Interested Article - Манеж (Москва)

Московский Мане́ж ( Центральный выставочный зал Манеж ) — историческое здание, расположенное по адресу: Манежная площадь , дом 1, между Манежной и Сапожковой площадями , Александровским садом и Моховой улицей . Главная выставочная площадка Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Музейно-выставочное объединение „Манеж“» .

Здание было построено в 1817 году по проекту Августина Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года . В 1824—1825 годах Осип Бове оформил фасады Манежа в стиле ампир . Первоначально Манеж назывался Экзерциргауз и предназначался для строевой подготовки войск. С 1831 года в здании стали проводиться выставки и народные гуляния, ещё позднее — концерты и балы. После революции большевики устроили в его помещениях казарму , затем — гараж правительственных автомобилей. В 1957 году учреждению был присвоен статус Центрального выставочного зала, в нём регулярно стали проводиться выставки и другие публичные мероприятия .

В 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено по проекту архитектора Павла Андреева . После реставрации комплекс получил подземный этаж, расширив хозяйственные и выставочные площади. В настоящее время на площадках музейно-выставочного объединения организуются выставки, концерты, перформансы, лекционные курсы .

Описание Манежа

План московского Манежа в XIX веке

Прямоугольное в плане одноэтажное здание московского Манежа является образцом архитектуры классицизма . Строение длиной 166 м, шириной 44 м и высотой около 15 м было очень крупным для своего времени. Первоначальная площадь Манежа составляла 7424,67 м². Торцовые фасады здания украшены аркадой из семи арочных проёмов с полуколоннами и увенчаны гладкими фронтонами без декора. К боковым стенам примыкают полуколонны тосканского ордера , между которыми в арочных проёмах помещены сводчатые окна. Под фронтонами торцевых фасадов, а также в средней части боковых стен расположены тройные деревянные ворота. Главным фасадом предполагался Южный, выходящий к Кутафьей башне — одному из четырёх входов в Кремль . Внутреннее пространство Манежа хорошо освещено дневным светом за счёт окон, образующих около трети площади стен. Укрупнённость пропорций Манежа, колонны , пилоны и сдержанная колористическая гамма подчёркивают монументальность здания .

История

«Московский Манеж. Вид со стороны Моховой ул.», акварель Августина Бетанкура . Ок. 1817 года

Строительство Экзерциргауза

Фасады Манежа, 1825 год

История строительства Манежа связана с московским пожаром 1812 года , уничтожившим большую часть деревянной городской застройки. Начавшая в 1813 году работу « Комиссия для строений Москвы » приняла решение о превращении выгоревшей застройки в единообразный классицистический архитектурный ансамбль . В число возведённых по этому плану зданий вошёл и Манеж, который построили на месте купеческих лавок .

В 1816 году Александр I отдал распоряжение о строительстве Экзерциргауза, как назывались манежи в те времена. После ввода русских войск в Париж в 1814 году император был удовлетворён слаженностью их шага, поэтому регулярно устраивал военные парады и смотры . Здание было предназначено для строевой подготовки войск численностью до двух тысяч человек, также удобным было место — рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков .

В 1817 году работа над Манежем была поручена архитектору Августину Бетанкуру . Ему предстояло спроектировать огромное здание, где бы мог свободно маневрировать конный полк. Уникальная конструкция стропил и 30 деревянных ферм позволила сделать здание 45 метров шириной без внутренних опор, с поддержкой только за счёт стен. Внутреннее пространство организовали так, что помещение было открытым и полностью просматриваемым. Иностранные инженеры специально приезжали в Москву, чтобы познакомиться с необычной системой перекрытий Манежа .

Подготовка к строительству началась весной того же года до официального утверждения проекта. Работы велись под руководством главного инспектора гидравлических и земляных работ в Москве, инженера Льва Карбонье , ему помогали архитектор Карл Ламони и инженер-поручик А. Я. Кашперов . В июле Александр I утвердил проект и предварительную смету в 964 038 рублей 56 копеек. Планировалось, что финансирование поступит от Комиссии о строении. Уникальному проекту требовались длинные стропила, для них со всей России свозили вековые лиственницы . Из-за сжатых сроков строительства потребовалось большое количество рабочих: число каменщиков к июлю 1817 года составляло порядка 600 человек, впоследствии было увеличено до 800. В октябре закончили строить стены и кровлю, в ноябре уже остекляли окна. Отделочные работы были отложены на несколько лет и завершены лишь в 1824—1825 годах .

Во время строительства чердак здания был засыпан махоркой на полметра, чтобы защитить деревянные конструкции от грызунов и насекомых. Музейные сотрудники утверждают, что всю махорку выкурили либо революционные солдаты после Октябрьской революции , либо в голодные годы Великой Отечественной войны , а чердак засыпали опилками, не так хорошо спасавшими дерево от вредителей и сырости .

30 ноября (12 декабря) 1817 года , в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном , Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. В « Московских ведомостях » писали: «Сие здание начато с весны нынешнего года. Длина строения 81, ширина 25 сажен , стены же в 5 аршин толщины; но всего удивительнее потолок, который на столь обширном здании ничем внутри не поддерживается и утверждён только на стропилах, по плану господина генерал-лейтенанта Бетанкура составленных. Все с любопытством смотрят на сие необыкновенное здание» . На мемориальной доске на фасаде написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.» . По мнению архитектурного критика Григория Ревзина , «строительная программа» Александра I и возводимых при нём зданий в стиле русский ампир заключалась в демонстрации преемственности с Римской империей .

Доработки Манежа

Манеж (от Александровского сада) в середине 1870-х гг.

Поспешность, с которой велось строительство, сказалась на качестве проведённых работ и дальнейшей судьбе здания. Уже в июле 1818 года стропильные фермы манежа дали трещины. Хотя основной причиной повреждений называли жару, которая пересушила дерево, исследователи предполагают, что поспешность и упущения при постройке, а также ошибки некоторых расчётов проекта повлияли на состояние здания. Осенью 1819 года Бетанкур ходатайствовал перед Александром I о перестройке кровли здания. Правительством были ассигнованы дополнительно 140 тысяч рублей на ремонт .

Лишь в 1823 году была создана специальная Комиссия по обследованию конструкции кровли. В 1823—1824 годах была осуществлена серьёзная перестройка кровли по проекту и под руководством военного инженера полковника Рафаэля Бауса при активном участии А. Я. Кашперова, как основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанных стропил. Инженер Бауса рассчитал и осуществил новую кровлю, увеличив число ферм с 30 до 45 и улучшив некоторые детали конструкции .

В 1819 году Карбонье предоставил в Комиссию о строении рисунки лепнины для декора фасада Манежа, но его проект так и не был осуществлён из-за перестройки стропил. Вторую попытку закончить отделку предпринял в 1824 году Осипа Бове , который возглавил Комиссию по обследованию Манежа. Он разработал проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов , популярную в послепожарной Москве — она символизировала победу. Декоративные детали в виде военных атрибутов римских легионеров , выполненные по рисункам Бове, были укреплены снаружи и внутри здания манежа летом 1825 года. После штукатурных и лепных работ Бове собирался установить 12 чугунных горельефов , задуманных ещё Бетанкуром. К тому времени старые эскизы были утеряны, и Бове пришлось создавать проект трофеев заново. Горельефы «Военные доспехи» были предназначены для глухих простенков Манежа, но работы по их изготовлению остановили, поскольку финансирование не было получено — взошедший на престол Николай I не проявил интереса к строительству. Так Манеж обрёл свой окончательный вид, за исключением пристроенной позже ротонды .

По приказу Николая I в 1838 году была разобрана старинная церковь Николая Чудотворца в Сапожке , находившаяся рядом. Её престол перенесли в здание-ротонду, пристроенному в этом же году к фасаду Манежа. Фасад пристройки-церкви, выполненный по проекту Константина Тона , повторял структуру и пластику фасадов Манежа, создавая с ним единую композицию. В советское время эта пристройка была уничтожена, поскольку мешала прокладке трамвайных путей по Манежной улице .

В 1904 году была здание было отреставрировано архитектором Иваном Рербергом .

Использование Манежа

В царское время

Манеж с машинами. Выставка 1872 г.

Первое время после открытия в Манеже размещались конюшни и проводились военные смотры, парады и учения. Но поскольку император большую часть времени проводил в Петербурге , и основные военные мероприятия организовывались там, уже с 1830-х годов в московском Манеже стали регулярно устраиваться концерты и выставки . Например, в 1867 году композитор Гектор Берлиоз совместно с пианистом-виртуозом Николаем Рубинштейном дирижировал в Манеже оркестром и хором из 500 человек в присутствии 12 тысяч зрителей . В 1865—1867 годах в здании проходила этнографическая выставка , демонстрировавшая повседневный быт народов России с помощью фигур из папье-маше , одетых в национальные костюмы. По некоторым данным, выставку посетил император Александр II , однако выставляемые фигуры ему не понравились, и он вскоре покинул Манеж . В 1872 году в Манеже проводилась Политехническая выставка , а в 1879-м — антропологическая .

Здание также использовалось для народных гуляний на Пасху , Масленицу , Рождество . В остальные дни в Манеже проходили конные состязания, уроки верховой и велосипедной езды . В 1894-м в Манеже прошло прощание с покойным императором Александром III .

При Советском Союзе

Вид со стороны Кутафьей башни, 2009
Вид со стороны Манежной площади, 2014

После революции в помещении Манежа устроили казарму. Затем Манеж служил гаражом для правительственных автомобилей .

По расхожей версии, во время работы Осипа Бове над внешним оформлением здания московский генерал-губернатор рекомендовал украсить фронтоны скульптурой, но архитектор отказался, оставив фронтоны гладкими и белыми. В советское время эта история трактовалась как пример успешного восстания художника против власти .

К 1920-м годам состояние здания ухудшилось: его балки просели практически на метр. В 1930 году, во время первой серьёзной реставрации здания, их укрепили металлическими листами и колоннами, которые, однако, нарушили изначальную открытую и просторную планировку внутреннего пространства .

В 1941 году в здание попадала немецкая фугасная бомба , но не причинила ему особого вреда. В 1953 году в Манеже вновь начались серьёзные реставрационные работы под руководством архитектора и реставратора Д. Н. Кульчинского: были демонтированы эстакады и ремонтные ямы для автомобилей, восстановлены дореволюционные барельефы с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца . Работы вели строители московского метрополитена во главе с инженером Василием Полежаевым .

С 1957 года Манеж стал постоянно использовался для проведения выставок, концертов и других публичных мероприятий. В 1960-е в нём прошла известная авангардистская выставка «30 лет МОСХ» студии «Новая реальность», которую 1 декабря 1962 года посетил и раскритиковал Никита Хрущёв . В 1967 году Манежу был присвоен статус Центрального выставочного зала столицы . С 1967 по 1981 год в Манеже было проведено более 110 художественных выставок и побывало порядка 22 миллионов посетителей .

В 1990-х годах

С образованием Российской Федерации роль Манежа не изменилась. В 1990-е в здании регулярно проводилась Московская международная художественная ярмарка « ART-МИФ », символизировавшая возрождение авангардистского арт-рынка в постсоветской России . В 1990-м в Манеже состоялась выставка «Авангард 20/90» . С 1996 года Центральный выставочный зал является ежегодным организатором художественной ярмарки «АРТ-Манеж» . На выставке «Арт Манеж — 98» художник Авдей Тер-Оганьян провёл перформанс « Юный безбожник »: он разрубил топором православные иконы , после чего на него завели уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды .

Современность

План реконструкции при Лужкове

В 1998 году мастерская № 14 архитектурного бюро « Моспроекта-2 » разработала план реконструкции Манежа. Здание должно было получить новые инфраструктуру и технику, увеличенные площади экспозиции. Отдельно обсуждалась возможность реконструкции ферм кровли и подземное пространство здания: проект предусматривал строительство дополнительных этажей. На первом подземном этаже архитекторы планировали устроить технические помещения, гардероб и часть экспозиционных площадей, а на втором должна была размещаться автостоянка. Критики проекта утверждали, что подземные этажи исказят исторический облик здания и негативно скажутся на его устойчивости. В это время проект реконструкции не был реализован, а его обсуждение растянулось на несколько лет .

В октябре 2003 года московская мэрия провела инвестиционный конкурс на реконструкцию Центрального выставочного здания в рамках уже разработанного плана. Условия контракта предполагали оплату выставочным временем: в течение 20 лет после восстановления площадей 70 % выставок проводила компания- инвестор и только оставшиеся 30 % — столица. Победившая австрийская фирма «M.S.I Vertriebs» получила право вложить в реконструкцию здания 30 миллионов долларов. Однако при заключении контракта возникла проблема: Манеж имеет статус памятника архитектуры федерального значения, поэтому у мэрии не было полномочий распоряжаться выставочными пространствами .

Пожар 2004 года

Пожар Манежа, 2004 год

14 марта 2004 года, в день президентских выборов , в здании Манежа произошло серьёзное возгорание. Пожару присвоили высшую категорию сложности . В ходе его тушения погибли двое пожарных — Геннадий Золотков и Эдуард Фомин. Пламя уничтожило большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона», и коллекцию произведений современных художников галереи «Манеж», размещённую на первом этаже. В результате полностью сгорела кровля, неповрежденными остались только массивные наружные стены .

Во время тушения пожара, до проведения каких-либо следственных мероприятий, мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что версия поджога исключается . Лужков отменил результаты инвестиционного конкурса по реставрации, новый проект восстановления объекта должен был финансироваться из московского бюджета . По словам заместителя мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе, после пожара здание требовалось не реставрировать, а воссоздавать заново . Решение мэрии о реставрации вызвало оживлённые общественные дискуссии. Архитектурный критик Григорий Ревзин высказал даже мнение о поджоге здания, в котором могла быть заинтересована действующая московская власть: «Тогда я был уверен, что Манеж подожгли, и даже что Лужков и поджег (таково было моё личное оценочное суждение). Там был инвестиционный тупик <…> После пожара стоимость реконструкции упала чуть не вчетверо, контракт с австрийцами разорвали и вместо него всё реконструировали за московские деньги» .

Реконструкция 2004—2005 годов

Ремонт после пожара, июль 2004
Новый потолок Манежа, 2010-е
Основной этаж, выставочный зал после реконструкции, 2010-е

На следующий день после пожара Комитет по архитектуре и градостроительству сообщил, что приступил к разработке проекта восстановления Манежа, который включает два подземных уровня с автостоянкой . Ещё до начала работ Лужков подал в суд на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал « Россия » за критику проекта. Суд удовлетворил второй иск, однако дело в отношении Комеча было проиграно . Реставрация объекта была поручена мастерской архитектора Павла Андреева из бюро «Моспроект-2», как и планировалось до пожара .

Открытие Центрального выставочного зала состоялось 18 апреля 2005 года. После реконструкции в здании были также установлены эскалаторы , лифты, стеклянные ограждения, а слуховые окна на кровле стали более акцентированными (по легенде, термин «слуховые окна» появился в 1817 году при строительстве московского Манежа: на лесах здания работала артель строителей крепостного Слухова, который и назвал так техническое новшество ). Архитекторы полностью воссоздали внешний декор здания по чертежам и рисункам Осипа Бове. Одним из условий реконструкции было восстановление ферм Бетанкура, которые оставили открытыми. Они были изготовлены не из цельных брусьев, а из клееных, скреплённых металлическими болтами и пропитанных огнестойким составом. В здании установили стеклопакетные окна и новейшие системы пожарной охраны и кондиционирования. Благодаря общественному мнению проект был изменён: вырыли только один этаж, из-за чего полезная площадь выставочного пространства увеличилась почти вдвое, а от идеи подземной автостоянки отказались. В Манеже появились кафе, ресторан и конференц-зал .

По мнению ряда архитекторов и искусствоведов, эти изменения исказили первоначальный замысел Бетанкура и привели к возведению в центре столицы «новодела». С 12 по 16 мая 2004 года в Доме художников в рамках международной выставки « Арх Москва » была представлена экспозиция Музея архитектуры имени Щусева «Утраты», представляющая собой символические могилы Манежа, Военторга и гостиницы « Москва » .

Структура Манежа

Руководство

С 2005 по 2011 года площадями Манежа управлял «Торговый дом Шатер» — уполномоченная компания Правительства Москвы по строительству столичных гостиниц . В 2010 году было создано Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музейно-выставочное объединение „Столица“» (ГБУК г. Москвы «МВО „Столица“»). В 2012 году МВО «Столица» было переименовано в МВО «Манеж». Генеральным директором объединения является Иван Иванович Демидов , который сменил Ирину Александровну Толпину, возглавлявшую «Манеж» с 2012 года . Для искусствоведа и куратора Марины Лошак , пришедшей в Манеж вместе с Толпиной в 2012 году, была специально создана должность арт-директора . Лошак занимала эту должность c июля 2012 по август 2014 года . После чего в 2013—2014 годах на контрактной основе арт-директором работал Андрей Александрович Воробьев . Должность арт-директора в ГБУК «МВО „Манеж“» отсутствует с 2014 года.

Подразделения

Музейно-выставочное объединение «Манеж» состоит в ведении Департамента культуры Москвы. На 2018 год в состав ГБУК «МВО „Манеж“» входят три музейно-выставочных пространства: Центральный выставочный зал «Манеж», Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж» и комплекс «Гостиный двор».

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 октября 2017. 2 декабря 2014 года.
  2. , с. 50—52.
  3. , с. 52—55.
  4. . Студопедия (2013). Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года. [ неавторитетный источник ]
  5. Смирнов А. А. // Московский рабочий. — 1981. 8 июля 2011 года.
  6. , с. 36.
  7. Покровская 3. К. О. Бове (1784-1834). — М. , 1964.
  8. , с. 236.
  9. , с. 36—37.
  10. , с. 238.
  11. , с. 49.
  12. Влад Гринкевич. . РИА Новости (13 марта 2009). Дата обращения: 12 октября 2017. 16 февраля 2011 года.
  13. . Дата обращения: 13 декабря 2017. 14 января 2022 года.
  14. , с. 239.
  15. . Интернет-проект 1812 год. Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  16. Григорий Ревзин. . Коммерсант (22 марта 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  17. , с. 239—240.
  18. Васькин А. А. Долгая история московского Манежа // . — М. : Спутник, 2013.
  19. , с. 49—50.
  20. , с. 243—245.
  21. , с. 50.
  22. Григорий Ревзин. . Коммерсант (8 июля 1998). Дата обращения: 12 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  23. , с. 50—51.
  24. , с. 104.
  25. Васькин А. А. Манеж - чего в нём только не было... // . — М. , 2016.
  26. , с. 51.
  27. . Манеж. Дата обращения: 12 октября 2017. 10 октября 2017 года.
  28. , с. 105.
  29. , с. 38.
  30. , с. 52.
  31. . Музеи России. Дата обращения: 12 октября 2017. 16 октября 2017 года.
  32. Михаил Боде, Екатерина Деготь, Алексей Тарханов. . Коммерсант (30 октября 1993). Дата обращения: 12 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  33. Оксана Саркисян. . Журнальный зал (2007). Дата обращения: 14 марта 2014. 13 апреля 2018 года.
  34. . Музеи России (15 декабря 2006). Дата обращения: 12 октября 2017. 12 октября 2017 года.
  35. Алексей Герасимов. . Коммерсант (4 марта 1999). Дата обращения: 20 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  36. , с. 105—106.
  37. . Известия (16 марта 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  38. . ИзформЭКСПО (19 мая 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  39. . Все о пожарной безопасности. Дата обращения: 12 октября 2017. 7 октября 2017 года.
  40. , с. 109.
  41. . Вести.RU (18 мая 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  42. Вести.RU (18 мая 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  43. Виктор Шендерович. . Эхо Москвы (19 марта 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  44. . РБК (15 марта 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. Архивировано из 25 февраля 2014 года.
  45. Хранитель. Алексей Ильич Комеч и судьбы русской архитектуры / Самовер Н.. — М. : Искусство — XXI век, 2009. — С. 354—357. — 383 с. — 1100 экз. ISBN 978-5-980-51-060-2 .
  46. НТВ (15 марта 2004). Дата обращения: 12 октября 2017. 11 октября 2017 года.
  47. . Вести.RU (18 мая 2005). Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  48. Григорий Ревзин. . archi.ru (1 февраля 2010). Дата обращения: 12 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  49. . Коммерсант (13 декабря 2011). Дата обращения: 12 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  50. . Новая газета Европа (27 января 2024). Дата обращения: 30 января 2024.
  51. . Сайт Москвы (23 декабря 2022). Дата обращения: 30 января 2024.
  52. . Манеж. Дата обращения: 12 октября 2017. 8 октября 2017 года.
  53. . Colta.ru (18 августа 2014). Дата обращения: 12 октября 2017. 12 октября 2017 года.
  54. . РИА Новости (20 августа 2013). Дата обращения: 12 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  55. . Москва 24 (20 августа 2013). Дата обращения: 12 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  56. Геля Шапиро. // The Art Newspaper Russia. — 2014. — № 8(27) .

Литература

  • Будылина М. История постройки Манежа в Москве // Архитектурное наследство : журнал. — М. , 1952. — № 2 . — С. 236—249 .
  • Васькин А. А. , Гольштадт М. Г. От снесённого Военторга до сгоревшего Манежа. — М. : «Спутник+», 2009. — 397 с. — ISBN 978-5-9973-0100-2 .
  • Васькин А. А., Гольдштадт М. Г. Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала. По шёлковой Воздвиженке, по замшевой Манежной: Фотопутеводитель. — М. : «Компания Спутник+», 2002. — 101 с. — ISBN 5-93406-348-0 .
  • Векслер А. Г. Манеж и Манежная площадь Москвы: горизонты истории. — М. : Вече, 2012. — 143 с. — ISBN 978-5-9533-4664-1 .
Источник —

Same as Манеж (Москва)