Война: Драма в 3 д. СПб.: Театр и искусство, 1907.
Красивый деспот. СПб.: А. С. Суворин, 1907.
Красивый деспот. Последний акт драмы Н. Евреинова. СПб., 1907.
Старинный театр. Об актере средних веков // Театр и искусство. 1907. № 50.
Доклад прочтён Евреиновым в литературном кружке им. Я. П. Полонского на вечере 30 ноября 1907 г.
1908
Такая женщина: Драматический парадокс в 1 д. СПб.: Театр и искусство, 1908.
СПб.: Сириус, 1908.
Содерж.: Болваны, кумирские боги: историческая пьеса в 4 д. и 7 карт. (1900); Фундамент счастья: комедия в 3 д.; Стёпик и Манюрочка: комедия в 1 д.; Красивый деспот, последний акт драмы; Война: драма в 3 д.
Введение в монодраму // Театр и искусство. 1909. № 9-12, 13.
Введение в монодраму. СПб., 1909, 1913.
Реферат прочитан 16 дек. 1908 г. в Московском лит.-худ. кружке.
1910
Ропс. СПб.: Н. И. Бутковская, 1910.
. В сб.: Студия импрессионистов. Книга 1-я. Ред. Н. И. Кульбина. — Спб.: изд. Н. И. Бутковской, 1910, с. 58—102.
1911
Художники театра В. Ф. Комиссаржевской // Алконост. Сб. 1. СПб., 1911. С. 133
Испанский театр 16—17 вв. Введение к спектаклям Старинного театра 1911—1912. СПб., 1911.
О щести красавицах, не похожих друг на друга: Инсценировка сказки Магоммада-Эль-Бассари. СПб.: Театр новинки, 1911.
Нагота на сцене: Иллюстрированный сборник статей. СПб.: Н. И. Бутковская, 1911 / Ред. Н. Н. Евреинов.
Статьи Н. Н. Евреинова: «Сценическая ценность наготы», «Язык тела».
Крепостные актёры. СПб., 1911.
1912
Далькроз и его школа // Театр и искусство. М., 1912. № 5. С. 107—108.
Бердслей. СПб.: Н. И. Бутковская, 1912.
К вопросу о пределах театральной иллюзии. Беседа // Театр и искусство. 1912. № 36.
Всегдашни шашни // Театр и искусство. 1912. № 47.
Театр как таковой (Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни). СПб., 1912 (по монографии «Судейкин»: изд. Н. И. Бутковской (б.г.).
Кульбин. СПб. Общество Интимного театра. 1912
1913
История телесных наказаний в России (реферат выпускного сочинения). СПб., изд. В. К. Ильинчика, 1913. — 214 с.
К постановке «Хильперика»: Реферат. СПб., 1913.
Режиссёр-автор. Беседа с Н. Н. Евреиновым // Раннее утро. 1913, 3. III
В Марокко (Из дневника моих скитаний). // Солнце России. № 24 (175). июнь 1913. Санкт-Петербург. Товарищество «Копейка»
1914
Драматические сочинения. Т. 2. Пг.: Современное искусство, 1914.
Содерж.: Ярмарка на индикт св. Дениса (Уличный театр, 1907); Три волхва (Старинный театр, 1907); Весёлая смерть (Весёлый театр, 1909); Такая женщина (Малый театр, 1908); Бабушка; Неизменная измена.
1915
Пг., 1915.
Об отрицании театра. Полемика сердца // Стрелец. Вып. 1. СПб., 1915.
A merry death [Весёлая смерть]: A harlequinade by Nicholas Evreinof / Authorised transl. by
C. E. Bechhöfer
) //
. 1915. Nov. 25. P. 86—89.
Степанов В. Я.
Опыт словаря декораторов; Опись памятников русского театра из собрания Л. И. Жевержеева / Вступ. ст. Н. Евреинова. Пг., 1915.
Театр для себя: (Ч. 1; теоретическая). СПб., 1915.
Общественный театр на взгляд познавшего искусство «Театра для себя» // Очарованный странник. Альманах осенний. 1915 год. Санкт-Петербург. Издательство эгофутуристов. 1915
Инсцены «Театра для себя» // Очарованный странник. Альманах зимний: Альманах интуитивной критики и поэзии. 1915 год. Санкт-Петербург. Издательство эгофутуристов. 1915
1916
Театр для себя (Ч. 2, 3). Пг., 1916.
Туристы в Петрограде (Набросок и рисунки к нему Н. Н. Евреинова) // Солнце России. Литературно-художественный и юмористический еженедельник. № 311 (5) январь. Санкт-Петербург. Товарищество «Копейка». 1916
1917
О «Весёлой смерти» // Искусство. 1917. № 5, 6.
1920
Сцена театра и сцена жизни. (К постановке пьесы «Самое главное» в «Вольной комедии») // Жизнь искусства. 1920. 24—26 дек. № 640—642. С. 1.
1921
Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в истории её возникновения: Фольклористический очерк. СПб., 1921.
Недоказуемое [: Вступ. ст.] //
Беленсон А.
Искусственная жизнь / Рис. Ю. Анненкова. Пг., 1921.
Самое главное. Пг., 1921.
Первая часть трилогии «Двойной театр».
1922
Нестеров. Петроград.: Третья стража, 1922.
—
Книга о живописце
Михаиле Васильевиче Нестерове
(1862—1942), первая советская монография о художнике, выпущенная в бывшем издательстве
.
Первобытная драма германцев. Из истории германо-скандинавских народов. Петроград. «Полярная звезда». 1922.
—
Аналитическое эссе, развивающее тему предшествующих изданий аналогичной направленности, и посвящённое истории зарождения мистериальных жанров в нескольких этнических традициях Европы; автор делает очередную попытку адаптировать свою концепцию «театрализации» к архаическим зрелищным формам. Выпущено в свет незадолго перед тем учреждённым издательством
, марку для которого разработал
Дмитрий Исидорович Митрохин
.
Оригинал о портретистах (К проблеме субъективизиа в искусстве). М. Госиздат, 1922.
—
Труд, который по жанровым характеристикам можно отнести и к психологии, и к искусствоведению, и к мемуарам. В книге приводится своеобразный анализ «персонификации» художника в образе портретируемого. Н. Н. Евреиновым в свойственной ему иронической фразеологии рассказано о том, как он понимает влияние психологических факторов, обусловленных внутренним миром художника, на характеристики, которыми он наделяет произведение, в данном случае, наиболее показательное в контексте изложенной идеи — портрет. Такому параллельному толкованию подвергнуты портреты самого Н. Н. Евреинова, созданные
И. Е. Репиным
,
С. А. Сориным
,
М. В. Добужинским
,
А. К. Шервашидзе
,
Н. И. Кульбиным
,
Д. Бурлюком
,
В. В. Маяковским
,
М. П. Бобышовым
,
Ю. П. Анненковым
,
и другими.
Евреинов Н. Н. Театральные новации. Пг.: Третья стража, 1922. 118 с.
La Mort joyeuse. Arlequinade en un acte. Répertoire du Vieux Colombier. Avec un Prologe et un mot de Conclusion. Traduit par Denis Roche. NRF, Editions de la Nouvelle Revue Française, Paris, 1922
—
Весёлая смерть. Арлекинада в одном действии. Репертуар театра «
Вьё коломбье
» (театр «Старая голубятня» был основан режиссёром
Жаком Копо
в 1913 году
) — французское издание пьесы «c прологом и послесловием», осуществлённое «
» (редактор
Жак Ривьер
, секретарь
Жан Полан
) в переводе известного
русиста
.
1923
Пг.: Academia, 1923.
Содерж.: Ревизор: режиссёрская буффонада в пяти «построениях» одного отрывка; В кулисах души: монодрама в 1 д. с прологом; Четвёртая стена: буффонада в 2 ч.; Школа этуалей: Пародия-гротеск в 1 д.; Кухня смеха (Мировой конкурс остроумия): пародия 4 шаржах.
О новой маске, (авто-био-реконструктивной). Пг.: Третья стража, 1923.
1924
Театр у животных (О смысле театральности с биологической точки зрения). Л.; М., 1924.
Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов. Л., 1924.
Что такое театр: Книжка для детей. Пб.: Светозар, 1924.
Корабль праведных. Пг., 1924.
Вторая часть трилогии «Двойной театр».
1927
The theatre in life. New York; London, 1927.
1928
Театр вечной войны. Париж, 1928.
Третья часть трилогии «Двойной театр».
1946
Le théâtre en Russie Soviétique. Paris, 1946.
1947
Histoire du théâtre russe. Paris, 1947.
1952
Нас было четверо (о театре под сов. ферулой) [: памфлет] // Возрождение. Париж, 1952. Июль-авг. № 22. С. 116—132.
1953
История русского театра. Н.-И. 1953
Памятник мимолётному. (Из истории эмигрантского театра в Париже). Париж, 1953.
1955
История русского театра. Нью-Йорк, 1955
1956
Шаги Немезиды («Я другой такой страны не знаю»): драм. хроника в 6 к. из партийной жизни в СССР (1936—1938) / [Предисл. Анны Кашиной-Евреиновой]. Париж: Возрождение, 1956.
1963
Чему нет имени, или Бедной девочке снилось: пьеса. Париж: Возрождение, 1963.
1990
Тайна Распутина. М.: Книжная палата, 1990. - 80 с., 300 000 экз. (Репринт издания 1924 г.)
1996
«Милый лектор», он же «современный маркиз де Сад». Николай Евреинов. Театр и эшафот. К вопросу о происхождении театра как публичного института. Публ., вст. ст. и примеч. Владислава Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М., 1996. С.14-44.
Переписка
Письма Н. Н. Евреинова к В. В. Каменскому / Публ. и коммент. С. Воронина // Современная драматургия. 1988. № 4. С. 237—251.
Каменский В. В.
«Мне пора быть с вами в Нью-Йорке…». Письма к Николаю Евреинову / Публ., вступ. заметка, подгот. текста и примеч. О. Демидовой // Звезда. 1999. № 7.
Из двух углов. Переписка Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными. 1928—1938. Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «АРТ», 2004. С. 243—278; 552—567.
О нём
Каменский В. В.
Книга о Евреинове. — Петроград: «Современное искусство» Н. И. Бутковской. 1917 (На обложке портрет работы А. К. Шервашидзе).
Бостунич Г.
Н. Н. Евреинов (Театральный анархист) — монография анонсирована в 1924 году издательством «Светозар» (в книге Н. Н. Евреинова «Что такое театр»; в фамилии автора допущена ошибка:
Бастунич
).
Казанский Б. В.
Метод театра. Анализ системы Н. Н. Евреинова. Ленинград: Academia. 1925
. Н. Н. Евреинов в мировом театре XX века. Париж. Imprimerie Béresniak. 1964
Анненков Ю. П.
Николай Евреинов //
Анненков Ю. П.
Дневники моих встреч: Цикл трагедий. В 2 т. Т. 2. New York: Международное литературное содружество, 1966 (Репринт: М.: Худож. лит., 1991.
ISBN 5-280-02316-7
). С. 111—141.
Анненков Ю. П.
Дневник // Театр. 1990. № 8. С. 137—160.
Бабенко В. Г.
Арлекин и Пьеро. Н. Евреинов, А. Вертинский: Материалы к биографиям. Размышления. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 1992
ISBN 5-7525-0309-4
Волконский С. М.
«Франческа да Римини» (22-го апреля 1913 г. постановка Н. Н. Евреинова) // Волконский С. М. Отклики театра. Пг., 1914. С. 20-22.
Высотская О.
Мои воспоминания // Театр. 1994. № 4. С 77-100.
Дейч А.
Голос памяти. Театральные впечатления и встречи. М.: Искусство, 1996. С. 112—121.
Джурова Т. С.
Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010. 158 с.
Иванов В. В. От реатеатрализации театра к театральной антропологии// Театр XX века: закономерности развития / Под ред. А. В. Бартошевича. М.,2003. С. 125—144.
Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Артист. Режиссёр. Театр. 2004
ISBN 5-87334-085-4
Иванов В. В.
«Самое Главное» в постановке Шарля Дюллена в контексте биографии Николая Евреинова // От текста — к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX—XX вв. М.: ОГИ, 2006. С. 69-78.
Рыженков В. Ю. Николай Евреинов в культурной жизни России и зарубежья. — СПб.: Издатель Дмитрий Буланин, 2013. — 320 с., 500 экз.,
ISBN 978-5-886007-739
-3
Архив Н. Н. Евреинова
Российский государственный архив литературы и искусства. Путеводитель. Ф. 982. 338 единиц хранения. 1881—1974 годы. (Аннотацию на оп. 1 фонда Н. Н. Евреинова (1879—1953) см. вып. 3, с. 397)
Современные переиздания
Ревизор: Режиссёрская буффонада в 5 «построениях» одного отрывка; Школа этуалей: Пародия-гротеск в 1 действии; Кухня смеха (Мировой конкурс остроумия): Пародия в 4 шаржах; Четвёртая стена: Буффонада в 2 действиях // Русская театральная пародия XIX — начала XX века. М.: Искусство, 1976.
Тайные пружины искусства: Статьи по философии искусства, этике и культурологии. М.: Ecce homo; Логос-альтера, 2004.
ISBN 5-98378-008-5
.
Любовь под микроскопом: Комедия в 3 действиях и 6 картинах (1931) / Публикация и вступительный текст В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2004. С. 87—148.
ISBN 5-87334-085-4
.
В альманахе также опубликованы фрагменты переписки Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными (1928—1938), Юлии Сазоновой с Николаем и Анной Евреиновыми (1937—1954) и письма Всеволода Хомицкого Николаю Евреинову (1942—1943).
"Во сне и наяву. Н. Н. Евреинов. «Чему нет имени (Бедной девочке снилось)» / Републ. и вст. текст В. В. Иванова// Современная драматургия. 2005. № 4. С. 202—241.
Двойной театр: Самое главное. Корабль праведных. Театр вечной войны. М.: Совпадение, 2007.
ISBN 5-903060-07-2
Н. Н. Евреинов. «Граждане второго сорта» // Публ., вст. текст и коммент. В. В. Иванова // Современная драматургия. М., 2011. № 3. С. 210—230.
Евреинов Н. Н. История русского театра // История русского театра. М.: Эксмо, 2011.
Примечания
↑
Регистрация коллегии Петроиздата 17 февраля 1922 года — Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург—Ленинград.: Л. Лениздат. 1986
Н. Н. Евреинов пишет: «…Жак Копо, бывший директор Vieux Colombier, и тот признавался мне в 1929 году… что он считает себя учеником Станиславского» — Н. Н. Евреинов. История русского театра. Нью-Йорк. 1955 (цитируется по книге Р. И. Власовой «Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Из наследия петербургских мастеров».: Л. Художник РСФСР. 1984)