] .

С сентября 1914 года В. Волкова обучалась в петербургском Смольном институте благородных девиц, вплоть до его закрытия в июле 1917 года. Летом 1919 года, когда большая часть Украины находилась под властью генерала Деникина , мать отправила обеих дочерей вместе с их гувернанткой мадам Lescard в Харьков . Сама, вместе с сыном Львом, осталась в Петрограде . Когда к Харькову стали подходить большевики, гувернантка бежала в Одессу , где находились французские корабли. 14-летняя Вера была отдана в приют, а её старшую сестру приютила одна из семей харьковчан. После захвата Харькова большевиками в январе 1920 года сёстры были вынуждены искать пути возвращения в Петроград. Это был нелегкий путь с небольшим количеством зерна и сушёными грибами , которые в форме бус были повешены на шею.

По словам самой Веры Волковой, она стала заниматься танцем почти случайно: сопровождала подругу при поступлении в Школу русского балета. Подругу забраковали, а на Веру обратили внимание. По другой её версии, она сама пробовала поступить в балетную школу ради дополнительного рациона, полагавшегося ученикам ввиду сильных физических нагрузок. Точно же известно, что танец был одним из обязательных предметов в Смольном институте, где девочки обучались придворным танцам, гавоту , менуэту и лансье . До поступления в балетную школу Вера брала частные уроки у бывшей танцовщицы Мариинского театра мадам Эрле.

В 1920 году в возрасте 15 лет Вера Волкова не имела шанса поступить в Петроградское театральное (балетное) училище (бывшая Императорская балетная школа), куда принимали лишь до 10 лет. У неё тогда были две возможности: балетная школа Миклоша на Гагаринской улице или же Русская балетная школа Акима Волынского (так называемая школа Балтфлота, находившаяся в здании Балтийского Флота на Почтамтской улице ). Обе школы являлись частными. Выбор пал на последнюю. Здесь преподавали Николай Легат , Ольга Преображенская , Мария Романова (мать Галины Улановой ) и Агриппина Ваганова . Одновременно с занятиями в школе Вера Волкова вместе со своим партнёром по школе Александром Пушкиным , (будущим педагогом Нуреева и Барышникова ), берет частные уроки у Вагановой. Аким Волынский имел огромное влияние на развитие Волковой не только как балерины, но и художника. Они часами говорили о балете, философии Ницше , литературе, об эстетике художников Ренессанса , посещали музеи. От Волынского Вера Волкова взяла философию «техники адажио », а от Вагановой — «технику аллегро », которые она соединяла в своей педагогической работе на Западе. Именно в различии этих двух подходов к технике балетного танца заключался конфликт между Волынским и Вагановой, из-за которого последняя покинула школу. В июне 1925 году Вера Волкова получает аттестат о профессиональном образовании. Город носил уже имя Ленинград . В том же году участвует в гастролях по Японии с танцевальной группой. На следующий год вновь гастроли в Японии и китайском Харбине с балетмейстером Соколовским.

1927—1928 годы в биографии Волковой плохо документированы. Известно, что у неё были трудности с поисками работы — видимо, отчасти из-за её близких и дружеских отношений с Волынским. Некоторое время она проживала в Москве, где вышла замуж за музыканта Шуру Виноградова. Брак вскоре распался. Вера познакомилась с танцовщиком Сергеем Тороповым, вместе с которым вернулась в Ленинград.

Китай

Весной 1929 года Вера Волкова, Сергей Торопов и Сергей Гончаров,отправившись на гастроли по стране, эмигрируют в Харбин . Гастролируют в Пекине , Сингапуре и Маниле . Перебираются в Шанхай , где выступают в эксклюзивном кабаре как «Олимпийское трио» с номерами из классического репертуара. Влажный климат постепенно развивает у Волковой хронический колит и кишечные инфекции. Она почти обессилена. После прекращения контракта с варьете Вера устраивается работать модисткой . Сергей Гончаров организует балетную школу, где Вера Волкова однажды обратит внимание на способную ученицу Peggi Hookham, ставшую впоследствии всемирно знаменитой Марго Фонтейн . Сергей Торопов, не найдя себя на чужбине, принимает решение о возвращении в Ленинград. Через советское посольство он получил визу, и вскоре после пересечения границы, по словам Волковой, был расстрелян как враг народа .

В 1932 году Вера Волкова знакомится в английским бизнесменом Hugh Finch Willams, который приезжает в Шанхай изучать архитектуру. Ему 28 лет, он элегантен, имеет амбиции живописца и вдобавок ко всему владеет французским языком. Волкова не говорила по-английски. Он не только ухаживает за Верой, но и устраивает её пребывание в одном из санаториев. В 1934 году Вильямс переезжает в Гонконг и устраивает визу Волковой для переезда в английскую колонию. Вера невероятно истощена, и он оплачивает её лечение, которое спасает ей жизнь.

Лондон и Париж

В 1936 году при помощи Вильямса Вере Волковой, не имеющей гражданства, удаётся перебраться в Англию . На свою просьбу о получении паспорта в советском посольстве она получает отказ. Единственной реальной возможностью остаться в Англии может стать лишь заключение брака. Вильямс берет на себя всю юридическую подготовку, и в 1937 году они становятся мужем и женой. Он работает архитектором, она же на время становится домашней хозяйкой. В Англии В. Волкова вновь встречается с Марго Фонтейн, но отказывается от возобновления личной балетной карьеры. Много лет позднее она призналась канадскому танцовщику , что была так поражена низким уровнем английского балета, что не хотела с ним иметь ничего общего. Волкова познакомилась с балетной школой в студии Gunter Grove. Ей уже почти 33 года, она не танцевала лет 5-6 и была далеко не в форме, но после двухмесячных занятий участвует в студийном концерте с сольным номером на музыку Скрябина. Возобновляет занятия у Николая Легата, но уже для получения педагогического диплома.

Её необыкновенно привлекают парижские балетные студии Ольги Спесивцевой , Любови Егоровой и Бориса Князева . Все они были выходцами из петербургской балетной школы , но преподавательский стиль их сильно различался. Вера Волкова посещала занятия в их студиях с невероятным любопытством и впитывала в себя все самое интересное. Особый интерес она проявляла к преподаванию Егоровой, которая никогда не повышала голоса на своих учеников и никогда не прикасалась к ним физически. Практически весь класс она проводила не вставая со стула и лишь в конце урока поднималась для демонстрации адажио . Это было скорее вдохновенным, а не структурированным преподаванием. В Париже же Волкова была поражена экпрессивностью тела Жана-Луи Барро .

Летом 1939 года посольство Великобритании в Париже рекомендовало всем английским подданным покинуть континент ввиду напряжённой международной обстановки. После нападения фашистской Германии на Польшу в сентябре 1939 года Англия вступила в войну. А так как Советский Союз имел мирное соглашение с Германией , то Вера Волкова официально получает статус предателя со стороны советских властей. В 1940 году Вильямс был призван на фронт в чине майора и отправлен в Индию . Волкова хочет служить добровольцем в Красном Кресте и Бригаде скорой помощи, но из-за своей национальности получает отказ.

После ухода в 1938 году Николая Сергеева с позиции педагога балетной труппы « Садлерс-Уэллс », была приглашена её руководителем, Нинет де Валуа , занять его место. В то же время, многие артисты труппы, в том числе, Марго Фонтейн , ходили к ней заниматься дополнительно. Так, Фонтейн работала с Волковой практически над всеми своими партиями в классических балетах — именно Волкова стала для балерины тем педагогом, который сделал всё для раскрытия её таланта .

В 1941 году Волкова преподает в балетной труппе Дианы Гульд; в 1942 году открывает собственную балетную школу в небольшом помещении с обшарпанными стенами, неровным полом и маленькой раздевалкой по адресу West Street , 26. Во время войны Вера Волкова находилась в романтических отношениях с танцовщиком Хенри Дантоном.

После войны де Валуа предложила ей заключить постоянный контракт — но с тем условием, что она закроет свою лондонскую студию. Волкова отказалась, после чего де Валуа запретила своим артистам посещать её студию. Вскоре после этого Волкова переехала в Копенгаген :81 .

После войны Лондон становится меккой танца. Сюда приезжают европейские и американские труппы с гастролями. Танцовщики со всего мира приезжают в поисках работы и тренинга. Уроки у Волковой берут Эрик Брун , Карла Фраччи , Эльза Марианна фон Розен , , , , Светлана Берёзова , . Из Парижа приезжают Ролан Пети вместе с Зизи Жанмер , Жан Бабиле и , Морис Бежар . Из Американского балета — и Мелисса Хейден. Впервые на её педагогическую работу обращает внимание критика, называя её метод мистическим и харизматическим одновременно. Сама Вера Волкова понимала необходимость воспитания верного понимания танца у балетных критиков, давала уроки критику Ричарду Баклу.

В 1951 году принимает приглашение директора миланского театра « Ла Скала » возглавить балетную труппу этого театра. Однако это сотрудничество было непродолжительным — после шести месяцев работы Волкова покинула этот пост.

Копенгаген

6 октября 1951 года, по приглашению директора Королевского театра Дании она прибывает в Копенгаген . Перед ней встаёт задача при сохранении традиций датского хореографа Августа Бурнонвиля привести танцовщиков на уровень ведущих национальных балетных трупп. Именно в Копенгагене её педагогический талант получает своё полноценное выражение. Она буквально ставит балет (« Сильфиду ») на пальцы. Техника «на пальцах» у Бурнонвиля была весьма ограниченной. Волкова фокусирует то немногое, что несомненно подчеркнуло драматизм и эстетику танца — его хрупкость. Она улучшает положение рук и свободу плеч. Следит за правильным разворотом бёдер у танцовщиков, правильным дыханием. Обращает особое внимание на тело как единое целое с центром координации в корпусе, на необходимость соединения пластичности французской школы с виртуозностью школы итальянской. Формируя саму школу, Волкова проявляет не только свою профессиональную, но и человеческую позицию. Интересен тот факт, что когда аспиранты должны были сдавать экзамен при зачислении в основную труппу, то очень способного танцовщика Хеннинга Кронстама из-за его гомосексуальности (опасаясь возможных скандалов) принимать не рекомендовали. На что Вера Волкова решительно выразила протест, заявив, что если его не зачислят, то она не останется в театре. Она всегда была настроена на диалог с учениками.

Используя свои связи, Вера Волкова привлекала к работе в Дании таких современных хореографов, как Джордж Баланчин , Фредерик Аштон , Давид Лишин . У неё было особое чутье на видение таланта в учениках. Эрик Брун говорил, что при помощи Волковой он изменил свой стиль. Как отмечал один из критиков Svend Kragh Jacobsen, наступила новая, интернациональная эпоха для датского балета и артистов. Волкова тщательно относилась к распределению ролей: она считала, что лучше смотреть второстепенный спектакль с верным распределением партий, нежели хороший с плохим. Старалась всегда находиться вне политики и театральных интриг. Позже признавалась, что со временем перестала относиться серьёзно к театру, лишь к танцу.

Посещение СССР

В 1961 году, буквально спустя месяц после своего невозвращения в Советский Союз , у неё занимается Рудольф Нуреев. В 1967 году, впервые после эмиграции, Вера Волкова посетила Ленинград. В 1973 году участвовала в гастролях Королевского театра в Москве и Ленинграде: «…я была невероятно счастлива. Вероятно, Россия вопреки всему — моя страна…».

Смерть

Вера Волкова скончалась ранним утром 5 мая 1975 года в госпитале Копенгагена — в городе, куда она прибыла на три месяца, но где задержалась без малого на 25 лет.

Награды

  • В 1956 году Вера Волкова была представлена к почётному ордену « Рыцарь Креста ».
  • В 1974 году к празднованию 100-летнего юбилея Королевского театра, В. Волкова получает Carlsberg Memorial Legacy.

Примечания

  1. Zoë Anderson. The Royal Ballet. 75 years. — Faber and Faber, 2006. — 354 с.

Ссылки

Источник —

Same as Волкова, Вера Николаевна